Папки-передвижки

Консультация «Дидактические игры в ДОУ как метод формирования и развития музыкальных способностей детей»

Ирина Кашицина
Консультация «Дидактические игры в ДОУ как метод формирования и развития музыкальных способностей детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация на тему : «Дидактические игры в ДОУ, как метод формирования и развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

Публикация «Консультация „Дидактические игры в ДОУ как метод формирования и развития музыкальных способностей детей“» размещена в разделах

Многие педагоги – исследователи подчёркивают различие между музыкально – дидактическими играми и пособиями, которое состоит в том, что музыкально - дидактическая игра (как и любая другая) имеет свой игровой сюжет, игровое действие, правила. Особенностью музыкально - дидактических игр является и то, что они могут использоваться детьми самостоятельно, а музыкально – дидактические пособия в качестве учебных применяются в основном на музыкальных занятиях. Цель таких пособий: наглядно проиллюстрировать отношения звуков по длительности и высоте, поупражнять детей в различении динамики, тембра и других выразительных средств, тогда как музыкально – дидактические игры могут не использовать зрительную наглядность. К эстетическому оформлению музыкально - дидактических игр предъявляются определённые требования - они должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Музыкальные произведения, на основе которых развёртывается игровое действие, также должны отвечать эстетическим требованиям, вызывать чувства у детей. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь [1, 3, 7]. Музыкально – дидактическая игра может рассматриваться как игровой метод обучения; игровая форма обучения; самостоятельная игровая деятельность; средство музыкального общения и развития ребёнка [5, 6]. Таким образом, подчёркивается её полифункциональный характер.

В педагогической литературе достаточно широко представлена классификация музыкальных игр. Например, Н. А. Ветлугина разделяла музыкально - дидактические игры для развития музыкально – сенсорных способностей на настольные, подвижные и хороводные. В дальнейшем эту работу продолжила А. Н. Зимина, которая подразделяет такие игры в зависимости от дидактической задачи и развё ртывания игровых действий на три вида:

1) спокойное музицирование; 2) игры типа подвижных; 3) игры, по типу хороводных. Г. П. Новикова приводит следующую классификацию: игры с игрушками; игры с картинками; хороводные игры и подвижные. Так как одной из основных задач музыкального образования детей является развитие музыкальных способностей, важной является классификация музыкально – дидактических игр именно по этому основанию: игры для развития ладового чувства; игры для развития музыкально – слуховых представлений; игры для развития чувства ритма [7].

Н. А. Ветлугина определила содержание и структуру музыкально – дидактической игры, которая должна включать игровые правила и игровые действия. Развитие игровых действий обусловлены развитием музыкальных образов, литературным текстом песни. В оНаличие у детей определённого музыкального и жизненного опыта позволяет им быть достаточно активными в ходе игры и самостоятельно использовать их в повседневной жизни. Но это не означает, что дети, играя, предоставлены сами себе. Педагог выступает в роли организатора, иногда может быть и участником игры, но чаще всего является независимым наблюдателем.

Таким образом, можно сказать, что ценность музыкально – дидактической игры в том, что она доступна детскому пониманию и вызывает у ребёнка интерес и желание в ней участвовать, то есть способствует развитию музыкальности. Основное же назначение музыкально – дидактических игр – формирование у детей музыкальных способностей.

В дополнение к широко известным музыкально-дидактическим играм [4] предлагаются авторские разработки.

1 Музыкально – дидактическая игра «Ворон»

Цель: развитие звуковысотного слуха.

Атрибуты игры : картина с «кармашком», на которой изображён ворон, сидящий на дубе; карточки с изображением фигурок лесных животных.

Ход игры.

Педагог рассматривает с детьми иллюстрацию (дидактическое пособие) с изображением ворона, играющего на трубе. Затем напоминает, что музыкальные звуки бывают разные по высоте - низкие и высокие. Спрашивает у детей, какие звери могут танцевать на поляне? Какая музыка подойдёт каждому из них? Исполняются мелодии в высоком, среднем или низком регистре:

Ай, ду–ду, ду–ду, ду–ду.

Сидит ворон на дубу,

Так старается, так дует.

Отгадайте, кто танцует?

Ребёнок вставляет в «кармашек» на картинке определённую фигурку животного, аргументирует свой выбор.

2 Музыкально – дидактическая игра «Бабочка»

Цель: развитие звуковысотного слуха.

Атрибуты игры : иллюстрация (на плотном картоне) с движущейся на леске бабочкой.

Ход игры.

Педагог рассматривает с детьми иллюстрацию (дидактическое пособие) с изображением бабочки, расположенной в центральной части картинки. Детям предлагается спеть мелодию на слог «ля» a capella в восходящем или нисходящем движении в зависимости от того, куда «полетела» бабочка (в этом случае бабочку на леске передвигает педагог).

