Приложение МААМ

Развитие словесно-логического мышления у детей с общим недоразвитием речи

Дарья Фисина
Развитие словесно-логического мышления у детей с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы

«Развитие словесно-логического мышления у детей с общим недоразвитием речи»

Одна из главных задач, стоящая перед ребёнком дошкольного возраста, - овладение полноценной речью, без чего невозможно успешное обучение в школе.

Многие дети по тем или иным причинам отстают в своём речевом развитии и приходят в школу с недостаточно сформировавшейся устной речью, что существенно осложняет весь процесс школьного обучения.

Публикация «Развитие словесно-логического мышления у детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Это дети с недоразвитием всех 4 компонентов речевой системы: звукопроизношения и речевого слуха, словаря, грамматической системы языка. Дети, у которых в силу их речевого дефекта возникают нарушения всех основных психических процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения, целенаправленного поведения, так как эти процессы развиваются с прямым участием речи.

Это дети, у которых отстаёт развитие наглядно-действенного, наглядно-образного мышления наиболее связанного с речью (умения анализировать, обобщать). Что же делать родителям, чтобы их дети, имеющие ОНР, смогли поступить в обычную образовательную школу, а не в речевую.

Своевременный «толчок» способен стимулировать развитие речи и психических процессов ребёнка, способен направить это развитие в нужное русло, открывая тем самым путь к дальнейшей нормализации.

Опираясь на всё выше сказанное, сделав вывод о необходимости разработать систему по развитию мышления для детей 7-го года жизни с ОНР в системе коррекционно-логопедического воздействия.

Она может быть использована логопедами и родителями.

Данная система состоит из 3 этапов.

На этапах развиваются одновременно все формы мышления с попеременным преобладанием:

1 этапе - используются игры и упражнения с основной задачей развитие наглядно-действенного мышления и второстепенными наглядно-образного и словесно-логического.

2 этапе - используются игры и упражнения на развитие наглядно-образного мышления. Упражнения на развитие наглядно-действенного мышления даются в усложнённом варианте.

3 этапе - используются игры и игровые упражнения главным образом на развитие словесно-логического мышления. Задания на развитие наглядно-образного мышления даются в усложнённом варианте.

С первых дней пребывания воспитатель должна помогать ребёнку осмыслить события и явления, искать их причины и следствия, взаимосвязь и отличительные особенности. Например:

-Почему осенью люди тепло одеваются?

-Почему зайца трудно увидеть на снегу?

- Можно ли два шарика поставить друг на друга? Что тогда произойдёт?

Эти и подобные вопросы можно задавать во время прогулки, игры.

Воспитателю не следует торопиться все тут же объяснять детям. Сначала отвечающему нужно задавать наводящий вопрос, дать толчок его мысли, затем опросить других детей, выяснить всем вместе. Кто же прав и только после этого самому приступить к объяснениям.

Важной операцией мышления является сравнение. Наиболее полезно искать различие в сходстве и общее в различном. Например, спросить:

- Чем девочка отличается от куклы (птица и самолёт?

-Что общего у дерева и цветка (лодка и утка, лошадь и автомобиль?

Неиссякаемую пищу для словесно-логических упражнений предоставляют воспитателю знакомые сказки.

- Почему семеро козлят открыли дверь волку?

- Можно сказать, что Мышка вытянула репку?

Полезными являются упражнения для развития детского мышления отгадывания загадок.

Ещё более сложной работой для детей ОНР является понимание пословиц и объяснение их переносного смысла. Поэтому их используют на 2-м году обучения.

В логопедических группах эти игры обязательно должны включаться в содержание фронтальных и индивидуальных логопедических занятий.

Данные игры, развивая мышление детей, являются одновременно речевыми дидактическими играми и подбираются по степени сложности и в соответствии с темой, речевым материалом занятия (лексическим, грамматическим, фонетическим, фонематическим) самим педагогом. При этом один и тот же вариант игры может быть использован на различных занятиях с разным речевым материалом. (Содержание обучения меняется со стороны используемых дидактических пособий, материал, игрушек для игр, не меняя содержания самой игры). Одна и та же игра, усложняясь, способны развивать разные формы мышления.

Например: дидактическая игра со счетными палочками, спичками и т. п. с главной опорой на наглядно-действенное мышление. “ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛОЧКИ” на разных этапах имеет свои варианты:

I ЭТАП:

1. Составление палочками буквы, слога по образцу ( например: ЛА, ЛО, ЛУ).

2. Построение по образцу предмета (рис. 1).

Показать и назвать ( Параллельная задача: развиваем звукопроизношение, фонематический слух; наравне с наглядно-действенным мышлением включается наглядно-образное).

II ЭТАП:

3. Усложнение задания 2: построить ракету, корабль или елочку, лесенку по образцу. Показать и назвать (см. рис. 2)

Рис. 2. К игре “Волшебные палочки” п. 3

4. Без образца. В 4 палочки. Что можно из них построить? Назвать и показать (основная опора на наглядно-образное мышление с включением словесно-логического)

III ЭТАП:

5. Даются 4 палочки:

Как из квадрата, переставив одну палочку, можно построить стульчик?” ( формулировку задания можно облегчить давая задания поэтапно: “1. Постройте из 4 палочек квадрат 2. Переставьте одну палочку, чтобы получился стульчик. Объясните. ”) (см. рис. 3). (включается наглядно-образное и словесно-логическое мышление).

Рис. 3. “К игре волшебные палочки” п. 5

6. Построить из любого количества палочек елочку, солнышко, машину и т. д. (в зависимости от лексического материала).

7. Усложнение задания 6: Спросить предварительно: “Сколько палочек тебе понадобиться, как ты думаешь, чтобы построить… Возьми это количество палочек и построй, расскажи, как ты строишь. ” (В данном случае, на словесно-логическое мышление делается больший акцент, чем в предыдущих вариантах.

Данные игры, в зависимости от условий могут сопровождаться определенной игровой ситуацией. Например, инструкция для ребенка к игре на поиск закономерностей (типа “Четвертый лишний”) “УБОРКА” :

“Пес Торопыжка очень торопливый. Поэтому он иногда бывает невнимательным. Однажды он дома решил убраться и разложил все вещи по полочкам. Но как всегда поторопился. Посмотри внимательно, нет ли там чего-нибудь лишнего? объясни, почему ты так решил” (см. рис. 4).

Рис. 4. К игре “Уборка”

Подобного рода игры развивают не только словесно-логическое мышление, но и наглядно-образное мышление.

Таким образом, использовались нами многообразные игры, в том числе пальчиковые, подвижные с дидактической целью (многие знакомы). Вариации усложнения данных игр в большинстве случаев придуманы нами. Существенную помощь в в подборе игр оказала научно-популярная литература для родителей, воспитателей, логопедов и педагогов, также “Веселая математика” Беженовой М. А. (1998) и учебно-наглядные пособия по программе “Радуга” – “Познаю мир” Гризик Т. И. (1999).

При проведении игровых упражнений и игр использовалось большое количество наглядного материала: карточки, счетные палочки, сюжетные и предметные картинки, рисунки самих детей, игрушки и т. п. Основная часть дидактического материала из фонда детского сада, другая часть –сделана нами. На каждом индивидуальном и фронтальном занятиях предлагалась только одна игра. (Если позволяет тема можно использовать больше).

Так как развитие словесно-логического мышления как задача ставится давно в рамках образовательно-воспитательного воздействия, мы пытаемся доказать недостаточность этих занятий для детей с ОНР без систематического и последовательного включения их в коррекционно-логопедический процесс.

Наблюдая за детьми мы пришли к выводу, что они становятся более активными и работоспособными на занятиях, заинтересованными в своих ответах, повышается их обучаемость, речевая и общая инициатива. Они с большим удовольствием играют в данные игры.

На начальных этапах наблюдались незначительные сложности в овладении детьми новыми играми. Но, возможность в любое время закончить игры с положительным результатом сохранило интерес к их продолжению.

На основе общих выводов мы решили ряд задач, а именно:

- Развитие речи;

- Развитие высших психических функций;

- Коррекция индивидуальных особенностей детей.

Заключение

Все психические процессы у ребенка – восприятие, память, внимание, мышление, воображение, целенаправленное поведение – развиваются с прямым участием речи. (Л. С. Выготский, А. Ф. Лурия, А. В. Запорожец и другие). У ребенка с ОНР, в силу дефекта речи, при отсутствии соответствующих мероприятий может замедляться темп его интеллектуального развития. Однако пластичность мозга раннего возраста представляет большие потенциальные возможности коррекционной помощи. Что определяет на современном этапе развития актуальность создания коррекционно-развивающих основные психические процессы детей с ОНР программ.

Ведущими российскими психологами поддерживается точка зрения И. М. Сеченова, Дж. Уотсона и С. Л. Рубинштейна о единстве корней мышления и речи, на основании которой можно сделать вывод о необходимости ОДНОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ. Особенно это касается детей с общим недоразвитием речи недосточным развитием лексической, грамматической и фонетико-фонематической сторон речи).

Этого принципа мы придерживались при построении своей системы, которая состоит из 3 блоков игр и игровых упражнений, определяющих поэтапность развития форм мышления в зависимости от их сложности. Выбор формы подачи обучающего материала определен влиянием игры на развитие ребенка.

Исходя из полученных результатов наша система решает ряд задач:

- развитие речи;

- развитие высших психических функций (главным образом мышления);

- коррекция индивидуальных особенностей детей.

