Елена Бавинова
Характеристика речевого развития детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Характеристика речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
В процессе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое использование в общении с другими людьми, в то же время речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.
Публикация «Характеристика речевого развития детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
В конце дошкольного возраста при определенных условиях воспитания ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее структуру, что важно для дальнейшего овладения грамотностью.
По словам В. С. Мухина и Л. А. Мстислава, старшие дошкольники, когда пытаются что-то сказать, имеют типичное для их возраста речевое построение : ребенок сначала вводит местоимение («она», «он», а затем, словно почувствовав двусмысленность своего изложения, объясняет местоимение существительным: «она (девочка) ушла», «она (корова) заторопилась», «он (волк) напал», «он (мяч) покатился» и т. п. Это важный этап в развитии речи ребенка. Ситуативный способ изложения, возможно, прерывается объяснениями, сосредоточенными на собеседнике. На этом этапе развития речи вопросы о содержании рассказа вызывают желание ответить более подробно и понятно. На этой основе возникают интеллектуальные функции речи, которые выражаются во «внутреннем монологе», в котором происходит как бы беседа с самим собой.
Не менее важным условием формирования последовательной речи дошкольника является овладение языком как средством общения. Разговорная речь содержит в себе достаточно возможностей для формирования связной речи, состоящей не из отдельных и несвязанных фраз, а представляющей собой четкое высказывание – рассказ, сообщение и т. д. В более позднем дошкольном возрасте ребенку необходимо объяснять сверстникам содержание предстоящей игры, устройство игрушки и многое другое. В процессе развития разговорной речи происходит уменьшение ситуативных моментов в речи и переход к пониманию, основанному на реальных языковых средствах. Так начинает развиваться пояснительная речь.
У старших дошкольников связная речь достигает довольно высокого уровня. Ребенок отвечает на вопросы достаточно точными, краткими или подробными (при необходимости) ответами. Развивается способность оценивать высказывания и ответы сверстников, дополнять или исправлять их.
На шестом году жизни ребенок может довольно последовательно и четко сочинять описательные или интригующие истории на предложенную ему тему. Тем не менее, дети еще более склонны нуждаться в старой модели воспитания. Недостаточно развита способность передавать в истории свое эмоциональное отношение к описываемым предметам или явлениям.
У старших дошкольников развитие речи достигает высокого уровня. Накапливается значительный запас слов, увеличивается доля общих и сложных простых предложений. У детей развивается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.
Усвоение родного языка, интенсивно осуществляемое в дошкольном возрасте, заключающееся в освоении всей его морфологической системы, связано с необычайной активностью ребенка по отношению к языку, выражающейся, в частности, в различных образованиях и перегибах слов самим ребенком по аналогии с уже освоенными формами.
А. Гвоздев также отмечает особый языковой талант дошкольников. Ребенок строит формы, свободно функционирующие со значимыми элементами, в зависимости от их значения. При создании новых слов требуется еще большая самостоятельность, так как в этих случаях создается новый смысл; для этого требуется разностороннее наблюдение, умение различать известные предметы и явления, находить их особенности.
Таким образом, уже в начале учебного года у ребенка четко выражена ориентация на звуковую форму существительных, что способствует усвоению морфологической системы родного языка.
Если ребенок вовремя и полностью овладевает речью, это одно из первых важнейших условий формирования психики и дальнейшего правильного развития. Развитие речевой деятельности ребенка на начальных стадиях очень важно, так как именно в этот период интенсивно формируется мозг и развиваются его функции.
Физиологические исследования показывают, что беспрепятственное функционирование центральной нервной системы поддается тренировкам в ходе их повышенного развития. Если эти функции не тренированы, их развитие может быть отложено или даже полностью остановлено.
К трехлетнему возрасту жизни ребенка анатомическое формирование речевых зон мозга практически завершено, ребенок осваивает основную грамматическую форму языка, у него накапливается богатый словарный запас. Если в течение этих трех лет речь ребенка не была достаточно внимательной, то для восполнения пробелов потребуется немало усилий. В дошкольном возрасте дети от 6 до 7 лет уже имеют достаточно богатый словарный запас, около 3000-3500. Как правило, это те слова, которые дети чаще всего используют в своем общении. К сожалению, не всегда, имея значительный словарный запас, дети используют все эти слова в своей речи, так как в общении используют меньше слов. Их разговорный словарный запас ограничен. Очень часто дети используют в своей речи слова и выражения, которые не могут передать смысл того, что хотел сказать ребенок.
