Ирина Кашицина
Консультация «Дидактические игры в ДОУ как метод формирования и развития музыкальных способностей детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация на тему : «Дидактические игры в ДОУ, как метод формирования и развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
Публикация «Консультация „Дидактические игры в ДОУ как метод формирования и развития музыкальных способностей детей“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Консультации для родителей
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Музыкальные игры. Консультации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Многие педагоги – исследователи подчёркивают различие между музыкально – дидактическими играми и пособиями, которое состоит в том, что музыкально - дидактическая игра (как и любая другая) имеет свой игровой сюжет, игровое действие, правила. Особенностью музыкально - дидактических игр является и то, что они могут использоваться детьми самостоятельно, а музыкально – дидактические пособия в качестве учебных применяются в основном на музыкальных занятиях. Цель таких пособий: наглядно проиллюстрировать отношения звуков по длительности и высоте, поупражнять детей в различении динамики, тембра и других выразительных средств, тогда как музыкально – дидактические игры могут не использовать зрительную наглядность. К эстетическому оформлению музыкально - дидактических игр предъявляются определённые требования - они должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Музыкальные произведения, на основе которых развёртывается игровое действие, также должны отвечать эстетическим требованиям, вызывать чувства у детей. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь [1, 3, 7]. Музыкально – дидактическая игра может рассматриваться как игровой метод обучения; игровая форма обучения; самостоятельная игровая деятельность; средство музыкального общения и развития ребёнка [5, 6]. Таким образом, подчёркивается её полифункциональный характер.
В педагогической литературе достаточно широко представлена классификация музыкальных игр. Например, Н. А. Ветлугина разделяла музыкально - дидактические игры для развития музыкально – сенсорных способностей на настольные, подвижные и хороводные. В дальнейшем эту работу продолжила А. Н. Зимина, которая подразделяет такие игры в зависимости от дидактической задачи и развё ртывания игровых действий на три вида:
1) спокойное музицирование; 2) игры типа подвижных; 3) игры, по типу хороводных. Г. П. Новикова приводит следующую классификацию: игры с игрушками; игры с картинками; хороводные игры и подвижные. Так как одной из основных задач музыкального образования детей является развитие музыкальных способностей, важной является классификация музыкально – дидактических игр именно по этому основанию: игры для развития ладового чувства; игры для развития музыкально – слуховых представлений; игры для развития чувства ритма [7].
Н. А. Ветлугина определила содержание и структуру музыкально – дидактической игры, которая должна включать игровые правила и игровые действия. Развитие игровых действий обусловлены развитием музыкальных образов, литературным текстом песни. В оНаличие у детей определённого музыкального и жизненного опыта позволяет им быть достаточно активными в ходе игры и самостоятельно использовать их в повседневной жизни. Но это не означает, что дети, играя, предоставлены сами себе. Педагог выступает в роли организатора, иногда может быть и участником игры, но чаще всего является независимым наблюдателем.
Таким образом, можно сказать, что ценность музыкально – дидактической игры в том, что она доступна детскому пониманию и вызывает у ребёнка интерес и желание в ней участвовать, то есть способствует развитию музыкальности. Основное же назначение музыкально – дидактических игр – формирование у детей музыкальных способностей.
В дополнение к широко известным музыкально-дидактическим играм [4] предлагаются авторские разработки.
1 Музыкально – дидактическая игра «Ворон»
Цель: развитие звуковысотного слуха.
Атрибуты игры : картина с «кармашком», на которой изображён ворон, сидящий на дубе; карточки с изображением фигурок лесных животных.
Ход игры.
Педагог рассматривает с детьми иллюстрацию (дидактическое пособие) с изображением ворона, играющего на трубе. Затем напоминает, что музыкальные звуки бывают разные по высоте - низкие и высокие. Спрашивает у детей, какие звери могут танцевать на поляне? Какая музыка подойдёт каждому из них? Исполняются мелодии в высоком, среднем или низком регистре:
Ай, ду–ду, ду–ду, ду–ду.
Сидит ворон на дубу,
Так старается, так дует.
Отгадайте, кто танцует?
Ребёнок вставляет в «кармашек» на картинке определённую фигурку животного, аргументирует свой выбор.
2 Музыкально – дидактическая игра «Бабочка»
Цель: развитие звуковысотного слуха.
Атрибуты игры : иллюстрация (на плотном картоне) с движущейся на леске бабочкой.
Ход игры.
Педагог рассматривает с детьми иллюстрацию (дидактическое пособие) с изображением бабочки, расположенной в центральной части картинки. Детям предлагается спеть мелодию на слог «ля» a capella в восходящем или нисходящем движении в зависимости от того, куда «полетела» бабочка (в этом случае бабочку на леске передвигает педагог).
К солнцу бабочка летит –
Песня «высоко» звучит.
На цветке она сидит –
«Низко» песенка звучит.
3 Музыкально – дидактическая игра «Весёлый – грустный Гном».
Цель: формирование ладового слуха. Вызвать эмоциональный отклик на контрастную выразительность мажора и минора.
Атрибуты игры : иллюстрация (на плотном картоне) - Гном с поворачивающимся вверх или вниз ротиком, изображающим улыбку или грусть.
Ход игры.
Педагог рассматривает с детьми иллюстрацию (дидактическое пособие) с изображением сказочного персонажа. Затем напоминает, что музыка бывает весёлая мажорная и грустная минорная. Исполняются разнохарактерные отрывки из музыкальных произведений. В соответствии с характером звучащей мелодии, детям необходимо повернуть ротик Гнома в нужное положение (Гном улыбается, Гном грустит).
4 Музыкально – дидактическая игра «Грустный – весёлый клоун»
Цель: развитие ладотонального слуха.
Атрибуты игры : две иллюстрации (на плотном картоне) с разным цветовым полем, на одной изображён улыбающийся персонаж, на другой – печальный.
Ход игры.
Педагог рассматривает с детьми иллюстрацию (дидактическое пособие) с изображением сказочного персонажа. Затем напоминает, что музыка бывает весёлая мажорная и грустная минорная. Исполняются разнохарактерные отрывки из музыкальных произведений. В соответствии с характером звучащей мелодии, детям необходимо выбрать нужную картинку.
Клоун весело смеётся,
Песня весело поётся!
Клоун Вася загрустил,
В небо шарик упустил.
5 Музыкально – дидактическая игра «Гармошка Крокодила Гены»
Цель: развитие песенного творчества детей.
Атрибуты игры : гармошка (неозвученный детский музыкальный инструмент); иллюстрация, изображающая фрагмент мультфильма «Чебурашка и Крокодил Гена».
Ход игры.
Задание предлагается индивидуально каждому ребенку. Педагог показывает ребёнку гармошку и объясняет, что её забыл Крокодил Гена из известного мультфильма, который очень любил петь. Затем педагог выясняет отношение ребёнка к пению («А тебе нравится петь? Есть ли у тебя любимая песня?»). В случае утвердительного ответа, предлагает ребёнку «сыграть» на гармошке и спеть свою любимую песню:
Гена Крокодил тут был
И гармошку позабыл.
Мы теперь её возьмём –
Песню весело споём!
Литература:
1. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М., Просвещение, 1983
2. Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М. : Академия, 2005.
3. Комисарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. – М., 1986.
4. Конова Н. Г. Музыкально – дидактические игры для дошкольников-М. ,1982.
5. Праслова Г. А. Музыкальная игра как средство развития// Музыкальный руководитель. – 2004. - №3.
6. Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
7. Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников. – М., 1994.
8. https://минобрнауки. рф/новости/3597- Совет Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам.