Александра Чуб
Годовой план учителя-логопеда в подготовительной к школе группе
▼ Скачать +Заказ
Годовой план работы учителя-логопеда
МБДОУ №43 «Аленький цветочек» Чуб А. С на 2021-2022 уч. год
Целью работы в подготовительной к школе логопедической группы «Капельки» является оказание необходимой логопедической помощи детям в возрасте от 6 до 7 лет.
Основными задачами являются:
формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи;
Публикация «Годовой план учителя-логопеда в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
коррекция нарушений звуковосприятия и звукопроизношения;
своевременное предупреждение и преодоление трудностей речевого развития;
привитие детям навыков коммуникативного общения;
решение задач социального и речевого развития.
консультативно-методическая, просветительская работа среди специалистов МБДОУ, родителей (законных представителей) воспитанников МБДОУ.
В течение учебного года проводится работа по различным направлениям:
организационная;
диагностическая;
коррекционная;
профилактическая;
научно-методическая;
взаимосвязь с другими участниками коррекционного процесса.
1. Документальный блок
№ Содержание работы Сроки
1. Оформление документации.
Разработка планов :
-годовой план организации коррекционно-педагогической работы;
-перспективное планирование индивидуально-подгрупповой работы;
-индивидуальный план коррекционной работы с
ребёнком на учебный год До 16 сентября
2. План консультативной работы с родителями До 14 сентября
3. План консультативной работы с педагогами ДОУ До 14 сентября
4. График работы учителя-логопеда До 14 сентября
5. Подготовка речевых карт До 14 сентября
6. Журнал посещения детьми логопедической группы В течение года
7. Список детей, зачисленных на занятия 14 сентября
8. Журнал взаимодействия учителя-логопеда и родителей В течение года
9. Согласие родителей на логопедическое обследование и сопровождение ребенка Сентябрь
10. Индивидуальные папки детей для занятий и взаимосвязи с родителями В течение года
11. Журнал проведения индивидуальных и
подгрупповых занятий В течение года
12. Отчёт и результативность учителя-логопеда за учебный год май
2. Организационный блок.
№ Содержание работы Сроки
1. Подготовить кабинет к новому учебному году.
Систематизировать материал.
Конец августа-15
сентября
2. Обследование речи детей подготовительной к школе группы Сентябрь
Май
3. Зачисление детей с речевыми нарушениями в логопедическую группу. Начало сентября
4. Комплектование подгрупп по проявлению нарушений. сентябрь
2. Диагностический блок
№ Содержание работы Сроки
1. Подробное обследование детей 1-15 сентября
2. Распределение детей на подгруппы 15-18 сентября
3. Диагностика и обследование:
-грамматического строя речи;
-словаря;
-звукопроизношения;
-состояния связной речи;
-артикуляционного аппарата;
-фонематического слуха. 1-15 сентября
4. Профилактическая работа. Выявление детей с
нарушениями речи через обследование в ДОУ. В течение года
5. Промежуточная диагностика детей с целью выявления динамики в коррекционном процессе. Декабрь
6. Обследование детей от 5 лет с целью выявления речевой патологии. Февраль
7. Итоговая – оценочная диагностика. Май
4. Коррекционно-развивающий блок
№ Содержание работы
Сроки
1. Коррекционно-развивающая работа с детьми.
Индивидуально-подгрупповая логопедическая
непосредственная образовательная деятельность:
- формирование произвольных форм деятельности и
осознанного отношения к занятиям;
- формирование лексико-грамматического строя речи;
- формирование звуковой культуры речи;
- коррекция произносительных навыков и умений.
- формирование и развитие связной речи;
- развитие внимания, мышления и памяти, мыслительных
операций, сравнения, умения делать выводы;
- постановка звуков, формирование навыков правильного
их использования в речи (автоматизация);
- развитие фонематического восприятия;
- формирование умений и навыков безошибочного
употребления звуков в ситуациях общения. В течение года в соответствии с сеткой занятий
5. Блок профилактической и консультативной работы
№ Содержание работы
Сроки
1. 1. Работа с родителями.
2. Работа с педагогами.
Оказание консультативной помощи родителям детей с проблемами в развитии речи:
Индивидуальные беседы с родителями.
Цель: налаживание контактов, определение уровня
наблюдательности и степени понимания ребёнка
взрослым; уточнение анамнестических сведений;
анкетных данных; объяснение необходимости участия родителей в формировании мотивации ребёнка к обучению у логопеда.
В течение года
2. Приглашение родителей на индивидуальные занятия.
Цель: ознакомить родителей с особенностями работы
логопеда.
