Чудакова Ольга Львовна
Конспект занятия «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия : воспитывать уважительное отношение к хлебу и труду людей, его выращивающих.
Задачи:
1. обобщить и систематизировать знания детей о хлебе, о процессе его выращивания и изготовления;
2. подвести детей к пониманию бережного отношения к хлебу;
3. воспитывать у детей уважение к людям труда (хлеборобам, хлебопекам);
4. знакомить детей со злаковыми растениями.
5. обогащать словарный запас, развивать связную речь.
Публикация «Конспект занятия „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах
Необходимое оборудование: DVD – плеер и телевизор для слайдов и музыкального сопровождения, наглядный материал : картинки ржи и пшеницы,ёмкости с мукой,плакаты- хлебобулочные изделия, одноразовые стаканчики с кусочками хлеба, игрушка «Колобок», магнитная доска,платок для завязывания глаз.
Подготовительная работа: беседы о бережном отношении к хлебу, разучивание стихов, разработка и организация занятия.
Ход занятия.
Дети под музыку входят в зал, рассаживаются по своим местам.
В: Ребята, если вы отгадаете загадку, то узнаете, о чём сегодня будем говорить.
Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый.
Он и чёрный, он и белый, а бывает подгорелый.
Без него плохой обед, вкусней его на свете нет.
Д: Хлеб.
В: Вы правильно отгадали. А какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб.
Д: Мягкий, пышный, душистый, чёрный, белый, бывает подгорелый.
В: Мы знаем, что хлеб очень полезный и вкусный. Пожалуй, нет ничего лучше мягкого хлеба. Попробуйте представить завтрак, обед или ужин без хлеба. Это не возможно.
ХЛЕБА МЯГКОГО ЛОМОТЬ,СВЕЖЕГО, ПШЕНИЧНОГО.
ХЛЕБА БЕЛОГО ЛОМОТЬ,ЧТО В НЁМ НЕОБЫЧНОГО?
ДЕЛО, МОЖЕТ БЫТЬ, ПРОСТОЕ
БЕЛЫЙ ХЛЕБУШЕК ИСПЕЧЬ.
ТЕСТО ЗАМЕСИТЬ ГУСТОЕ
И ЕГО ПОСТАВИТЬ В ПЕЧЬ.
НО СНАЧАЛА, ДЕТКИ, НУЖНО
В ПОЛЕ ВЫРАСТИТЬ ЗЕРНО,
ЛЕТНИМ ДНЁМ ТРУДИТЬСЯ ДРУЖНО,
ЧТОБЫ НАЛИЛОСЬ ОНО.
ЧТОБ ПОДНЯЛСЯ КОЛОС СПЕЛЫЙ,
ПОЛНЫЙ ЗЁРЕН, ЗОЛОТОЙ,
ЧТОБ ПШЕНИЦА ЗАЗВЕНЕЛА
НА ВЕТРУ ТУГОЙ СТРУНОЙ.
НАДО В СРОК УБРАТЬ ПШЕНИЦУ,
И ЗЕРНО В МУКУ СМОЛОТЬ,
ЧТОБЫ МОГ НА СВЕТ РОДИТЬСЯ
ХЛЕБА БЕЛОГО ЛОМОТЬ!
И сегодня мы поговорим об этом замечательном продукте питания и поиграем. А для начала, давайте вспомним, в каких сказках упоминаются хлеб, зерно или продукты из муки?
Д: «Колосок», «Мужик и медведь», «Колобок».
В: Молодцы, ребята быстро и правильно вспомнили сказки. И сегодня к нам на занятие пришёл персонаж одной из сказок. Кто же это?
Д: Колобок.
В: Колобок приглашает совершить путешествие и узнать, откуда хлеб попадает к нам на стол. (Показ слайдов)
Стихотворения о хлебе.
1Р: Хлеб ржаной, батон и булки не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.
2Р: Чтобы крепким был росток, наливался колосок,
Должен он расти в землице, дождевую пить водицу
Греться солнечным теплом, обдуваться ветерком.
3Р: Да не сразу стали зёрна хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно потрудились на земле.
4Р: Гребнем частым, борона, расчеши земельку.
Приготовим для зерна мягкую постельку.
5Р: Сеял сеятель старинный из лукошка, решета.
Нынче сеялка-машина – этим делом занята.
6Р: Вьюга снежная клубиться – прилетела чудо-птица.
Над полями всюду, всюду сыплет белый порошок.
Для вредителей – преграда, урожаю – хорошо.
7Р: Так из колоса тугого выбивается зерно,
Вот, пожалуйста, готово! В ящик сыплется оно.
8Р: Вот на мельнице пшеница, здесь такое с ней творится!
В оборот её берут, в порошок её сотрут.
9Р: Стали зернышки мукою, не дадут и ей покоя.
На большой хлебозавод грузовик муку везёт.
В: Множество рук потрудились над зёрнами для того, чтобы они превратились в муку, а затем и в хлеб. Сейчас я вам предлагаю отгадать загадки:
Поле дружно колосится
Даст нам хлебушек …/пшеница.
Чёрный хлебушек хорош
Нам его подарит…/рожь.
Давайте посмотрим на картинки с изображением пшеницы и ржи - это злаки. Злак - это растение со стеблем в виде полой соломины, заканчивающейся колосками или метёлками. К злакам относятся рожь и пшеница.
Мы о злаках вам расскажем,
Что у нас в полях растут.
