Евгения Нагорная
Характеристика речевого развития детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Для старшего дошкольного возраста характерен высокий уровень развития речи. Большинство детей правильно произносят все звуки родного языка, могут регулировать силу голоса, темп речи, использовать интонацию вопроса, радости, удивления.
По данным Д. Б. Эльконина рост словаря, как и усвоение грамматического строя, находятся в зависимости от условий жизни и воспитания.
Публикация «Характеристика речевого развития детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
А. Н. Гвоздев также отмечает особую языковую одаренность детей дошкольного возраста. Ребенок конструирует формы, свободно оперируя значимыми элементами, исходя из их значений. Еще больше самостоятельности требуется при создании новых слов, так как в этих случаях создается новое значение; для этого требуется разносторонняя наблюдательность, умение выделять известные предметы и явления, находить их характерные черты.
В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап речевого развития ребенка - этап усвоения грамматической системы языка. В диалогической речи дети пользуются в зависимости от контекста краткой или развернутой формой высказывания.
Таким образом, к началу школьного возраста у ребенка совершенно отчетливо выражена ориентировка на звуковую форму существительных, что способствует усвоению морфологической системы родного языка.
Что касается развития звуковой стороны речи к концу дошкольного возраста,это что ребенок правильно слышит каждую фонему языка, не смешивает ее с другими фонемами, овладевает их произношением. Однако этого еще не достаточно для перехода к обучению грамоте.
Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящего, знать, из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте. Обучение грамоте – важнейший этап развития осознания звуковой стороны языка.
Круг учебных задач по отношению к детям старшего дошкольного возраста остается тот же, что и на предыдущих этапах.
Таким образом, в дошкольном возрасте ребенок достигает такого уровня освоения языка, когда язык становится не только полноценным средством общения и познания, но и предметом сознательного изучения. Этот новый период познания языковой действительности Д. Б. Эльконин назвал периодом грамматического языкового развития.