Татьяна Лукьянчикова
Конспект открытого занятия в старшей группе «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
«Хлеб – всему голова»
Открытое занятие для детей старшей группы
Провела Лукьянчикова Т. Ю.
Программное содержание:
- Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его;
Развивать связанную речь детей, умение отвечать на вопросы, закреплять умение выразительно рассказывать стихотворения и отгадывать загадки, познакомить с пословицами о хлебе.
Публикация «Конспект открытого занятия в старшей группе „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
- Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;
- Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;
- Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; Обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда;
Предварительная работа: Беседа о сборе урожая хлеба;
Рассматривание иллюстраций; заучивание пословиц, беседа, чтение литературных произведений по теме; Рассматривание колосьев ржи и пшеницы; экскурсия в музей «Русской избы».
Оборудование: проектор, компьютер, картинки, колосья пшеницы ржи, тарелка с мукой, выпечка, хлебобулочные изделия.
Обогащение словаря: чёрствый, ароматный, аппетитный, хлебозавод, хлебороб,агроном,эливатор,жатва.
Воспитатель: сегодня, ребята, у нас с вами будет очень интересное занятие, а о чём оно будет, вы узнаете, отгадав загадку;
Загадка про хлеб
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает - подгорелый.
Без него плохой обед,
Отгадали?
Дети: Это хлеб.
Появляется мальчик хулиган. Он идёт и бросает хлеб.
Воспитатель (поднимает хлеб).
Степа, ты зачем хлеб бросил? Разве тебе не известно, как с хлебом надо обращаться? Безобразие!
Степа: Разве это безобразие? Я уже наелся и хлеб мне больше не нужен. Вот я его и выбросил.
Воспитатель:
Как тебе, Степа,не стыдно! Хлеб – это самый дорогой продукт питания. Он очень трудно выращивается и печь его тоже очень трудно.
Степа: Кто? Хлеб трудно достаётся? Да пошёл в магазин, купил сколько хочешь и ни какой трудности.
Воспитатель : Ты, Степа, не прав и многого не знаешь оказывается.
Давайте, ребята, расскажем Степе, о том, что хлеб – это самый дорогой продукт и как тяжело его вырастить. Степа, ты готов нас послушать и посмотреть? Тогда будь внимателен.
Готов проделать путь от колоска до хлеба?
Степа: да, я очень люблю путешествовать, ребята, возьмите меня с собой.
Воспитатель: Тогда повторяй за нами.
Тара-тара-тара-ра! (дети идут по кругу).
Из колхозного двора выезжают трактора.
Будем землю мы пахать, (приседают)
Будем хлеб мы засевать, (ручками делают щепотку)
Будем рожь мы молотить, (кулачки)
Малых детушек кормить.
Дуйте, дуйте, ветры в поле (пружиня ногами, исполняют махи руками).
Чтобы мельницы мололи (круговые движения руками).
Чтоб на завтра из муки, испекли мы пирожки (лепят пирожки руками).
Воспитатель: у меня есть волшебный колосок, он нам поможет начать наш рассказ.
Стихотворение читает ребенок:
Расскажу тебе, дружок,
Про чудесный колосок.
Тот, что зреет на полях-
Попадет на стол в хлебах.
Воспитатель рассказывает о том, что у русского народа еще с далекой древности большим почетом и уважением пользовался хлеб. Без него не обходился ни стол бедняка, ни стол богатого.
На столе лежат колосья ржи, пшеницы, в мисочке мука, хлебобулочные изделия.
Дети рассматривают колосья ржи и пшеницы.
Воспитатель: Дети, посмотрите, из какой муки печётся ржаной хлеб : (Показ ржаной муки и ржаного хлеба)
Воспитатель: А теперь посмотрите на пшеничную муку, из которой печётся белый хлеб, батон, а что ещё, кроме хлеба, что еще можно испечь из такой муки?
Дети: Булочки, рогалики, пирожки, калачи, бублики, сушки, баранки, рулеты, батоны, блины, оладьи, лепешки, печенье, торты, пироги, сухари.
Воспитатель: А как все эти продукты называются одним словом?
Дети: Хлебобулочные изделия.
Каждый день у нас на стол и в детском саду, и дома подаётся хлеб. Ребята, а вы любите хлеб? Какой хлеб вы любите? (Белый, булки с изюмом, мягкий).
