Татьяна Белобородова
Готовность к обучению математике детей с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
У детей с ОНР наблюдаются значительные трудности формирования математических представлений, которые могут быть обусловлены не только недоразвитием речи, но и сочетанием речевого недоразвития с нарушениями организации и регуляции деятельности; сочетанием речевого недоразвития с недостаточностью когнитивных функций; Исследование готовности к обучению математике должно быть системным и направленным на выявление качественно различного характера усвоения математического материала в зависимости от превалирующей недостаточности рассмотренных в исследовании компонентов. Содержание системной работы по формированию готовности к обучению математике детей с ОНР должно дифференцироваться в зависимости от индивидуально-типологических особенностей детей и предусматривать развитие навыков организации и регуляции деятельности; развитие умения опосредовать математическую действительность речью; активизацию когнитивных функций; Применение предлагаемой системы коррекционной работы повышает эффективность формирования готовности к обучению математике детей с ОНР. У детей с недостаточностью деятельностного и речевого компонентов становится возможным сформировать готовность к обучению математике; у детей с недостаточностью когнитивного компонента удается существенно сгладить комплекс специфических трудностей. Психолого-педагогические аспекты готовности к обучению математике детей с общим недоразвитием речи. Заключение диссертации по теме "Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)", Томме, Людмила Евгеньевна Результаты исследования в целом позволяют расширить научные представления о взаимосвязи речи, речевого мышления и особенностей формирования мыслительной деятельности, осуществляемой на математическом материале. Перспективы дальнейшего исследования в данном направлении лежат в области ранней диагностики трудностей в обучении математике, на стыке изучения двух предметных областей — речевого недоразвития и познавательной деятельности в целом, а также в области разработки дидактических основ обучения математике детей с ОНР. Таким образом, проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу. Заключение В процессе исследования нами было установлено, что полноценность усвоения математического материала определяется взаимодействием и степенью развития деятельностного, речевого и когнитивного компонентов математической готовности. Доказано, что исследование математической готовности выявляет трудности усвоения математического материала, которые могут быть как общими для всех детей с ОНР, так и специфичными в зависимости от превалирующей недостаточности того или иного компонента математической готовности. Эти трудности могут быть обусловлены собственно недоразвитием речи; сочетанием речевого недоразвития с нарушениями организации и регуляции деятельности; сочетанием речевого недоразвития с недостаточностью когнитивных функций. Это послужило основой для выделения трех типологических групп, различающихся уровнем развития и соотношением компонентов готовности к обучению математике. Установление соотношения между уровнем развития компонентов математической готовности позволило выделить три типологические группы среди детей с ОНР. У каждой из этих групп выявлены специфические затруднения в усвоении математического материала и соответственно, качественно разный характер нарушений формирования математических представлений. При сочетании недоразвития речи с нарушениями организации деятельности затрудняется усвоение математического материала из-за трудностей планирования, контроля, поэтому математические представления формируются фрагментарно. При недостаточности собственно речевого компонента материал усваивается неполноценно вследствие трудностей его речевого опосредования, поэтому математические представления носят конкретный, необобщенный характер, не происходит переход к абстрактным математическим действиям. При сочетании речевого недоразвития с недостаточностью когнитивных функций затрудняется усвоение математического материала из-за проблем восприятия, понимания и запоминания математического материала, поэтому нарушается формирование математических представлений в целом Определение причин и характера затруднений, возникающих у детей с ОНР при недостаточности того или иного компонента математической готовности позволило разработать комплекс коррекционной работы, направленной на формирование готовности к обучению математике старших дошкольников с ОНР. Данный комплекс основан на системном формировании всех компонентов математической готовности с учетом дифференцированного подхода. Соответственно, методика работы включала формирование элементарных математических представлений у всех детей с недоразвитием речи, а также дополнительную работу по развитию деятельностного, речевого и когнитивного компонентов готовности к обучению математике в зависимости от состояния функциональных компонентов готовности.