Эта система нацелена на то, чтобы подготовить детей к успешному обучению в школе.

Список использованной литературы:

1. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников – М. : Просвещение, 1992. – 95 с.

2. Белова – Давид Р. А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи // Нарушение речи у дошкольников / Р. А. Белова-Давид. –М. : Просвещение, 1972.- 32 – 82 с.

7. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. Соч. : В 6 т. – Т. 2 – М. : Педагогика, 1982.- 5 – 361 с.

8. Выготский Л. С. Развитие речи и мышления // Собр. Соч. : В 6 т. – М. : Педагогика, 1983.- 254 – 273 с.

9. Выготский Л. С. Речь и практической мышление // Собр. Соч. : В 6 т. – т. 6. – М. : Педагогика, 1984.- 6 – 37 с.

10. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. - Т. 2 – М. : Мир, 1996. – 376 с.

11. Дети с временными задержками в развитии (Сб. статей)/ Т. А. Власова, М. С. Певзнер – М. : Педагогика, 1971. – 207 с.

12. Ефименкова Л. М. Формирование речи у дошкольников. (Дети с общим недоразвитием речи) – М. : Просвещение, 1981. – 112 с.

13. Жинкин Н. И. Интеллект, язык и речь // Нарушение речи у дошкольников / Р. А. Белова-Давид. – М. : Просвещение, 1972.- 9 – 32 с.

14. Златковская Н. П. Савина М. М. Особенности педагогической работы с детьми второго уровня речевого развития // Нарушение речи у дошкольников /Р. А. Белова-Давид. – М. : Просвещение, 1972.- 200 – 217 с.

15. Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников / Р. Е. Левина –М., 1971 – 191 с.

16. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М. : Гном-Пресс, Новая школа, 1998. – 136 с.

17. Логопедия / Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская –М. : ВЛАДОС, 1998. – 680 с.

18. Лурия А. Р. Язык и сознание – М., 1979. – 319 с.

19. Лыков В. М. Речевые расстройства у детей –М. : ЦНИИСП, 1975. – 36 с.

20. Мухина В. С. Детская психология / Л. А. Венгер – М. : Просвещение, 1985. – 272 с.

21. Подъяков Н. Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников // Вопросы психологии. – 1985. - № 2. - 105 – 118 с.

22. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов – М. : Владос, 1999. – 216 с.

23. Пожиленко Е. А. Использование наглядных пособий и игровых приемов в коррекции речи дошкольников // Дефектология. – 1995. - № 3. - 76 – 81 с.

138 с.

24. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. – Т. 1. –М. : Педагогика, 1989. – 485 с.

25. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А. Логопедическая работа в специальном детском саду – М. : Просвещение, 1984. – 141 с.

26. Филичева Т. Б. Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. – М. : Просвещение, 1989. – 221 с.

27. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада – В 2 ч. – М. : Альфа, 1993 – ч. 1 : 1-ый год обучения: ст. группа. – 99 с.

28 Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада – В 2 ч. – М. : Альфа, 1993. – ч. 2: Второй год обучения: подг. группа. – 84 с.

29. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учетиля – М. : Просвещение, 1991. – 288 с.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для детей с общим недоразвитием речиДидактическая игра для детей с общим недоразвитием речи "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев" В. А. Сухомлинский Широко известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста Мышление — наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

Обобщение опыта Тема: Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе использования Теоретическая интерпретация опыта I. Условия формирования В течение 17 лет работаю с детьми, имеющими нарушение речи в условиях типового.

Особенности общения детей с общим недоразвитием речи Представим характеристику уровней общего недоразвития речи у детей. Первый уровень общего недоразвития речи – т. е. «безречевые дети». «Безречевых.

Развитие мелкой моторики детей старшей группы с общим недоразвитием речи. Мною были подобраны игры и упражнения, разработаны методы и приемы по развитию мелкой моторики. Работа над каждой темой включала в себя.

Развитие фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речи, в том числе и с общим недоразвитием речи. Одним из.

Развитие лексической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи. Многочисленные исследования речи детей, особенно с общим недоразвитием речи, указывают на то, что самыми недоступными оказались задания.

Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Мышление – это важный процесс, который влияет на обучение и развитие ребенка и способствует комплексному развитию личности старшего дошкольника.

Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами художественной литературы. СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Т. С. Смирнова Муниципальное.

Тема: Развитие логического мышления у детей старшей группы Ведущая образовательная область: познавательная Цель: создать условия для закрепления порядкового счета до 10. Задачи: Образовательная:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие словесно-логического мышления у детей с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 5 февраля 2017 в 14:38
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие словесно-логического мышления у детей с общим недоразвитием речи» (включая файлы) размещена пользователем Дарья Фисина (УИ 151732) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД