Латкина Арина
Характеристика социального партнерство в образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
А. М. Латкина
Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, Россия
ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация: Статья посвящена актуальным вопросам, связанным с характеристиками социального партнерства в образовательной организации. Рассмотрена модель организации социального партнерства в образовательной организации, конкретизируются принципы организации данного вида деятельности.
Ключевые слова: Образовательная организация, социальное взаимодействие, социализация.
Темочки:
Приобщение ребенка к миру социальной действительности – одна из сложных и в то же время важнейших проблем воспитания. Требования к социальному развитию детей отражены в содержании федеральных и региональных комплексных и парциальных программ.
Социальное развитие личности осуществляется в деятельности. Только участвуя в совместной деятельности, дети объединяются и вступают между собой во взаимоотношения. Формирование детского коллектива наиболее актуально для развития личности ребенка.
Основной целью социальной политики в области образования выступает оптимальное в пределах территориального образования удовлетворение потребностей личности, общества и рынка труда в образовательных услугах.
Предназначение дошкольного и дополнительного образования заключается не только в формировании определенных знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, основ экологически целесообразного поведения, здорового образа жизни.
Образовательным организациям, чтобы успешно решать имеющиеся проблемы в воспитании, образовании, социализации детей, из «закрытой», достаточно автономной системы, необходимо перейти на новый уровень взаимодействия с социумом, выйти за пределы территориальной ограниченности, стать открытой системой.
Понятие «открытая образовательная организация» включает широкий спектр признаков. Это прежде всего «окно в мир», оно открыто для межличностного и группового общения как для детей, так и для взрослых. Образовательные организации расширяют и укрепляют взаимосвязи с социокультурной средой, институтами воспитания, культуры, семьей, предприятиями, культурно- досуговыми учреждениями, общественными организациями, местными структурами власти.
Качественная реализация образовательной программы учреждения невозможна без контактов с социумом, поскольку именно налаженное, последовательное и системное сотрудничество с объектами социального окружения влияет на оптимальную социализацию личности детей, развивает творчество всех участников образовательного процесса. Социальные связи образовательной организации с объектами региона, города, района создают дополнительный положительный импульс для развития и общения личности ребенка, совершенствуют конструктивные взаимоотношения с родительской общественностью.
Грамотно организованное и целенаправленное взаимодействие образовательной организации с социальными партнерами способствует положительным результатам при оптимально созданных условиях:
для расширения кругозора воспитанников (освоения предметного и природного окружения, развития мышления, обогащения словаря, ознакомление с историей, традициями народа) за счет снятия территориальной ограниченности образовательной организации (экскурсии, поездки, походы);
для формирования навыков общения в различных ситуациях, с людьми разного пола, возраста, национальности, представителями различных профессий;
для воспитания уважения к труду взрослых;
для привлечения дополнительных инвестиций в финансовую базу организации.
Организация взаимодействия учреждения с социумом включает в себя работу с государственными структурами и органами местного самоуправления; учреждениями здравоохранения и спорта, образования, науки и культуры; семьями воспитанников.
Задачи педагогических коллективов:
привлекать социальные институты к сотрудничеству с образовательной организацией;
заключать договоры о сотрудничестве;
осуществлять контроль за выполнением условий договоров;
планировать совместную деятельность, назначать ответственных лиц за проведение мероприятий;
организовать совместные совещания;
проводить мониторинг качества совместной работы.
Рассмотрим этапы формирования и реализация направлений социального партнерства в учреждениях образования :
1. Подготовительный этап
Цель: определение форм взаимодействия с объектами социума.
Задачи:
- анализировать объекты социума для определения целесообразности установления социального партнерства;
- устанавливать контакты с организациями и учреждениями микрорайона, города и региона;
- определять направления взаимодействия, разрабатывать программы сотрудничества с постановкой сроков, целей и конкретных форм.
2. Практический этап
Цель: реализация программ сотрудничества с организациями и учреждениями.
Задачи:
- формировать группы сотрудников учреждения, заинтересованных в работе по реализации проекта:
- разрабатывать социально-значимые проекты взаимодействия образовательной организации с объектами социума по различным направлениям деятельности;
- подготавливать методические материалы для реализации данных проектов;
- создавать систему материального поощрения для сотрудников, участвующих в реализации проектов взаимодействия с социальными партнерами.
3. Заключительный этап
Цель: подведение итогов социального партнерства.
Задачи:
- провести анализ проделанной работы;
-определить эффективность, целесообразность, перспективы дальнейшего сотрудничества.
Важным компонентом качественного сотрудничества учреждения с социальными институтами, творческим механизмом проявления активной позиции сотрудничества выступает мотивационная деятельности сотрудников:
- мотивация для участия детей в различных мероприятиях: игровая, познавательная, творческая;
-. мотивация для педагогов: творческая самореализация детей, успешное прохождение аттестации, повышение педагогического рейтинга;
-. мотивация для родителей к участию в совместных мероприятиях с социумом; демонстрация талантов и способностей своих детей, укрепление детско-родительских отношений, творческая самореализация.
Таким образом современная образовательная организация не может успешно реализовывать свою деятельность, развиваться без широкою сотрудничества с социумом, если оно заинтересовано: в разрушении привычного стереотипа и общественного мнения о работе учреждения только с семьями своих воспитанников; развитии позитивного общественного мнения о своей организации; повышении спроса на образовательные услуги для детей и обеспечении их доступности для максимального количества семей; улучшении подготовки детей к более легкой адаптации в новой социальной среде; творческом саморазвитии участников образовательного процесса.
Библиографический список
1. Буева И. Социальное партнерство. Детский сад и дополнительное образование. Дошкольное воспитание. 2008 №7
2. Громова О. Е. Соломатина Г. И. Кабушко А. Ю. Ознакомление дошкольников с социальным миром. М, 2012
3. Цветкова Т. В. Социальное партнерство детского сада с родителями: Сборник материалов, М., 2013.
4. Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155