Анжела Васина
Отчет о работе «Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей велико. Музыка, как и любое другое искусство, способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно – эстетическим переживаниям, к активному мышлению.
Публикация «Отчет о работе „Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие : формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развиваются музыкальные способности.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать с дошкольного возраста. Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей.
Восприятие музыки – сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика, различать музыкальные произведения по жанру, характеру.
Именно с этой целью применяют музыкально-дидактические игры и пособия, которые воздействуя на ребенка комплексно, вызывают у них зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.
Именно поэтому в своей педагогической деятельности тема по развитию музыкальных способностей дошкольников средством музыкально-дидактических игр стала для меня приоритетным направлением.
Цель: Помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкально-сенсорных способностей, научить различать свойство музыкального звука с помощью наглядно-слухового и наглядно - зрительных методов музыкального воспитания.
Цель работы определила и поставила следующие задачи:
1. Раскрыть значение музыкально-дидактических пособий и игр, обследовать методы их воздействия на развитие музыкально-сенсорных способностей;
2. Совершенствовать формы и методы обучения в процессе использования музыкально - дидактических игр в различных видах музыкальной деятельности;
3. Наработать вспомогательный музыкально - дидактический материал и использовать его в учебно-педагогическом процессе;
4. Проанализировать полученные результаты.
На первом этапе (Сентябрь – Октябрь – Ноябрь) работы по теме самообразования я стала изучать литературу.
В настоящее время формированию музыкально-сенсорных способностей детей уделяется мало внимания. А между тем исследования таких известных педагогов, как Выготский Л. С., Теплов Б. М., Радынова О. П., Каплунова И. М., Новоскольцева И. А. доказывают возможность и необходимость формирования памяти, воображения, мышления, способностей у всех детей без исключения.
Для своей работы основополагающими источниками литературы по развитию детей средствами музыкально-дидактических игр стали работы
Н. А. Ветлугиной, Л. Н. Комисаровой, И. Л. Дзержинской, А. В. Запорожца, А. П. Усовой, Н. Г. Кононовой, Э. П. Костиной.
Вместе с тем пришло понимание того, что развитие у детей музыкально-сенсорных способностей должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических пособий и игр. Ведь все пособия и игры, используемые на музыкальных занятиях, соединяют в себе все методы музыкального воспитания.
Поэтому на втором этапе (Декабрь – Январь - Февраль) своей работы по теме самообразования я ставлю задачу: изучить, собрать, а затем самостоятельно создать необходимый методический материал для дальнейшей работы, для применения полученных знаний на практике. На этом этапе планирую наработать следующий материал :
• картотека музыкально-дидактических игр;
• перспективный план работы с детьми по музыкальному развитию посредством музыкально-дидактических игр;
• консультации для педагогов;
• консультации для родителей;
• открытое мероприятие для педагогов с использованием музыкально-дидактических игр
• открытое мероприятие для родителей с использованием музыкально-дидактических игр.
На третьем этапе (Март – Апрель – Май) работы по теме самообразования планирую провести анализ работы и оформить результат. Разместить презентацию работы в интернет ресурсах.
Список литературы
1. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учеб. Пособие для студентов педагогических институтов. - М. : просвещение,
1983. - 255 с.
2. Ветлугина Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. М., 1958.
3. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Пособие для воспитателя детского сада. М. : Просвещение, 1978. - 96 с.
4. Дошкольная педагогика : учеб. Пособие для студ. Пед. ин-тов / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. - М. : Просвещение, 1983. - 304 с.
5. Каплунова И. М. Этот удивительный ритм: Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. сада. - С-П. : Изд. «Композитор», 2005.
6. Комисарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников : Пособие для воспитателей и муз. руководителей дет. садов. - М. : просвещение, 1986. - 144 с.
7. Кононова Н. Г. Музыкально - дидактические игры для дошкольников : Из опыта работы муз. руководителя. - М. : Просвещение, 1982. - 96с., ил.
8. Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников : Учеб. Для студ. высш. и сред. пед. учеб. завед. - 2-е из. - М. : Издательский центр
«Академия», 1998. - 240 с.
9. Радынова О. П. Слушаем музыку : Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. сада. - М. : Просвещение, 1990. - 160с.
10. интернет-источник: www.maam.ru