Надежда Кечко
Хобби педагога как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Хобби педагога как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Понятие творчество педагога в основном употребляется, когда речь идет о внедрении инновационных идей в педагогическую деятельность и дополнительное образование. Результатом творчества воспитателя является рост его профессионального мастерства и личностное саморазвитие.
Публикация «Хобби педагога как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Творчество воспитателя — это способность изобретать в процессе повседневной профессиональной деятельности что-то новое, комбинировать и видоизменять, адаптировать до возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Особенность творчества воспитателя заключается в том, что он легко налаживает отношения с ребенком как с творческой личностью в процессе их совместных, различных сферах деятельности.
Творчество нельзя навязывать. Оно либо есть, либо его нет, потому что нет у педагога поддержки и веры в его потенциальные возможности. Педагог сам шлифует свое творчество и для этого нужна настоящая свобода его деятельности и плодотворный труд.
Для запуска творческих механизмов в творческом коллективе максимально значимыми именно на начальных этапах развития творчества являются яркие впечатления, события, явления и пики положительных эмоций у воспитателя и детей. Такое эмоциональное погружение педагога и детей в творчество сопровождается эмоциональным подъемом: воспитатель, получив от детей обратный заряд эмоций и энергии как результат сотворчества, настраивается на новый творческий поиск и так продолжается ежедневно.
С таким воспитателем детям интересно, такому воспитателю дети доверяют, они слышат его с первого раза и эмоционально откликаются на предложение о деятельности, проявляют познавательную и творческую активность, демонстрируют стремление быть похожим на любимого воспитателя, с таким воспитателем дети не хотят прощаться в конце рабочего дня, и это является свидетельством высокого уровня его профессионального мастерства и творчества.
Творческие способности — это способность удивляться, познавать, умение находить выход из нестандартных ситуаций; это направленность на открытие нового, необычного, оригинального. В развитии творческих способностей детей важнее не стремление получить конечный результат, а сам процесс деятельности.
В современном мире востребованы творческие личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Именно таких творчески активных людей и должны воспитывать современные творческие педагоги, это и поспособствовало актуальностью выбранной темы.
У креативного воспитателя возникает много творческих идей, связанных с его увлечением. Плюсы увлечённого воспитателя если он по-настоящему творческий человек, в способности рисовать необычные картины, например, для природного уголка, для уголка «Мой любимый огород и сад».
Любовь к прекрасному развивалась в человечестве на всех этапах его существования. Искусство рисования — это удивительный процесс. С одной стороны - творческий, а с другой- познавательный. Рисование на воде
помогает развивать у детей творческую фантазию, воображение, наблюдательность, а кроме того, приобрести особое видение мира и утонченность восприятия.
Мое хобби — это рисование на «волшебной воде» - рисование «Эбру». Я стремлюсь сделать свою группу интересной, уникальной за счёт наполнения различных картин, которые мы нарисовали с детьми сами. Дети меня поддерживают и нам нравится делать что-то своими руками и это вызывает у меня с детьми удовлетворение, как процесс, так и результат дела.
В понятие творчество входит понятие - хобби педагога. Их можно перечислять долго: вязание, вышивка, плетение, стихосложение, рисование, современное увлечение компьютерным дизайном и другие. Это всё наглядное творчество. А воспитатель многосторонняя личность и креативный человек; даже если изначально им не был, то в ходе работы приобретает данные качества.
Рисование на воде стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом. Необычное рисования способствует развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом. На занятиях рисования мы учим дошкольника думать, творить, фантазировать, мыслить смело и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои чувства и способности, развивать уверенность в себе и в своих силах. В детском саду такое необычное рисование имеет большое значение: развивает интеллект, умение мыслить нестандартно. Рисование в данной технике полезно для неуверенных в себе детей, у которых не очень получается творческая работа привычным способом. Дети раскрепощаются, начинают верить в свои силы. С другой стороны, такая деятельность помогает успокоить слишком активных дошкольников.
Этот вид рисования предполагает огромное «медитативное» удовольствие от процесса, ведь рисунок на воде завораживает и успокаивает и ребенка, и взрослого.
Это настоящий танец красок, всевозможные цвета и оттенки переплетаются между собой и создают удивительные узоры. Волшебная, плотная жидкость не дает растекаться легким, нерастворимым краскам, а превращается в яркие и завораживающие рисунки, которые в дальнейшем переносятся на твердую основу, например, лист бумаги.
Цель: создать условие для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством хобби педагога.
Задачи:
- создать условие для ознакомления детей с творческой деятельностью;
- создать условия для развития творческих способностей и воображения через
продуктивную деятельность с педагогом;
- прививать интерес к предметам и явлениям окружающего мира;
- создавать положительную мотивацию к самостоятельному поиску нужной информации.
Познакомившись с техникой рисования на воде, она меня очень заинтересовала, и я начала рисовать в этой технике. Это рисование является замечательным способом создания маленьких шедевров. Когда я принесла готовые картины и стала украшать группу, у детей проявился большой интерес и ребята стали просить меня научить рисовать их в такой же технике. Дети были в восторге! Поскольку техника «Эбру» стала моим хобби, я пообещала показывать приемы рисования на воде и научить дошкольников.
Мы с воспитанниками попробовали помедитировать у себя на воде, нарисовать цветы на поляне, бабочек лимонниц и крапивниц, божьих коровок, паучков.
В ходе работы хочется отметить, необычность нашего общего творческого процесса : рисования помогает развивать познавательную активность дошкольников, желание экспериментировать, а самое главное корректировать их психические процессы, потому что рисование на воде – это медитация, которая увлекает, завораживает, успокаивает, а для ребенка важен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление. Манипуляции с водой завораживают детей и учат концентрировать свое внимание. В результате получаются невероятные по красоте картины, повторить которые практически невозможно. Ведь с ее помощью, не умеющий рисовать ребенок, может создавать красивые образы. Поэтому здесь нет определенных рамок и ограничений, а только личный полет фантазии и безграничные идеи. Эта техники развивает воображение, даёт полную свободу для самовыражения.
В настоящее время мои дошкольники создают новое и оригинальное, проявляют творчество и фантазию, реализуют свой замысел и самостоятельно находят средства для его воплощения, у детей возрос интерес к окружающему миру. Дети предложили к «Дню Земли» использовать свои работы для оформления группы: для природного уголка мы нарисовали бабочек и первые цветы, распустившиеся ранней весной, для уголка «Мой любимый огород и сад» дети нарисовали бабочек лимонниц, крапивниц, божьих коровок, которые уже первыми прилетели к нам в край.
И это не могло не сказаться на результатах работы - детские рисунки
стали более оригинальными, интересными, разнообразными и украшают не только нашу группу, но и выставки не только в нашем детском саду, но и побеждают в городских, республиканских и всероссийских конкурсах.
Литература
1. Перспективы реализации ФГОС дошкольного образования как условие формирования социального опыта детей /под ред. Е. А. Пахомовой: в 2 ч. Кемерово, 2014. Ч. 1.
2. Демин В. А. Профессиональная компетентность: понятие, виды // Мониторинг образовательного процесса. 2010. № 4. С. 35-39.
3. Майер А. А. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ. М., 2012.
4. Троян А. Н. Управление дошкольными образовательными учреждениями. Магнитогорск, 2011.