1 раз в месяц
- развитие внимания, мышления и памяти, мыслительных
операций, сравнения, умения делать выводы;
- постановка звуков, формирование навыков правильного их использования в речи (автоматизация);
- развитие фонематического восприятия;
- формирование умений и навыков безошибочного
употребления звуков в ситуациях общения. В течение год в соответствии с
сеткой занятий.
3. Оформление стенда
Цель: ознакомление родителей с задачами текущего
периода, с методами и приёмами работы с детьми. В течение всего
года
4. Индивидуальные консультации с родителями «Вопрос –ответ». В течение года
6. Работа с детьми
№ Мероприятие Сроки Ожидаемый результат
1. Первичная диагностика
устной речи детей
подготовительной
группы. 01-
15.09.21
Выявление детей с проблемами в речи.
Оформление речевых карт на детей-логопатов
2. Проведение
индивидуальных и
подгрупповых занятий
с детьми логопедической группы «Капельки» по
направлениям:
В течение
года
В течение
года
Формирование
социально-
стандартизированной
речи у каждого
ребенка.
- развитие
фонематического
восприятия Способствование к
слуховому
дифференцированному восприятию звуков
речи - фонем.
- коррекция
Звукопроизношения Процесс образования и
исправление
недостатков
произношения речевых
звуков
- совершенствование
слоговой структуры
слов Умение правильно
произносить слова
сложной звуко-
слоговой структуры
- пополнение словаря
Ознакомление детей с
предметами, их
качествами и
свойствами.
- совершенствование
грамматического строя
Понимание значений
грамматических
изменений слова.
- совершенствование
связной речи Умение передавать
содержание коротких
рассказов, сказок.
3. Проведение
промежуточной и
итоговой диагностики
устной речи. Январь, май Выведение детей из
логогруппы с чистой
речью.
Комплектование детей
с речевым
недоразвитием.
7. Работа с педагогами
№ Мероприятие Сроки
1. Проведение диагностики (первоначальной) детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности (ОНР) воспитателями и специалистами. Сентябрь
2. Проведение круглого стола: «Обсуждение результатов первоначальной диагностики уровня речевого развития детей на начало учебного года. Знакомство с лексическими темами, перспективным планированием работы на I период обучения» (с воспитателями групп).
3. Выработка и обсуждение индивидуальных программ развития детей на учебный год. Октябрь
4. Консультация для воспитателей и специалистов «Характеристика детей 7 года жизни с ОНР».
5. Совместная подготовка с воспитателями и музыкальным руководителем к празднику осени (разучивание песен, стихотворений).
6. Консультация для воспитателей на тему: «Игры и упражнения для развития фонематического слуха». Ноябрь
7. Консультация для музыкального руководителя на тему: «Единый логопедический режим».
8. Консультация для педагога по изобразительной деятельности на тему: «Значение изобразительной деятельности для развития речи». Декабрь
7. Консультация для воспитателей на тему: «Подвижные игры и упражнения с речевым сопровождением».
8. Совместная подготовка с воспитателями и музыкальным руководителем к новогоднему празднику (разучивание песен, стихотворений).
9. Проведение круглого стола: «Обсуждение результатов промежуточной диагностики уровня речевого развития детей на середину учебного года» (с воспитателями и специалистами). Январь
10. Консультация для воспитателей на тему: «Роль связной речи в познавательном развитии дошкольников».
11. Консультация для воспитателей на тему: «Формирование тонких движений рук». Февраль
12. Консультация для музыкального руководителя на тему: «Логоритмические игры и упражнения в работе с детьми с ОНР».
13. Совместная подготовка с воспитателями и музыкальным руководителем к утреннику, посвященному празднованию 8 марта (разучивание песен, стихотворений, подвижных игр). Март
14. Консультация для воспитателей на тему: «Игры и упражнения, развивающие внимание и память дошкольников с ОНР».
15. Консультация для музыкального руководителя на тему: «Игры и упражнения, направленные на развитие фонематического слуха». Апрель
16. Помощь в подготовке к проведению выпускного праздника с детьми подготовительных групп. Обсуждение сценария праздника с музыкальным руководителем. Распределение речевого материала с учётом произносительных возможностей детей.
17. Ознакомление с результатами итоговой диагностики Май
18. Анализ совместной работы учителя - логопеда с воспитателями и специалистами за учебный год.
19. Консультирование воспитателей групп, музыкального руководителя по вопросам специфики работы с детьми подготовительных к школе групп компенсирующей направленности с учетом индивидуальных особенностей детей.
Еженедельно
20 Знакомство с заданиями по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по лексическим темам недель.
21. Просмотр занятий по образовательной области «Речевое развитие», показ открытых логопедических занятий. В течение года
22. Подведение итогов работы. Отчет Май
8. Работа с родителями.
