Ирина
Развитие детской самостоятельности в физическом развитии детей посредством организации деятельности с использованием лэпбука
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных.
Забота о физическом здоровье ребёнка и его психическом благополучии — это первостепенная задача дошкольного образовательного учреждения. Я, как педагог, стараюсь создавать такую среду, которая обеспечивала бы безопасность ребёнка, его физическое развитие, укрепление здоровья, способствовала бы двигательной активности детей. Но наиболее уязвимым местом в области физического развития дошкольников является развитие самостоятельности.
Публикация «Развитие детской самостоятельности в физическом развитии детей посредством организации деятельности с использованием лэпбука» размещена в разделах
В Федеральном государственном образовательном стандарте заявлено о формировании формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных,
эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок
учебной деятельности.
Поэтому уже с младшей группы я привлекаю ребят к размещению и уборке оборудования: инвентарь для перешагивания, ходьбы между предметами, для перепрыгивания через положенные веревочки. В результате такой работы по обучению размещению инвентаря дети быстро учатся самостоятельно расставлять оборудование, но и мы все знаем, что развитию инициативы детей очень способствуют различные игры. Именно игры – подвижные, интеллектуальные, коммуникативные – будят мышление и дух ребенка, активизируют его ресурсы и потенциалы. Кроме того, очень важным является тот момент, когда ребенок САМ инициирует игру – со взрослым или другими детьми.
Однажды в интернете я увидела особую форму работы с детьми – Лэпбук и решила применить такое средство для развития самостоятельности при выполнении упражнений на развитие физических качеств (сила, ловкость, быстрота, гибкость, выносливость).
Что же такое Лэпбук?
В дословном переводе Лэпбук с английского значит «наколенная книга», но в нашей стране его видоизменяют по размерам и содержанию и адаптируют под наш менталитет.
Это особая форму организации и подачи учебного материала. Лэпбук обычно выглядит как интерактивная книжка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.
Основными плюсами в работе с Лэпбуком я увидела :
-информатиность;
-полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
-пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого);
-обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с видами спорта, спортивным оборудованием и т. д. ;
-вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части);
-его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;
-обеспечивает игровую, познавательную, физическую активность всех воспитанников.
- внутреннее наполнение можно менять и обновлять.
Как же работать с Лэпбуком?
Для начала я познакомила детей с данной папкой и объяснила как ей пользоваться. В ней поместились: картинки, задания, загадки, стихи, пальчиковые игры, физкультминутки, книжка – гармошка, наглядный материал и конечно подвижные игры, карточки-схемы – которые мы используем на физических занятиях, они несут в себе информацию о каком либо упражнении на закрепление физического качества.
Мы завели «Ритуал планирования самостоятельной деятельности», это означает, что вначале занятия ребята решают каким будет окончание нашей деятельности :
- они будут заниматься индивидуально по карточкам-схемам, т. к. самостоятельная двигательная активность является критерием степени овладения двигательными умениями и навыками.
- либо играть в подвижную игру на развитие конкретного физ. качества, а для этого им нужно договориться между собой.
Работа по карточкам-схемам во время физкультурных занятий позволяет сократить время объяснения, развивает самостоятельную деятельность детей, улучшает их физическую подготовку. Они очень помогают в закреплении двигательных упражнений. Также дети могут объединиться в группу из 2-3 человек и совместно отработать упражнения своих карточек, таким образом, практически решать поставленную на физкультурном занятии доступную задачу должен сам ребенок в совместной деятельности со сверстниками.
При проведении подвижных игр, мы часто пойманного игрока выводим из игры, и он пассивно стоит, наблюдая за игрой. У меня такой участник берёт карточку и выполняет задание. Ребёнок знает, что, выполняя простые упражнения, он становится более сильным и более ловким.
Мой опыт показывает, что самостоятельный вид деятельности является важным источником активности и саморазвития ребёнка. В результате последовательно проводимой работы по обучению умения «считывать» задание-рисунок, схему - развивается инициатива у каждого ребёнка, желание как можно лучше выполнить задание.
Развитая самостоятельность и активность обеспечивает формирование эмоционально-положительного настроя ребенка в коллективе, уравновешенность его поведения, активность во взаимоотношениях со сверстниками.