Из крупы их варят каши,
Из муки блины пекут.
Мы расскажем о пшенице
И о ржи – её сестрице.
Они кормят за обедом
Нас душистым сдобным хлебом.
Кто знает, как называется колос пшеницы? Колос ржи? Мука из зёрен пшеницы? Из зёрен ржи? В какой из ёмкостей находится ржаная мука, а в какой пшеничная?
В: Ребята, я вам предлагаю ещё раз вспомнить сказку «Колобок» и посмотреть на экран (эпизод сказки). Как вы думаете, из какой муки испекла бабушка румяный колобок: из ржаной или пшеничной?
Д: высказывают предположения.
В: Пшеничная мука всегда стоила дороже ржаной, и поэтому калачами да булками лакомились люди побогаче. А в бедных крестьянских семьях пекли ржаной хлеб. В народе говорили: «Пшеница кормит по выбору, а рожь всех сплошь». Так из какой же муки был испечён колобок?
Д: Ржаной.
В: Сейчас мы определим, хорошо ли вы знаете вкус белого пшеничного и чёрного ржаного хлеба.
Игра «Угадай на вкус». Дети с закрытыми глазами пробуют кусочки хлеба, определяя по вкусу, белый он или чёрный.
В: Люди трудятся на земле, и она одаривает их богатым урожаем. Недаром говорят: «Какие труды, такие и плоды», «Как ты к земле, так и она к тебе».
С давних времён с трепетом, нежностью и любовью относились люди к хлебу.
Р: Каждому знакомы мудрые слова:
Хлеб - хозяин дома, всему он голова!
В: Хлеб - главный продукт питания, он ежедневно должен быть в рационе каждого человека, ведь «БЕЗ ХЛЕБА НЕТ ОБЕДА». К сожалению, иногда можно увидеть, как вместе с мусором люди выбрасывают хлеб, а дети играют кусками хлеба за столом. Люди, которые знают, как трудно растить хлеб, понимают его истинную цену и поэтому берегут его.
«ВЗЯЛ КУСОК ХЛЕБА - СЪЕШЬ ЕГО, НЕ ХОЧЕШЬ, ЕСТЬ - НЕ БЕРИ».
«ХЛЕБА К ОБЕДУ В МЕРУ БЕРИ, ОН - ДРАГОЦЕННОСТЬ, ИМ НЕ СОРИ».
Много пословиц о хлебе сочинили люди и некоторые из них мы сейчас с вами вспомним.
Игра «Закончи пословицу».
• ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА.
• ХЛЕБ - НАШЕ БОГАТСТВО.
• БУДЕТ ХЛЕБ - БУДЕТ И ОБЕД.
• ХЛЕБ – БАТЮШКА, ВОДА – МАТУШКА,
• ПЛОХ ОБЕД, КОГДА ХЛЕБА НЕТ.
• ЕДЕШЬ НА ДЕНЬ, БЕРИ ХЛЕБА НА НЕДЕЛЮ.
• НЕ ГЛЯДИ НА НЕБО - ТАМ НЕТ ХЛЕБА, А К ЗЕМЛЕ НИЖЕ - К ХЛЕБУ БЛИЖЕ.
• НЕ ОСТАВЛЯЙ НА ЗАВТРА ДЕЛА, А ОСТАВЛЯЙ ХЛЕБА.
• СЛОВО К ОТВЕТУ, А ХЛЕБ- К ОБЕДУ.
• ПШЕНИЦА КОРМИТ ПО ВЫБОРУ, А РОЖЬ ВСЕХ СПЛОШЬ.
• ЛЕНИВЫЙ ВСЕГДА ТАК: ХЛЕБА ДАВАЙ ПО ПУДУ, А РАБОТАТЬ НЕ БУДУ.
Игра «Кто назовёт больше блюд из муки?» Дети перечисляют известные им блюда, при приготовлении которых используется мука.
Игра «С колобком» Дети образуют родственные слова к слову «хлеб».
• НАЗОВИ ХЛЕБ ЛАСКОВО (хлебушек).
• КРОШКИ ХЛЕБА, КАКИЕ? (хлебные).
• КАК НАЗЫВАЕТСЯ КВАС ИЗ ХЛЕБА? (хлебный).
• ПОСУДА ДЛЯ ХЛЕБА (хлебница).
• ПРИБОР ДЛЯ РЕЗКИ ХЛЕБА (хлеборезка).
• КТО ПЕЧЁТ ХЛЕБ? (хлебопёк).
• ЗАВОД, ГДЕ ВЫПЕКАЮТ ХЛЕБ. (хлебозавод).
• КАК НАЗЫВАЮТСЯ ИЗДЕЛИЯ ИЗ ХЛЕБА? (хлебобулочные).
• ВЫРАЩИВАЕТ ХЛЕБ. (хлебороб)
Игра «Из каких продуктов печется хлеб?»
(Из предложенных картинок дети выбирают только те, которые необходимы при выпечке хлеба).
В: Так почему же мы должны беречь хлеб? (ответы детей)
В: Действительно, чтобы из маленьких зернышек получился вкусный и душистый хлеб, нужно приложить много усилий – это большой и ответственный труд!
С давних времён существует традиция угощать своих гостей домашним, свежеиспечённым хлебом. Мы не будем нарушать традицию, и я предлагаю всем отведать хлеб.
И в заключении хочу сказать: «БЕРЕГИТЕ ХЛЕБ – ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА!»
Спасибо.