К солнцу бабочка летит –

Песня «высоко» звучит.

На цветке она сидит –

«Низко» песенка звучит.

3 Музыкально – дидактическая игра «Весёлый – грустный Гном».

Цель: формирование ладового слуха. Вызвать эмоциональный отклик на контрастную выразительность мажора и минора.

Атрибуты игры : иллюстрация (на плотном картоне) - Гном с поворачивающимся вверх или вниз ротиком, изображающим улыбку или грусть.

Ход игры.

Педагог рассматривает с детьми иллюстрацию (дидактическое пособие) с изображением сказочного персонажа. Затем напоминает, что музыка бывает весёлая мажорная и грустная минорная. Исполняются разнохарактерные отрывки из музыкальных произведений. В соответствии с характером звучащей мелодии, детям необходимо повернуть ротик Гнома в нужное положение (Гном улыбается, Гном грустит).

4 Музыкально – дидактическая игра «Грустный – весёлый клоун»

Цель: развитие ладотонального слуха.

Атрибуты игры : две иллюстрации (на плотном картоне) с разным цветовым полем, на одной изображён улыбающийся персонаж, на другой – печальный.

Ход игры.

Педагог рассматривает с детьми иллюстрацию (дидактическое пособие) с изображением сказочного персонажа. Затем напоминает, что музыка бывает весёлая мажорная и грустная минорная. Исполняются разнохарактерные отрывки из музыкальных произведений. В соответствии с характером звучащей мелодии, детям необходимо выбрать нужную картинку.

Клоун весело смеётся,

Песня весело поётся!

Клоун Вася загрустил,

В небо шарик упустил.

5 Музыкально – дидактическая игра «Гармошка Крокодила Гены»

Цель: развитие песенного творчества детей.

Атрибуты игры : гармошка (неозвученный детский музыкальный инструмент); иллюстрация, изображающая фрагмент мультфильма «Чебурашка и Крокодил Гена».

Ход игры.

Задание предлагается индивидуально каждому ребенку. Педагог показывает ребёнку гармошку и объясняет, что её забыл Крокодил Гена из известного мультфильма, который очень любил петь. Затем педагог выясняет отношение ребёнка к пению («А тебе нравится петь? Есть ли у тебя любимая песня?»). В случае утвердительного ответа, предлагает ребёнку «сыграть» на гармошке и спеть свою любимую песню:

Гена Крокодил тут был

И гармошку позабыл.

Мы теперь её возьмём –

Песню весело споём!

Литература:

1. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М., Просвещение, 1983

2. Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М. : Академия, 2005.

3. Комисарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. – М., 1986.

4. Конова Н. Г. Музыкально – дидактические игры для дошкольников-М. ,1982.

5. Праслова Г. А. Музыкальная игра как средство развития// Музыкальный руководитель. – 2004. - №3.

6. Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

7. Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников. – М., 1994.

8. https://минобрнауки. рф/новости/3597- Совет Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам.

Публикации по теме:

Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста «Игра развивает индивидуальность; играя, ребёнок учится воспроизводить свои впечатления и идеи, поэтому игра – могущественное орудие для.

План работы «Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста» Пояснительная записка «Игра развивает индивидуальность; играя, ребёнок учится воспроизводить свои впечатления и идеи, поэтому игра- могущественное.

Цели и задачи развития музыкальных способностей детей с 1–2 летЦели и задачи развития музыкальных способностей детей с 1–2 лет Планирование работы на год: СентябрьЦели и задачи: - Развивать умение слушать музыку разного характера. - Побуждать детей к подпеванию и.

Дидактические игры как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возрастаДидактические игры как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста «Дидактические игры своими руками» Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра –.

Дидактические игры в развитии математических способностей у детей с задержкой психического развития Дидактические игры в развитии математических способностей у детей с задержкой психического развития. Для детей с ЗПР игра имеет исключительное.

Консультация для родителей «Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста» Народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является основой для формирования духовного мира человека и его.

Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей через дидактические игры»Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей через дидактические игры» Традиционно сложилось взаимосвязь программы сенсорного воспитания с эффективными средствами ее реализации - дидактическими играми, которые.

Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры» Сенсорное развитие ребенка – это развитие его, восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете,.

Мастер-класс «Музыкально-дидактические игры для развития творческих способностей дошкольников» Каждый ребенок открыт для музыки с рождения, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя и тогда, став частью.

Мастер-класс «Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей дошкольника»Мастер-класс «Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей дошкольника» Мастер-класс «Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей дошкольника» Цель мастер-класса: Знакомство.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Дидактические игры в ДОУ как метод формирования и развития музыкальных способностей детей»
Опубликовано: 15 марта 2019 в 08:38
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Дидактические игры в ДОУ как метод формирования и развития музыкальных способностей детей»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Кашицина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД