Надежда Шатова
Развитие фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речи, в том числе и с общим недоразвитием речи. Одним из аспектов общего недоразвития речи является фонетико-фонематическое недоразвитие.
Актуальность проблемы объясняется возрастающим количеством детей, имеющих нарушения речевой системы и поиском новых путей преодоления недостатков речи. Известно, что раннее начало коррекционной работы учителя-логопеда совместно с родителями и педагогами дошкольного образовательного учреждения подтверждает, что грамотно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии и способствует готовности ребенка к школе.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- ОНР, нарушение речи
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Изучением общего недоразвития речи занимались Л. Ф. Спирова, Н. А. Никашина, Г. А. Каше, А. В. Ястребова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, С. Н. Сазонова и многие другие. Ими уделялось большое значение своеобразию фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи (фонематического слуха, фонематического восприятия, фонематических представлений).
Фонематический слух – это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Фонематические представления – способность подбирать слова на заданный звук.
К моменту поступления в первый класс у ребенка должны быть сформированы направленность внимания на звуковую сторону речи и практические навыки дифференциации фонем родного языка. Последнее – различение звуков на слух и в собственном произношении – становится возможным лишь после овладения способностью произвести сложную работу, которая заключается в выделении существенных признаков речевого звука и отвлечении от посторонних, несущественных для его различения. Такая способность формируется на протяжении всего дошкольного детства.
Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи, фонемы, благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию: рак – лак – мак, угол – уголь. Прислушиваясь к звукам, подражая речи окружающих, дети учатся из огромного количества разнообразных звуков вычленять только те, которые несут смысловое значение, то есть слышать звуки языка в соответствии с их фонематическими признаками. Хорошо развитый фонематический слух обеспечивает правильное формирование звукопроизношения, четкое и внятное произнесение слов в соответствии с общепринятыми литературными нормами. Сформированность фонематического слуха является необходимым условием обучения детей умению производить звуковой анализ слов, подготовки их к овладению чтением и письмом.
Начальное, а потому самое важное звено в этой работе – развитие фонематического слуха. «Основным качеством человеческого слуха и является способность воспринимать звуки нашей речи как смысловые единицы – фонематический слух» (М. Е. Хватцев, 1959). Только при его наличии возможно понимание смысла отдельных слов. Благодаря хорошо развитому фонематическому слуху, усваивается не только лексическое, но и грамматическое значение слов, что способствует формированию системы родного языка. Звуковая культура речи развивается также на основе фонематического слуха. Именно фонематический слух во многом обеспечивает четкое, ясное и правильное произношение фраз, слов и звуков.
Принято выделять пять основных этапов развития фонематического слуха :
узнавание неречевых звуков; различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, звукокомплексов, слов, фраз; различение близких по звуковому составу слов; различение слогов; различение фонем.
Под фонематическим восприятием понимают умения выделять фонемы из слова, их различать, определять их позиции в слове (начало, середина, конец, а также устанавливать последовательность звуков в слове. Наивысшей ступенью развития фонематического восприятия является звуковой анализ и синтез, т. е. умение определить звуковой состав слова («разобрать слово на звуки», «собрать слово из звуков»). Только овладев звуковым анализом, можно освоить чтение и письмо, так как чтение не что иное, как синтез, а письмо – анализ.
Развитие фонематического восприятия является одной из важнейших задач, стоящих перед логопедами и воспитателями, в работе с детьми с общим недоразвитием речи. Нормальное развитие фонематического восприятия имеет большое значение для процесса становления и развития речи : на его основе дети учатся выделять в речи окружающих фразы, понимать смысл слова, различать слова-паронимы, соотносить их с конкретными предметами, явлениями, действиями. Несформированность фонематического восприятия негативно влияет на формирование звукопроизношения: для детей характерно употребление диффузных звуков неустойчивой артикуляции, многочисленные замены и смешения при относительно благополучном состоянии строения и функции артикуляционного аппарата. Кроме того, без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление фонематических процессов, формирующихся на его основе: формирование полноценных фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза дети не овладевают грамотным чтением и письмом. Работа по развитию фонематического восприятия имеет большое значение для усвоения правильного звукопроизношения и для дальнейшего успешного обучения детей в школе. Одной из важных составляющих успешного обучения в школе является овладение грамотой, т. е. беглое осознанное чтение и безошибочное письмо. Для того чтобы овладеть грамотой, необходимо иметь хорошо развитые фонематический слух и фонематическое восприятие. Причём развивать их нужно ещё задолго до поступления в школу, начиная с раннего детства. К 3–4 годам фонематическое восприятие ребенка настолько улучшается, что он начинает дифференцировать сначала гласные и согласные звуки, потом мягкие и твердые, сонорные, шипящие и свистящие. К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому же времени у ребенка заканчивается формирование правильного звукопроизношения.
Исследователи Т. Б. Филичева и Н. А. Чевелева предлагают проводить работу по развитию фонематического восприятия с первых дней коррекционной работы в игровой форме на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях. Начинается эта работа на материале неречевых звуков, постепенно вводятся звуки речи, правильно произносимые детьми и те, которые вновь ставятся (или исправляются и вводятся в самостоятельную речь ребенка). Кроме этого, с первых занятий параллельно проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти. Такая направленность занятий позволяет добиться наиболее эффективных результатов в развитии фонематического восприятия.
Эффективная программа обучения детей с ОНР, в которой большое внимание уделяется развитию фонематического слуха, разработана Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной. В "Программе обучения и воспитания детей с ОНР" они предлагают задания, направленные на развитие фонематических процессов и подобранные с учётом возрастных особенностей детей. Программа создана для детей старшего дошкольного возраста. В ней работа по развитию произношения проводится одновременно с работой по развитию слухового восприятия.
Многие авторы уделяют большое внимание развитию фонематического восприятия дошкольников. Все авторы преследуют схожие задачи, но решают их по – разному. Например, такие ученые, как Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и Л. Ф. Спирова, А. В. Ястребова ставят перед собой схожие задачи, используют одну форму работы с детьми – фронтальные занятия, но Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина предлагают проводить занятия в игровой форме. Работа Г. А. Каше и Т. Б. Филичевой, Н. А. Чевелевой направлена на решение одних и тех же задач, но последние предлагают использовать не только фронтальные занятия, но и индивидуальные, проводимые в игровой форме. Такие авторы, как Е. А. Пожиленко, Т. А. Ткаченко, В. И. Селиверстов, Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева предлагают комплексный подход, решая не только речевые задачи, но и задачи, направленные на развитие психических процессов, используя в работе игры и игровые упражнения.
В соответствии с целями и содержанием ФГОС дошкольного образования главной особенностью организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста. (ФГОС дошкольного образования от 17 октября 2013г. п. 2.7. : «…содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности…. для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игр….»)
Понимая серьезность и важность воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи, педагоги пытаются помочь родителям в организации педагогически эффективного взаимодействия со своими детьми, но, будучи эпизодической, содержательно ограниченной и бессистемной эта помощь, как правило, оказывается малодейственной. Для достижения наибольшего эффекта предполагается совместная работа логопеда и воспитателя: индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда; присутствие воспитателя на занятиях логопеда; обогащение речевой практики детей в режиме дня на основе изученного материала; совместное планирование работы логопеда и воспитателя; совместные занятия, проводимые в игровой форме.
Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач в процессе образовательной деятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи обеспечивается благодаря комплексному подходу и тесной взаимосвязи работы специалистов, педагогов и родителей. Так, взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагога-психолога обеспечивают выбор адекватной коррекционной методики. Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей и предусматривает совместную работу логопеда, психолога, музыкального руководителя, руководителя физического воспитания, инструктора по лечебной физкультуре, воспитателей и родителей. С родителями детей и педагогами должна проводиться консультативно просветительская работа, решающая задачи оказания квалифицированной психолого- педагогической поддержки родителям; создания условий для активного участия родителей в коррекционно-образовательном процессе. Взаимодействие может проходить посредством различных форм: открытые занятия, консультации, семинары- практикумы, родительские собрания, информация в логопедическом уголке, папки- передвижки, памятки.
Своевременное выявление, изучение, профилактика и коррекция фонематических нарушений у детей с ОНР в дошкольном возрасте являются необходимыми условиями подготовки этой категории детей к школьному обучению. От того, насколько будет развита языковая способность ребенка, зависит успешность его обучения.