Месяц Форма работы Тема Цель
Сентябрь Родительское собрание Речевое развитие ребенка старшего дошкольного возраста. Роль семьи в преодолении дефектов речи. дать характеристику речевого развития ребенка старшего дошкольного возраста;
познакомить родителей с основными направлениями, методами и формами коррекционного воздействия;
обсудить необходимость совместной работы по преодолению детьми речевых нарушений.
Стенд «Советы логопеда» Полезные материалы по речевому развитию помощь родителям в организации развивающего обучения с ребенком в домашних условиях.
Индивидуальные консультации Результаты диагностики познакомить родителей с результатами обследования детей и планом индивидуальной работы
Октябрь Практикум
(видео-файл) Фонематический слух – основа правильной речи дать необходимые знания родителям по работе над развитием фонематического слуха ребенка;
познакомить родителей с играми и упражнениями, способствующими преодолению фонематических нарушений
Консультация Читаем вместе с мамой дать информацию родителям о книгах, которые нужно читать детям
познакомить родителей с приемами развития интонационной выразительности речи
Буклет «Логопедические страницы Как организовать занятия с ребенком дома Познакомить родителей с правилами выполнения домашних заданий логопеда
Ноябрь Рекомендации родителям Домашняя электронная игротека Расширение, уточнение и активизация словаря в рамках изучаемых лексических тем.
Открытые индивидуальные занятия Говори правильно познакомить родителей с играми и упражнениями, способствующими коррекции речевых нарушений.
Декабрь Стенд «Логопедические страницы Полезные материалы по речевому развитию совместная с родителями подготовка презентаций на тему «Профессии»
знакомство родителей с методикой составления описательного рассказа
Индивидуальные консультации по вопросам родителей Расширение, уточнение и активизация словаря в рамках изучаемых лексических тем
Январь Игровой практикум Игры с мячом для развития лексико-грамматических категорий информирование о ходе коррекционной работы
Индивидуальные консультации Результаты промежуточной диагностики познакомить родителей с результатами промежуточного обследования детей и планом индивидуальной работы
Февраль День открытых дверей Ознакомление с методами и приемами коррекционной работы. Познакомить родителей будущих воспитанников с методами и приемами работы педагогов в группе компенсирующей направленности
Консультация
«Роль родителей в становлении грамматически правильной речи у дошкольников». Формирование у родителей представлений о способах становления грамматически правильной речи.
Открытые индивидуальные занятия «Говори правильно» познакомить родителей с играми и упражнениями, способствующими коррекции речевых нарушений.
Буклет «Развитие мелкой моторики»
Разъяснение благотворного влияния мелкой моторики на общее развитие ребенка.
Март Папка-передвижка
«Подготовка к письму и профилактика дисграфии»
выстроить комплексный подход в системе коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения.
Консультация-всеобуч
«Как учить дошкольников читать».
1. Способы знакомства с буквой (рисование, печатание, выкладывание, вышивание и др).
2. Признаки дисграфии и дислексии. Предупреждение нарушений письма и чтения у детей с ОНР
Стенд «Логопедические страницы» Полезные материалы по речевому развитию, информирование о ходе коррекционной работы
Апрель Консультация «Работа с книгой» Ознакомление с методами и приемами приобщения детей к художественной литературе.
Индивидуальные консультации по вопросам родителей познакомить родителей с рядом сенсорных игр, стимулирующих речевое развитие ребенка
Семинар-практикум
«Я готов к школе?»
Уточнить представление родителей о процессе подготовки к обучению грамоте
Май Родительское собрание
«Готовность детей к школе»
Подведение итогов коррекционного обучения, оценка речевой готовности детей к школе.
Буклет
«Портфель в дорогу». Полезные материалы по речевому развитию дать рекомендации родителям на летний период
Индивидуальные консультации по вопросам родителей подвести итоги работы за учебный год
Родительское собрание «Готовность детей к школе» Подвести итоги работы за учебный год и объективно оценить подготовленность детей к школе
9. Оснащение кабинета
№
п/п
Содержание работы
Сроки Выход
1. Пополнение учебно-
методического комплекса.
- новинки методической
литературы;
- пополнение имеющихся и
создание новых картотек по
коррекционной работе с детьми;
- пополнение консультаций для
педагогов и родителей. В
течение
года
Картотеки,
методические
разработки, книги
консультации
2. Пополнение учебно-
дидактического комплекса:
- новые игры и игрушки для работы
с детьми
- пособия для подгрупповой и
индивидуальной работы с детьми. В
течение
года
Дидактические игры
и пособия
3. Пополнение канцелярии В
течение
года
Канцелярские
принадлежности,
бумага, папки и т. д.
10. Организация предметно-пространственной коррекционно-
развивающей среды.
1. Пополнить кабинет новыми пособиями и играми для развития дыхания и
совершенствования навыков звукопроизношения.
2. Улучшение процесса обучения детей в логопедической группе «Капельки».
3. Учителю-логопеду регулярно совершенствовать методику обучения и свою квалификацию.
4. Участие в педагогических советах, семинарах, консилиумах ДОУ и на уровне района.
5. Просмотр вебинаров, мастер-классов с помощью интернет ресурсов.
11. План индивидуальной коррекционной работы
по звукопроизношению на 2020 -2021 учебный год.
Подготовительный этап.
Задача: Создать условия для подготовки ребенка к длительной коррекционной работе, а именно:
а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, потребность в них;
б) развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие в играх
и специальных упражнениях;
в) формировать и развивать артикуляционную моторику для постановки
звуков;
Формирование произносительных умений и навыков.
Задачи:
а) устранять дефектное звукопроизношение;
б) развивать умения и навыки дифференцировать звуки, сходные
артикуляционно и акустически;
в) формировать практические умения и навыки пользования
исправленной (фонетически чистой, лексически развитой,
грамматически правильной) речью.
Виды коррекционной работы на данном этапе:
1. Постановка звуков в такой последовательности:
• свистящие С, 3, Ц, С’, 3’
• шипящий Ш
• соноры Л, Ль
• шипящий Ж
• соноры Р, Р’
• шипящие Ч, Щ
Способ постановки:
Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики) :
• для свистящих: «Улыбка», «Заборчик»,
«Лопатка», «Желобок», «Щеточка», «Футбол», «Фокус»;
• для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка»,
«Грибок», «Погреем руки»;
• для Р, Р’ : «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»;
• для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык».
Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.
2. Автоматизация каждого исправленного звука в слогах:
По мере постановки может проводиться как индивидуально, так в подгруппе : а) 3, Ш, Ж, С, 3’, Л’ автоматизируются вначале в прямых
слогах, затем в обратных и в последнюю очередь - в слогах
со стечением согласных;
б) Ц, Ч, Щ, Л - наоборот: сначала в обратных слогах, затем
в прямых и со стечением согласных;
в) Р, Р’ можно начинать автоматизировать с проторного аналога
и параллельно вырабатывать вибрацию.
3. Автоматизация каждого исправленного звука в словах. Проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.
По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и
закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по
автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в
подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.
4. Автоматизация звуков в предложениях. Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в
отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стихотворения с данным словом.
5. Дифференциация звуков:
С – З, СЬ – Ц, С – Ш;
Ж – З, Ж – Ш;
Ч – ТЬ, Ч – СЬ, Ч – Щ;
Щ – С, Щ – ТЬ, Щ – Ч, Щ – Ш;
Р – Л, Р – РЬ, РЬ – ЛЬ, РЬ – Й, ЛЬ – Л
6. Автоматизация в спонтанной речи. (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде и т. д.).
Методы коррекционной логопедической работы:
1. Наглядные - непосредственное наблюдение и его разновидности;
- опосредованное наблюдение ( изобразительная наглядность: рассматривание
игрушек и картин, рассказывание по игрушкам
и картинам);
2. Словесные -чтение и рассказывание художественных произведений;
- заучивание наизусть стихов, небольших рассказов, скороговорок,
чистоговорок и др.
- пересказ;
- обобщающая беседа;
- рассказывание без опоры на наглядный материал;
3. Практически
- дидактические игры и упражнения;
- игры-драматизации и инсценировки;
- хороводные игры и элементы логоритмики.
Средствами коррекции и развития речи детей с ОНР являются:
- общение детей со взрослыми (родителями, воспитателями, логопедом,
музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре и др.);
- культурная языковая среда (дома и в детском саду);
- обучение родной речи на занятиях (занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи, занятия по развитию ЛГСР и связной речи, чтение художественной литературы);
- художественная литература, читаемая помимо занятий (дома и в детском
саду);
- изобразительное искусство, музыка, театр;
- занятия по другим разделам образовательной программы ДОУ.
12. Формы и приемы организации образовательного коррекционного
процесса
Совместная образовательная деятельность учителя-логопеда с детьми.
Образовательная деятельность в семье.
Непосредственно образовательная логопедическая деятельность:
1. Подгрупповая НОД
2. Индивидуальная НОД
3. Дидактические игры
4. Настольно-печатные игры
5. Компьютерные обучающие игры и программы
6. Разучивание скороговорок, чистоговорок, стихотворений
7. Речевые задания и упражнения
8. Работа по нормализации звукопроизношения, обучению пересказу, составлению описательного рассказа.
1. Выполнение рекомендаций учителя-логопеда по исправлению нарушений
в речевом развитии.
2. Речевые игры
3. Беседы
4. Чтение книг, рассматривание иллюстраций
5. Заучивание скороговорок, потешек, чистоговорок, стихотворений
6. Игры-драматизации.