Юлия Жукова
Характеристика задач по развитию геометрических представлений в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
В подготовительной к школе группе продолжают расширять и углублять представления детей о геометрических фигурах. С этой целью проводятся игровые упражнения, с помощью которых предлагается в окружающих предметах найти знакомые геометрические фигуры. Главное – систематизировать знания детей, помочь им уяснить взаимосвязи между некоторыми фигурами.
Публикация «Характеристика задач по развитию геометрических представлений в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
Детей подводят к обобщению: четырехугольник – фигура с четырьмя углами и с четырьмя сторонами. Задания типа : назвать предметы четырехугольной формы; форму предметов, нарисованных на картинке; подобрать предметы предложенной формы.
Необходимо учить детей не только различать, но и воссоздавать, конструировать фигуры. Например: предлагаем детям нарисовать четырехугольник с равными сторонами (каждая равна 4 клеткам, разделить его на две фигуры (слева направо или сверху вниз) и назвать, какие фигуры получились; предлагаем разделить квадрат по диагонали (с угла на угол) и назвать получившиеся фигуры, закрасить (заштриховать) одну из фигур (четырехугольник, треугольник) цветным карандашом. Подобные упражнения готовят к выполнению заданий на видоизменение геометрических фигур (составление из 2-4 частей круга, овала целого круга, овала; из 2-4 треугольников – четырехугольника и т. д.).
На основе знаний о треугольнике и четырехугольнике вводим новое понятие – многоугольник (на основе наличия сторон и углов, рассматриваем частные случаи многоугольника (пятиугольник, шестиугольник).
Одной из важнейших задач по ознакомлению с формой является развитие видеть форму предмета в целом и форму его отдельных частей (задание типа : «собрать из осколков» разной формы разбитую чашку, блюдце и т. д.).
Необходимо познакомить детей с простыми задачами – головоломками на выкладывание контура геометрических фигур из палочек. Например: сложить 2 квадрата из семи палочек, прямоугольник из 6 палочек, 3 треугольника из семи палочек.
В процессе организации упражнений с фигурами у ребенка развивают наблюдательность, учат видеть особенности различных фигур, подмечая их сходство и различие, подводят к доступным обобщениям (треугольники и четырехугольники бывают разных размеров, разного вида; они, как и пятиугольники и другие фигуры с углами, являются разновидностью многоугольника).