Елена Эрмансон
Развивающие игры как средство формирования произвольного внимания младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Школьная практика показывает, что трудности в обучении многих детей непосредственно связаны с недостаточно сформированным и развитым процессом произвольного внимания.
Существует мнение, что для успешной подготовки ребенка к школе нужно как можно раньше научить его читать, считать и, если получится, писать…
Так в первом классе появляются дети, которых до школы, часто непрофессиональными и негуманными приемами, успели частично «вложить» программу первого года обучения. Однако задача подготовки ребенка отнюдь не сводиться приобретению им заблаговременно тех знаний и учебных умений, которые предусмотрены школьной программой. Намного важнее развить у него внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им.
Публикация «Развивающие игры как средство формирования произвольного внимания младших дошкольников» размещена в разделах
Виды внимания
Непроизвольное внимание – внимание, которое вызвано теми или иными особенностями действующих в данный момент объектов без намерения быть к ним внимательным. Возникновение непроизвольного внимания определяется физическими, психическими факторами и связано с общей направленностью личности. Оно возникает без всяких усилий.
Произвольное внимание – служит для достижения поставленной и принятой к исполнению цели.
Послепроизвольное внимание – это активное, целенаправленное сосредоточение сознания, не требующее волевых усилий вследствие высокого интереса к деятельности.
Свойства внимания
Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание.
Сосредоточенность внимания (противоположное качество – рассеянность) проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечения от других.
Переключаемость внимания – понимается как перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной.
Распределение внимания – способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий.
Объем внимания – определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания человека.
Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен только до тех пор, пока интерес не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него.
На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их продвижением в общем, умственном развитии внимание приобретает большую сосредоточенность и устойчивость.
Но основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживать на них, применяя для этого некоторые способы. Истоки произвольного внимания лежат вне личности ребенка. Это значит, что само по себе развитие непроизвольного внимания не приводит к возникновению произвольного внимания. Последнее формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание.
Исходя из сказанного выше, следует, что работа по развитию произвольного внимания должна начинаться уже с детьми младшего возраста и проводиться регулярно и последовательно.
Наблюдения за детьми группы (дети 3-х лет, показали, что часть детей не могут сосредоточиться на занятиях, часто отвлекаются, не справляются с заданиями. Особенно сложно удержать внимание, очень подвижных детей.
Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры и решения эмоционально окрашенной продуктивной задачи они могут достаточно долго оставаться вовлеченными в эту деятельность и соответственно быть внимательными.
Эта особенность является одним из оснований, по которым развивающая работа может строиться на занятиях, требующих напряжения произвольного внимания. Используемые на занятиях элементы игры, продуктивные виды деятельности, частая смена форм деятельности позволяют поддерживать внимание детей на достаточно высоком уровне.
Для поддержания устойчивого произвольного внимания необходимы следующие условия:
- отчетливое понимание ребенком конкретной задачи выполняемой деятельности;
- привычные условия работы. Если ребенок занимается в постоянном месте, в определенное время это создает установку и условия для развития и концентрации произвольного внимания;
- возникновение косвенных интересов. Сама деятельность может не вызвать у ребенка заинтересованности, но у него существует устойчивый интерес к результату деятельности;
- создание благоприятных условий для деятельности, т. е. исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей (шум, резкие звуки и т. д.). Легкая, негромко звучащая музыка не только не нарушает внимания, но даже и усиливает его;
- тренировка произвольного внимания (путем повторений и уточнений) для того, чтобы воспитывать наблюдательность у детей. На развитие произвольного внимания влияет формирование речи и способности выполнять указания взрослых.
Большое значение для развития целенаправленного внимания имеет обучающая игра, так как она всегда имеет задачу, правила, действия и требует сосредоточенности. Чтобы развивать у детей определенные качества внимания (целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность) и способность управлять ими, необходимо использовать различные игры и упражнения. В одних играх надо учитывать разные требования задачи, в других – уметь выделять и помнить цель действия, в третьих – вовремя переключать внимание, в четвертых – сосредоточенность и устойчивость внимания, поскольку необходимо заметить и осознать происшедшие изменения.
В течение всего учебного года занимаясь с детьми, включались игры на внимание во все виды деятельности. На занятиях и в свободное время использовались следующие игры : «Найди такой же»; «Найди ошибку»; «Геометрическое лото»; «Найди одинаковые»; игры с блоками Дьенеша : «Найди все фигуры, как эта»; «Найди не такую фигуру, как эта»; «Сложи узор»; «Угадай, кого загадаем»; «Угадай, что звучит»; «Собери картинку» (2, 4, 6 частей); игры с пирамидками, логическими кубами, мозайками, матрешками; подвижные игры с правилами. Особое внимание старалась уделять детям, слабо справляющимся с поставленной задачей, занималась с ними индивидуально.
Тестирование в начале нового учебного года показало, что часть детей нуждаются не только в особом внимании со стороны воспитателя, но и во внимании со стороны психолога - с этими детьми должна проводится психологом коррекционно-развивающая работа по программе составленной индивидуально для каждого ребенка.
В пять лет ребенок может:
- выполнять задания, не отвлекаясь в течение 10 – 12 минут;
- удерживать в поле зрения 6 – 7 предметов;
- находить 5 – 6 отличий между предметами;
- выполнять самостоятельно задание по предложенному образцу;
- находить 4 – 5 пар одинаковых предметов.
В конце года уровень развития произвольного внимания повысился, благодаря использованию игр направленных на развитие произвольного внимания.
Литература
1. Лешли Дж. «Как работать с маленькими детьми» М., 1991г.
2. Субботский Е. В. «Ребенок открывает мир» М., 1991г.
3. «Психология детей дошкольного возраста» : Развитие познавательных процессов /Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина/. М., 1996г
4. Выгодский Л. С. «Развитие высших форм внимания в детском возрасте» М., 1997г.
5. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. «Практикум по детской психологии» М., Просвещение: Владос, 1995г.
6. Л. В. Ковенько «Секреты природы – это так интересно» М., Лига-Пресс, 2004г.
7. М. В Ильин «Тренируем внимание и память» М., 2005г.
8. А. В. Печерога «Развивающие игры для дошкольников» М., 2008г.
9. Ю. Соколова «Тесты на интеллектуальное развитие ребенка 4 лет» М., 2004г.