МААМ-картинки

Рабочая программа логопеда в подготовительной к школе группе

Нина Гомзова
Рабочая программа логопеда в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы

Целевой раздел.

Пояснительная записка.

Данная программа носит коррекционно-развивающий характер и предназначена для обучения и воспитания детей с ОНР от 6 до 7 лет.

Цель: коррекционно-педагогическое воздействие, направленное на устранение речевого дефекта, всестороннее развитие психических и физических качеств, подготовку к жизни в современном обществе, а также предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения.

Задачи:

- сохранение и укрепление психофизического здоровья детей;

Публикация «Рабочая программа логопеда в подготовительной к школе группе» размещена в разделах

- обеспечение речевого, познавательного, физического, художественно-эстетического и социально-коммуникативного развития;

- приобщение детей к социокультурным ценностям, традициям своего народа.

- формирование основ социальной и жизненной адаптации ребенка;

-максимальное использование детских видов деятельности и их интеграция;

- формирование мотивации к готовности к обучению в школе

- взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Основной базой программы являются :

-Закон об образовании РФ

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.1.3049-13

от 15.05.2013 года.

-примерная основная общеобразовательная программа дошкольного

образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - Москва «Мозаика-Синтез», 2014г.);

- «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н. В. Нищева Издание третье., переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. -Санкт-Петербург, 2014 год.

- Образовательная программа МДОУ №13 «Буратино» и локальные акты.

Возрастные особенности детей подготовительной к школе группе

Ребёнок 6—7 лет осознаёт себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения.

Дети способны давать определения некоторым моральным понятиям («Добрый человек —это такой, который, всем помогает, защищает слабых»). Они могут совершать позитивный нравственный выбор не только в воображаемом плане, но и в реальных ситуациях (например, могут самостоятельно, без внешнего принуждения, отказаться от чего-то приятного в пользу близкого человека). Их социально-нравственные чувства и эмоции достаточно устойчивы.

К 6—7 годам ребё нок уверенно владеет культурой самообслуживания: может самостоятельно обслужить себя, обладает полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены; определяет состояние своего здоровья (здоров он или болен, а также состояние здоровья окружающих; может назвать и показать, что именно у него болит, какая часть тела, какой орган; владеет культурой приёма пищи; одевается в соответствии с погодой, не переохлаждаясь и не утепляясь чрезмерно.

В основе произвольной регуляции поведения лежат не только усвоенные (или заданные извне) правила и нормы. Мотивационная сфера дошкольников 6—7 лет расширяется за счёт развития таких социальных по происхождению мотивов, как познавательные, просоциальные (побуждающие делать добро, а также мотивов самореализации. Поведение ребёнка начинает регулироваться также его представлениями о том, что хорошо и что плохо. С развитием морально-нравственных представлений напрямую связана и возможность эмоционально оценивать свои поступки. Ребёнок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает плохо. Общая самооценка детей представляет собой глобальное, положительное недифференцированное отношение к себе, формирующееся под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых.

К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны, у детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, они более сдержанны и избирательны в эмоциональных проявлениях. Продолжает развиваться способность детей понимать эмоциональное состояние другого человека (сочувствие) даже тогда, когда они непосредственно не наблюдают его эмоциональных переживаний. К концу дошкольного возраста у них формируются обобщённые эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих действий.

Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребёнка со взрослым. По-прежнему нуждаясь в доброжелательном внимании, уважении взрослого и сотрудничестве с ним, ребёнок стремится как можно больше узнать о нём, причём круг интересов выходит за рамки конкретного повседневного взаимодействия. Так, дошкольник внимательно слушает рассказы родителей о том, что у них произошло на работе, живо интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми часто спрашивает, где они живут, есть ли у них дети, кем они работают и т. п. Развитие общения детей со взрослыми к концу седьмого года жизни создаёт отчасти парадоксальную ситуацию. С одной стороны, ребёнок становится более инициативным и свободным в общении и взаимодействии со взрослым, с другой — очень зависимым от его авторитета. Для него чрезвычайно важно делать всё правильно и быть хорошим в глазах взрослого.

Большую значимость для детей 6—7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. К 7 годам дети определяют перспективы взросления в соответствии с гендерной ролью, проявляют стремление к усвоению определённых способов поведения, ориентированных на выполнение будущих социальных ролей.

В играх дети 6—7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события — рождение ребёнка, свадьба, праздник, война и др. В игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. Дети этого возраста могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной к исполнению другой. Они могут вступать во взаимодействие с несколькими партнёрами по игре, исполняя как главную, так и подчинённую роль (например, медсестра выполняет распоряжения врача, а пациенты, в свою очередь, выполняют её указания).

В возрасте 6—7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Дошкольник может различать не только основные цвета спектра, но и их оттенки как по светлоте (например, красный и тёмно-красный, так и по цветовому тону (например, зелёный и бирюзовый). То же происходит и с восприятием формы — ребёнок успешно различает как основные геометрические формы (квадрат, треугольник, круг и т. п., так и их разновидности, например, отличает овал от круга, пятиугольник от шестиугольника, не считая при этом углы, и т. п. При сравнении предметов по величине старший дошкольник достаточно точно воспринимает даже не очень выраженные различия. Ребёнок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.).