К шести годам дети осваивают основные законы смены слов и умеют комбинировать их в предложения. Но дошкольники старше возраста в речи часто все же допускают морфологические ошибки, они не всегда могут правильно менять слова на числа.
В период от 3 до 7 лет дети сильнее развивают свои слуховые способности, благодаря этому ребенок может контролировать собственное произношение, способен корректировать его в некоторых практических случаях. Другими словами, развивается фонематическое восприятие.
На этом же этапе словарный запас продолжает быстро расти. Словарный запас привычной для детей от 4 до 6 лет достигает 3000-4000 слов.
К. Д. Ушинский придает большое значение смыслу языка, это чувство, по его мнению, помогает ребенку найти место ударению в слове, грамматическому повороту, способу сочетания слов в предложения.
Параллельно с развитием лексики продолжается и формирование грамматической структуры речи. В дошкольном возрасте дети осваивают слаженную речь.
После трех лет речь ребенка становится намного сложнее и происходит также резкое увеличение ее объема. Благодаря этому структура предложений становится более сложной.
Определение А. Н. Гвоздева говорит о том, что в трехлетнем возрасте у ребенка сформировались основные грамматические категории.
На четвертом году жизни дети используют в своей речи простые и сложные фразы. Более распространенной формой выражения на данном возрастном этапе является простая распространенная фраза.
На пятом году жизни дети легче употребляют сложные и замысловатые фразы («потом, утром, они преподносили нам подарки: разные конфеты, мандарины, игрушки»).
В этом возрасте высказывания ребенка похожи на короткий рассказ. Разговаривая с ребенком, вы можете заметить, что ребенок уже включает в свой ответ больше предложений.
К пяти годам фонематическое восприятие заметно улучшается: ребенок начинает отделять гласные и согласные, затем мягкие и твердые согласные и, наконец, звонкие и шипящие звуки.
На пути всего дошкольного периода развивается контекстуальная речь. У ребенка контекстуальная речь возникает сначала при рассказе сказок и рассказов, а затем при описании ребенком тех или иных событий из своего личного опыта, собственных переживаний, впечатлений.
Речевое развитие - это формирование методов общения, и в ходе общения ребенок осваивает звуковой состав слов, некоторые виды предложений. Известно, что психическое развитие детей происходит на основе усвоения культурно-исторического опыта, носителем которого является взрослый. Такой процесс имеет сложное течение, в котором важную роль играет грамотно организованное общение между дошкольником и взрослым. М. И. Лисина (1978) в своих исследованиях показала, что общение детей со взрослыми от рождения до 7 лет-это изменение целостных форм общения. Каждый отличается особым содержанием потребности в общении, основным мотивом.
В возрасте от 6 до 7 лет ребенок приобретает внешне-личностную форму общения, она формулируется на основе личных мотивов и происходит с помощью вербального общения. Старшие дошкольники способны принимать активное участие в разговоре, они уже полно и точно отвечают на вопросы, могут дополнять и корректировать ответы своих сверстников и формулировать свои вопросы.
Улучшается монологическая речь: дошкольники изучают различные типы последовательных высказываний (описание, повествование, рассуждение, используя визуальный материал и без него. Синтаксическая структура детских рассказов становится более сложной, количество сложных и сложных предложений пополняется.
Диалогическая речь улучшается, дети могут дать достаточно короткий или подробный ответ в зависимости от заданного вопроса. В какой-то степени ребенок демонстрирует свою способность формулировать вопросы, делает соответствующие замечания, исправляет и дополняет ответы товарищей.
Старшие дети дошкольного возраста уже очень активно участвуют в разговоре: могут спорить, рассуждать, обоснованно отстаивать свое мнение, убеждать друга. Старшие дошкольники уже не ограничиваются простым наименованием предмета или явления, а выделяют характерные черты и свойства, способны дать подробное и полное описание предмета или явления.
Так, в речевом развитии ребенка развиваются одно за другим : синтаксическая структура предложения; морфологическая окраска слов; звуковой состав слов.