Воспитатель: Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. Хлеб, хлебушек, хлебушко. С румяной корочкой, душистый, ароматный, горячий, мягкий. Он – самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть еще, вы мне и расскажете.
Дидактическая игра: «А какой он, хлеб?»
Подбор прилагательных к существительному. (Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч, называют прилагательные к слову хлеб. Например- хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный).
Воспитатель: А хотите я расскажу вам, как он попал в магазин?
Воспитатель: Из зёрен получают муку. Но, чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Ребята, вы хотите узнать, что же это за работа?
Дети: Да хотим.
Воспитатель: Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор, который вспашет землю. И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы. (слайды 1,2)
Вот пшеница взошла. Все лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое. (слайд 3)
Давайте и мы с вами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.
Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»
В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся.
Ветер налетает, колосок качает (качают руками над головой).
Вправо пригнулись, влево качнулись (наклоны туловища в сторону).
А как дождик идет, рожь водицу пьет (наклоны туловища вперед).
Вот так нива! Просто диво!
Воспитатель: Ну вот зёрна созрели. Начинается жатва- это уборка колосьев. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). На поле выходят другие машины – комбайны. Кто работает на комбайне?
Дети: Комбайнёр.
Воспитатель: Что же делает комбайн? (слайд 4)
Дети: Собирает колосья.
Воспитатель: Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайнера через определенные промежутки времени сходят большие желтые копны обмолоченной соломы. Далее машины везут зерно на элеваторы (Дети повторяют слово хором и индивидуально) – специальные сооружения для хранения зерна. (слайд 5)
А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?
Дети: На мельницу. (слайд 6,7)
Воспитатель: Правильно, и там зерно мелют в муку. Ребята, а куда потом отправляется мука?
Дети: На хлебозавод, пекарню. (слайд 8)
Воспитатель: Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба. И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь. А пекут его пекари.
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение:
Три паренька по переулку, играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку и забивали ею гол.
Шёл мимо незнакомый дядя, остановился и вздохнул.
И на ребят почти не глядя, к той булке руку протянул.
-Ты кто такой?- спросили дети, забыв на время про футбол.
- Я- пекарь!- человек ответил и с булкой медленно ушёл.
Воспитатель: Как вы думаете хорошо вели себя дети? Что не правильного было в их поведении?
Как можно назвать их поступок? Почему человек поднял хлеб? Как вы считаете дети поняли, что поступили не правильно, играя хлебом, как футбольным мячом? А ведь во время войны многие люди умирали с голода, не имея даже чёрствой корочки хлеба. Поэтому хлебом надо дорожить.
Воспитатель: Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу.
Хлеб – всему голова. Всего три слова, но как точно говорится в пословице о важности хлеба.
Ребята, давайте повторим пословицу и запомним её. Повторение пословицы детьми (хором и индивидуально).
Предложить детям вспомнить пословицы о хлебе :
Худ обед, коли хлеба нет!
Хлеб ногами топтать, народу голодать. Земля- матушка, а хлеб –батюшка!
Воспитатель: -давайте поиграем с вами в замечательную игру. Вы должны быть очень внимательными. Я буду читать вам стихотворение. Если вы услышите название продукта, который делают из муки, хлопайте в ладошки, если он не из муки- стойте тихо. Готовы? Начинаем!
В булочной у нас баранки,
Булки, бублики, буханки,
Пирожки, батоны, плюшки,
И плетенки и ватрушки,
Курабье, бисквит, печенье,
Бутерброды, чай с вареньем,
Много пряников, конфет,
Пастила есть и щербет,
И пирог с начинкой сладкой,
Шоколадки и помадка…
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним какие же новые слова мы свами узнали?
Ответы детей: элеватор, хлебороб, жатва, посевная, озимые культуры, хлебобулочные изделия, комбайнер.
Воспитатель: Как нужно относится к хлебу?
Дети: Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать.
Воспитатель: Ну вот, наше путешествие подошло к концу, и теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь. В России гостей уважительно встречали с хлебом и солью. (слайд 9).
Степа: Я все понял, ребята, спасибо вам! Теперь, я не когда не буду бросать хлеб.
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке,
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
Мальчик прощается,уходит.
Воспитатель: А у меня есть для вас угощение, ребята, свежие бублики.