В 6—7 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им непроизвольно (т. е. без специальной цели) запоминать достаточно большой объём информации. Дети также могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо запомнить, используя при этом простейший механический способ запоминания— повторение.

В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений.

Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. Более того, в этом возрасте дети чутко реагируют на различные грамматические ошибки, как свои, так и других людей, у них наблюдаются первые попытки осознать грамматические особенности языка. В своей речи старший дошкольник всё чаще использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). В 6—7 лет увеличивается словарный запас. Дети точно используют слова для передачи своих мыслей, представлений, впечатлений, эмоций, при описании предметов, пересказе и т. п. Наряду с этим существенно повышаются и возможности детей понимать значения слов. Они уже могут объяснить малоизвестные или неизвестные слова, близкие или противоположные по смыслу, а также переносный смысл слов (в поговорках и пословицах, причём детское понимание их значений часто весьма схоже с общепринятым.

К 7 годам появляется речь-рассуждение. Важнейшим итогом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода речь становится подлинным средством как общения, так и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения.

Характеристика детей с ОВЗ (общим недоразвитием речи (ОНР) III -IV уровня).

ОНР III уровня характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития, представляет собой своеобразный вариант периода усвоения ребенком морфологической системы языка. Свободное общение у детей с ОНР третьего уровня крайне затруднено. Даже те звуки, которые дети умеют произносить правильно, в самостоятельной речи звучат недостаточно четко. Характерно недифференцированное произнесение звуков (свистящих, шипящих, аффрикат и соноров, когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной фонетической группы.

Дети на данном этапе уже правильно употребляют простые грамматические формы, пользуются, всеми частями речи, пытаются строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Они обычно уже не затрудняются в назывании предметов, действий, признаков, качеств и состояний, хорошо знакомых им из жизненного опыта. Они могут свободно рассказать о своей семье, о себе и товарищах, событиях окружающей жизни, составить короткий рассказ.

Однако тщательное изучение состояния всех сторон речи позволяет выявить выраженную картину недоразвития каждого из компонентов языковой системы: лексики, грамматики, фонетики.

Наряду с правильными предложениями присутствуют и аграмматичные, возникающие, как правило, из-за ошибок в согласовании и управлении. Эти ошибки не являются постоянными: одна и та же грамматическая форма или категория в разных ситуациях может использоваться и правильно, и неправильно.

Уровень речевого развития (Филичева Т. Б.) характеризуется незначительными нарушениями компонентов языковой системы ребенка. Отмечается недостаточная дифференциация звуков: [т-т'-с-с'-ц], [р-р'-л-л'-]] и др. Характерны своеобразные нарушения слоговой структуры слов, проявляющиеся в неспособности ребенка удерживать в памяти фонематический образ слова при понимании его значения. Следствием этого является искажение звуконаполняемости слов в различных вариантах. Недостаточная внятность речи и нечеткая дикция оставляют впечатление «смазанности». Все это показатели не закончившегося процесса фонемообразования. Остаются стойкими ошибки при употреблении суффиксов (единичности, эмоционально-оттеночных, уменьшительно-ласкательных, увеличительных). Отмечаются трудности в образовании сложных слов. Кроме того, ребенок испытывает затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что обуславливает своеобразие его связной речи. Особую трудность для этой категории детей представляют сложные предложения с разными придаточными.

Дети с ОНР имеют (по сравнению с возрастной нормой) особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности.

Психофизические особенности.

Оценка здоровья детей группы.

Общая численность детей – 16 человек

Группа

(возраст) Группа здоровья Диагноз

1 2 3 ОНР 1 ОНР 2 ОНР 3

Подготовительная

(5-6 лет)

План реализации индивидуально — ориентированных коррекционных

мероприятий учителя-логопеда :

1. Развитие общей, мелкой и речевой моторики.

2. Формирование общих речевых навыков:

а) правильного физиологического и речевого дыхания;

б) силы голоса, ритма, темпа и интонационной выразительности речи.

3. Формирование правильного произношения звуков.

4. Развитие фонематического восприятия.

5. Развитие звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза слов.

6. Формирование слоговой структуры слов.

7. Формирование лексико-грамматических категорий.

8. Расширение, обогащение и активизация пассивного и активного словаря.

9. Развитие навыков связной речи.

10. Формирование навыков чтения.

Перспективно-тематическое планирование по разделам образовательной области «Речевое развитие» с учетом компонентов образовательного процесса и интеграции образовательных областей (Приложение 1).

Задачи реализации компонентов образовательного процесса.

Федеральный компонент:

- Развитие свободного общения с взрослыми и детьми.

-Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи — диалогической и монологической формой) в различных формах и видах детской деятельности.

- Практическое овладение воспитанниками норм речи.

