Светлана Казьмина
«Знакомство с воздухом». Экспериментирование в старшем дошкольном возрасте
«Знакомство с воздухом».
Экспериментирование в старшем дошкольном возрасте.
Цель: помочь детям «увидеть» воздух, доказать, что он есть повсюду, что воздух прозрачный, «невидимый».
Публикация «„Знакомство с воздухом“, Экспериментирование в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
Материалы и оборудование: ёмкости с водой, прозрачные стаканчики, трубочки для коктейля, стаканчики с мыльным раствором на каждого ребёнка (можно использовать и готовые наборы для мыльных пузырей, воздушные шарики, игрушечные или самодельные веера, миска с водой, мяч (любые надувные игрушки, полиэтиленовый пакет (резиновые перчатки).
Опыт 1. Воспитатель показывает детям пустой и спрашивает, есть ли в нём что-нибудь. Затем дошкольники внимательно изучают свои стаканчики и отвечают на тот же вопрос. Воспитатель предлагает проверить, действительно ли стаканчики пустые. Дети переворачивают стакан вверх дном и медленно опускают его в ёмкость с водой. При этом стаканчик нужно держать ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? Воспитатель обсуждает с детьми эти вопросы, выслушивает их гипотезы. Все вместе делают вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Опыт 2. Повторим предыдущий опыт, предварительно закрепив при помощи кусочка пластилина на дне стакана кусочек бумаги, ткани или ваты. Обязательно дайте детям потрогать их до опускания стакана в воду и после, обсудите, почему бумага (ткань) не намокла (в обсуждении дети должны использовать результаты первого опыта.
Опыт 3. Ещё раз погружаем стаканчик в воду, но уже в наклонном положении. Что появляется в воде? (Дети отвечают) Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись7 Воздух выходит из стакана, и его место в стакане занимает вода.
Опыт 4. Дети дуют в стаканчики через трубочки для коктейля и наблюдают, что при этом происходит 0предупредите ребят, чтобы они дули в меру, иначе в стаканчиках ничего не останется).
Опыт 5. Поставьте перед детьми стаканчики с мыльным раствором и предупредите вдуть через соломинку (например, через всю ту же трубочку для коктейля) мыльные пузыри. Обсудите, почему они обзываются мыльными, что внутри этих пузырей и почему они такие лёгкие, летают.
Опыт 6. «Воздух легче воды». Предложите детям «утопить» мячи и другие надувные игрушки и обсудите, почему они не тонут.
Опыт 7. «Как поймать воздух?». Попробуйте вместе с детьми «поймать» воздух в полиэтиленовый пакет (не забывайте о безопасности, резиновую перчатку, тонкую ткань т. п. Как мы определяем, что воздух «пойман»?
Опыт 8. «Можно ли взвесить воздух?» Возьмите палку длиной около шестидесяти сантиметров. На её середине закрепите верёвочку, к обоим концам которой привяжете два одинаковых воздушных. Повесьте палку за верёвочку. Палка весит в горизонтальном положении. Предложите детям подумать, что произойдёт, если вы проткнёте один из шаров острым предметом. Проткните иголкой один из надутых шаров. Из шарика выйдет воздух, а конец палки, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему? Шарик без воздуха стал легче. Что произойдёт, когда мы проткнём и второй шарик? Проверьте это на практике. У вас опять восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же как и надутые. Проводить этот опыт можно и на больших пластиковых игрушечных весах.
Опыт 9. Для того чтобы убедиться, что пламя загрязняет воздух, проделайте следующий опыт. Зажгите свечу (конечно, соблюдая осторожность). Что видят ребята? Горит пламя. Может ил оно загрязнять воздух? Ведь мы ничего не видим, кроме пламени. Затем подержите над пламенем свечи (на расстоянии 1-2 сантиметров) стекло или фарфоровую (но не пластмассовую) чашку, одним словом, предмет из материала, который не расплавится, не загорится и не нагреется быстро. Через некоторое время вы увидите, что этот предмет снизу потемнел – покрылся слоем копоти.