Аликова Самиха Хасановна
Конспект НОД «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Хлеб - всему голова!
Цель: Формировать у детей представления о хлебе, как об одном из главных продуктов питания.
Задачи: Расширять знания детей о значение хлеба в жизни человека. Познакомить с процессом выращивания хлеба обратить внимание на содержание труда людей. Знакомить детей с картинами известных художников. Воспитывать у детей бережное отношение к хлебу и людям вырастивших его. Развивать способность детей давать эстетические оценки и высказывать суждения, развивать познавательный интерес, память, связную речь.
Публикация «Конспект НОД „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
Предварительная работа: Словарь, рассматривание иллюстраций, заучивание пословиц и поговорок о хлебе. Чтение произведений о хлебе. Сюжетно-ролевая игра «Магазин». Дидактические игры.
Материал: Выставка хлебобулочных изделий, набор слайдов с изображением этапов выращивания хлеба, изображение персонажей украинской сказки «Колосок», соленое тесто, трафареты, фартуки.
Ход занятия.
На столе выставлены различные виды хлебобулочных изделий.
Воспитатель: Ребята, эти продукты мы едим каждый день, а знаете ли вы, из чего они сделаны?
Дети: Из муки.
Воспитатель: А из чего муку делают?
Дети: Из зерен.
(рассматривание колосьев и зерен ржи и пшеницы).
Воспитатель: Ребята, чем они похожи и чем отличаются?
(ответы детей).
Чтение рассказа Я. Тайц «Все здесь».
- Почему Надя не увидела на поле булки, баранки и пряники?
- Почему бабушка сказала, что всё это здесь?
- Ребята, знаете ли вы, кто выращивает хлеб?
(ответы детей).
- Да хлеб выращивают хлеборобы.
- Посмотрите на экран. К нам за помощью обратился петушок из сказки «Колосок». Он говорит, что мышата не берегут хлеб, относится к нему небрежно: играют с хлебом, бросают, могут даже наступить на него. Он просит нас рассказать мышатам, какой путь проходит хлеб, чтобы попасть на наш стол.
- Поможем, ребята, петушку, расскажем, как люди выращивают хлеб, чтобы мышата всё поняли и относились к хлебу бережно.
Чтение стихотворения Я. Акима «Хлеб»
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке
Люди хлеб в полях лелеют
Сил для хлеба не жалеют.
- Каждую осень хлеборобы заботятся о будущем урожае. Под зиму трактористы пашут землю, чтобы она была мягкая, рыхлая под снегом зимой, а весной, когда снег растает, земля наберет сполна талой воды.
Снег растает в поле чистом,
Схлынет талая вода -
Побежит за трактористом
Ранним утром борозда.
- Посмотрите на экран. К трактору прикрепляют плуг, трактор тянет его, а плуг переворачивает землю. Она ложится большими плотными комками. Как вы думаете, можно бросать зерно в такую землю?
(ответы детей).
- Конечно нет! Землю сначала надо разрыхлить с помощью бороны, а затем можно сеять в землю семена. Трактористы пашут землю да приговаривают:
Черная земелька, а милее нет,
Чёрная земелька - будет белым хлеб.
(Э. Мошковская)
- А какие машины помогают людям сеять?
(Сеялки).
- Что нужно для того, чтобы зерно попав в землю выросло?
(ответы детей: Нужны свет и влага. Солнце дает свет и тепло, а влагу даёт дождь).
Ну дождь бывает не всегда, когда он нужен. И тут на помощь приходят люди. Они на полях устанавливают поливочные машины, орошают землю, а людей, которые этим занимаются, называют мелиораторами.
- Наши зерна начинают прорастать. Во что же превратилось зернышко? Отгадайте загадку и появится отгадка:
«Золотист он и усат, в ста карманах сто ребят». Что это?
(показ слайда). (колосок).
Физкультминутка.
Посадили мы зерно,
Что же выйдет из него?
Дождик землю поливает
Солнце нежно пригревает!
Подрастает зернышко -
Потянулось к солнышку.
С ветерком оно играет,
Ветерок его качает,
К земле низко прижимает -
Вот как весело играет.
Подтянулся наш росток,
Превратился в колосок!
- Летом всё поле в золотистых колосьях. Хлебные поля похожи на моря. Ветер дует и колосья превращаются в золотые волны. А когда приходит осень колосья наливаются, созревают. Посмотрите на картину художника И. Шишкина «Рожь». Как вы думаете, рожь уже готова для уборки?
(ответы детей).
- Скажите, пожалуйста, какие машины убирают урожай?
(комбайны).
- Комбайны выполняют несколько работ сразу: большими острыми ножами срезают колосья: молотилка внутри комбайна вычищает зерна из колосьев. Зерно засыпается в грузовую машину, которая едет рядом с комбайном.
(показ слайда).
- Кто знает куда шофёр увозит зерно?
(ответы детей).
- Зерно отвозят большие зернохранилища, которые называются элеватором. Там его сушат и хранят.
(показ слайда).
- Куда везут зерно с элеватора?
Правильно, на мельницу, там зерно превращается в муку. Потом на специальных машинах муку везут на хлебозаводы и пекарни.
(показ слайда).
- Как называют человека, который работает на мельнице? (Мельник).
- Ребята, а вы знаете, почему хлеб бывает чёрный и белый?
(ответы детей).
- Черный хлеб пекут из муки, который получают из ржи, белый из пшеницы.
- Ребята, посмотрите на экран Круть и Верть веселятся, хохочут, прыгают. Давайте мы с вами превратимся в пекарей и покажем, как нужно трудиться. Проходите к столу, наденьте фартуки. Перед вами волшебное тесто, из которого можно готовить пирожки в игрушечный магазин. Возьмите кусок теста, обваляйте его в муке, чтобы оно не прилипала к рукам и раскатайте шарик. Положите на дощечку, приплюсните, растяните его пальцами, чтобы получилась лепёшка подравняйте края. Возьмите формочку и выдавите фигурку. Положим фигурки на противень и отнесем сушиться.
Чтение ребенка стихотворения «Хлебушко» Н. Семенова.
Вот он – хлебушко душистый,
С хрупкой корочкой витой,
Вот он теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наше, сила,
В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
- Длинный путь хлеба от поля до нашего стола. Действительно, сколько рук прикоснулась к нему, чтобы он стал хлебом. Чьи же руки прикасались к хлебу? (тракториста, мелиоратора, комбайнера, шофера, грузчика, мельника, пекаря, кондитера, продавца).
Игра с мячом.
- Хлеб всегда считался главным блюдом на столе. В старину без него за стол не садились. Считалось, что если в доме есть хлеб, то голод не страшен. Не зря говорят: «Хлеб - всему голова».
Ребята, какие ещё вы знаете пословицы и поговорки о хлебе?
Хлеб наше богатство.
Хочешь есть калачи не сиди-ка печи.
Кто не работает - тот не ест.
Труд человека кормит, а лень портит.
Худой обед, если хлеба нет.
Хлеба ни куска, так в горнице тоска.
(раздается стук в дверь, входит Петушок с караваем в руках).
Ребята, я знаю Вы добрые, наверно, и Крутя и Вертя, пригласите в гости на каравай.