Компонент ДОУ:

коррекция речевых недостатков у детей с ограниченными возможностями здоровья.

- Формирование лексико-грамматических категорий.

- Развитие общих речевых навыков: дикции, интонации, темпа и ритма речи,

правильного физиологического и речевого дыхания

- Постановка, автоматизация и дифференциация звуков.

- Формирование навыков фонематического анализа и синтеза.

-Формирование связной речи.

- Обогащение активного и пассивного словаря.

Содержательный раздел.

Коррекционно-развивающая работа по образовательной области

«Речевое развитие»

Работой по образовательной области «Речевое развитие» руководит учитель-логопед, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда. (Приложение №3)

Интеграция образовательных областей

Учитывая принцип интеграции образовательных областей, задачи речевого развития включены не только в образовательную область «Речевое развитие», но и в другие области.

Такие образовательные области, как «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»», «Физическое развитие» тесно связаны с образовательной областью «Речевое развитие», что позволяет решать задачи умственного, творческого, эстетического, физического и нравственного развития, а, следовательно, решают задачу всестороннего гармоничного развития личности каждого ребенка.

Основные задачи коррекционно-развивающей работы по областям

Образовательная область Задачи коррекционно-развивающей работы

«Речевое развитие»

- Развитие словаря.

-Формирование и совершенствование грамматического строя речи

- Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа.

- Развитие связной речи.

-Формирование коммуникативных навыков.

-Обучение элементам грамоты.

«Познавательное развитие»

- Сенсорное развитие

- Развитие психических функций

- Формирование целостной картины мира.

- Познавательно-исследовательская деятельность.

«Художественно-эстетическое развитие»

- Восприятие художественной литературы.

- Конструктивно-модельная деятельность.

- Изобразительная деятельность (рисование)

- Музыкальное развитие (восприятие музыки, музыкально-ритмические движения).

«Социально-коммуникативное развитие» - Формирование общепринятых норм поведения.

- Формирование тендерных и гражданских чувств.

- Развитие игровой и театрализованной деятельности

(подвижные игры, дидактические игры, сюжетно-ролевые)

«Физическое

развитие» Физическая культура (основные движения, общеразвивающие упражнения, подвижные игры).

Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.

Способы и направления поддержки детской инициативы:

Использование разнообразных приемов обучения, применение дидактических пособий обеспечивают ребенка эстетическими удовольствиями, способствуют

положительным эмоциональным переживаниям, формируют устойчивый чувственный фон жизнедеятельности, снимают раздражительность и тревожность. Использование самых разных видов деятельности на одном занятии обеспечивает постепенную и плавную подготовку ребенка к переходу от игровой к учебной деятельности.

Публикации по теме:

Рабочая программа логопеда Содержание Содержание…. 2 Пояснительная записка… 3 Характеристика контингента.

Рабочая программа кружка «Кукольная мастерская» для детей подготовительной к школе группы Дата проведения: четверг Время проведения: 16.20-16.50 - 1 подгруппа, 16.55-17.25 – 2 подгруппа Срок проведения: с 1 декабря по 1 мая Возрастная.

Рабочая программа математического кружка «Математические ступеньки» в подготовительной группе МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 2 «Светлячок» ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ: Педагогическим советом Заведующая.

Рабочая программа на подготовительную к школе логопедическую группу (6–7 лет) на 2016–2017 учебный год 1. Целевой раздел1.1. Пояснительная записка. Рабочая программа коррекционно-логопедической работы в логопедической группе подготовительного.

Рабочая программа образовательной деятельности в старшей-подготовительной группе общеразвивающего вида. Целевой раздел Оглавление I. Целевой раздел. 1. Пояснительная записка. 1.1. Нормативно – правовая база. 1.2. Цели и задачи реализации Программы 1.3.

Рабочая программа образовательной деятельности в старшей-подготовительной группе общеразвивающего вида Организационный раздел Распорядок дня Правильный распорядок дня – это рациональная продолжительность и разумное чередование различных.

Рабочая программа учителя-логопеда ДОУ компенсирующего вида «Рабочая программа учителя- логопеда ДОУ компенсирующего вида» Рабочая программа — документ, разрабатываемый каждым педагогом образовательного.

Рабочая программа учителя-логопеда группы компенсирующей направленности для детей с ОНР Уважаемые коллеги, я предлагаю вашему вниманию разработанную нами рабочую программу учителя – логопеда для детей с ОНР. Программа рассчитана.

Рабочая программа учителя-логопеда (подготовительная группа) МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА» УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ ЦР ДС «Сказка» Т. Н, Колесникова.

Рабочая программа учителя-логопеда с детьми группы компенсирующей направленности с ОНР Уважаемые родители, ваши дети посещают группу компенсирующей направленности. Воспитание и обучение в этой группе рассчитано на два года.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа логопеда в подготовительной к школе группе
Опубликовано: 30 мая 2017 в 10:03
+148Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа логопеда в подготовительной к школе группе» (включая файлы) размещена пользователем Нина Гомзова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 41.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД