Ксения Снитко
Характеристика основных направлений коррекционно-педагогической работы с детьми раннего и дошкольного возраста, имеющих НОДА
▼ Скачать + Заказать документы
Основной целью коррекционной работы при НОДА является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения.
Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в раннем возрасте являются :
- формирование предметной деятельности (использование предметов по их функциональному назначению), способности произвольно включаться в деятельность. Формирование наглядно-действенного мышления, произвольного, устойчивого внимания;
Публикация «Характеристика основных направлений коррекционно-педагогической работы с детьми раннего и дошкольного возраста, имеющих НОДА» размещена в разделах
- Младшая группа
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- формирование речевого и предметно-практического общения с окружающими (развитие понимания обращенной речи, активизация собственной речевой активности; формирование всех форм неречевой коммуникации — мимики, жеста и интонации) ;
- развитие знаний и представлений об окружающем (с обобщающей функцией слова) ;
- стимуляция сенсорной активности (зрительного, слухового, кинестетического восприятия) ;
- формирование функциональных возможностей кистей и пальцев рук. Развитие зрительно-моторной координации. Развитие навыков опрятности и самообслуживания.
Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в дошкольном возрасте являются :
- развитие игровой деятельности;
- развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и взрослыми). Увеличение пассивного и активного словарного запаса, формирование связной речи. Развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонетического строя речи;
- расширение запаса знаний и представлений об окружающем;
- развитие сенсорных функций. Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений. Развитие кинестетического восприятия и стереогноза;
- развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образного и элементов абстрактно-логического);
- формирование математических представлений;
- развитие ручной умелости и подготовка руки к овладению письмом;
- воспитание навыков самообслуживания и гигиены;
- подготовка к школе.
Основные направления коррекционно-развивающей работы :
Социальное развитие детей: развитие различных форм общения и взаимодействия ребенка со взрослым (стимуляция стремления продлить эмоциональный, жестово-мимический контакт, включение ребенка в практическое сотрудничество); формирование навыков самообслуживания.
Познавательное развитие: формирование познавательной активности, мотивации к деятельности, интереса к окружающему миру; стимуляция сенсорной активности (зрительного, слухового, тактильно-кинестетического восприятия); формирование деятельности; развитие знаний об окружающем и понимания обращенной речи; формирование мышления и продуктивных видов деятельности.
Стимуляция речевого развития (собственной речевой активности). Учитываются этапы речевого развития (лепетные, общеупотребительные слова и звукоподражания, простые фразы из 2-3 слов, неразвернутая (упрощенная) структурно нарушенная фраза, развернутая фраза). Активизируются любые доступные ребенку звуковые и речевые реакции. Формируются любые невербальные и вербальные средства общения (жестовые, мимические, голосовые, звукопроизносительные).
Стимуляция двигательного развития и коррекция его нарушений : развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, зрительно-моторной координации; стимуляция общей двигательной активности.
Коррекция речедвигательных расстройств: уменьшение степени проявления двигательных дефектов артикуляционного аппарата (спастического пареза, гиперкинезов, атаксии); развитие дыхания, голоса, просодики и коррекция их нарушений.
Для работы с такими детьми необходимо специально организованное образовательное пространство, создавать благоприятные условия для компенсации нарушений различных функциональных систем (моторики, психики, речи, образования и социальной адаптации, изменения отношений между ребенком и окружающим миром.
Литература
1. Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст] / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько - Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 87 с.
2. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии [Текст] /И. И. Мамайчук - СПб. : Речь, 2001. - 220 с.