Папки-передвижки

Гендерный подход в образовании

Олеся Микиртумова
Гендерный подход в образовании
▼ Скачать + Заказать документы

Доклад на тему «Гендерный подход в образовании»

Как представляют его авторы Лыкова, Касаткина и Пеганова в своем пособии «Играют мальчики», «Играют девочки»

Важнейшую роль в гендерном воспитании детей дошкольного возраста выполняет сюжетно-ролевая игра, в которой ребенок проходит школу общения и взаимодействия с другими людьми, сознает себя и окружающую действительность, осваивает стили и модели поведения. Все это отражать в игре невозможно без предметно-пространственной среды, наполненной адекватными игрушками. Игрушка может стать источником радости и мотивом для «живой» игры, если сделать ее своими руками из любого подручного материала.

Публикация «Гендерный подход в образовании» размещена в разделах

Прежде всего, уточним, что такое гендер – это система культурных и социальных норм в современном обществе, которые выполняются каждым человеком в соответствии с его биологическим полом. Причем гендер понимается как социальный или социально-психологический пол человека, который включает в себя психологические и социокультурные отличия между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами. Биологический пол является врожденным признаком, а гендер формируется в процессе воспитания и образования человека.

Теория конструирования гендера основывается на следующих тезисах:

1) Гендер личности конструируется в процессе социализации, обусловленной ценностями и традициями семьи, общественной системой разделения труда, воздействием средств массовой информации;

2) Гендер определяется самим человеком в его сознании, чему способствует принятие (или непринятие) заданных обществом ролевых норм поведения и внешних атрибутов гендера (одежда, прическа, аксессуары, стиль поведения)

С первых дней своей жизни человек включается в гендерную систему общества. Это выбор цвета коляски, кроватки, одежды. Все социокультурные институты (семья, дет. сад, школа) и культура формируют в сознании каждого человека гендерные нормы и правила поведения, создавая представление какими должны быть настоящий мужчина и настоящая женщина. Большую роль при этом играют фольклор, литература, музыка, театр, кино, мультфильмы, журналы, телевидение, реклама, мода, семейные и общественные праздники.

Гендерная роль – это дифференциация деятельности, статуса, права и обязанностей человека в зависимости от его половой принадлежности. Характеристика гендерного ролевого стереотипа, формирующегося у мальчиков уже в дошкольном детстве такова: мужчин принято оценивать по профессиональным успехам, предпочитаемая область деятельности – инструментальная сфера, созидательный труд; мужчины обладают такими качествами как сила, уверенность, надежность, ответственность, забота о слабых, умение ставить цели и достигать их даже в трудных обстоятельствах.

У девочек же в дошкольном детстве гендерный ролевой стереотип характеризуется тем, что женщин принято оценивать по нравственным качествам, чувствам и поведению, предпочитаемая область деятельности – экспрессивная сфера (это исполнительский и обслуживающий труд, связанный с отношениями между людьми, женщины обладают таким качествами как доброта, нежность, любовь к детям, преданность семье и роду, заботливость, терпеливость, миролюбие, умение гибко разрешать конфликты, обустраивать пространство, обеспечивать уют и комфорт в любой ситуации.

Что же такое гендерное воспитание и в чем его проблема?

Гендерное воспитание понимается как организация учебно-воспитательного процесса с учетом половой идентичности развития ребенка в процессе его полоролевой социализации. Проблема гендерного подхода в современном воспитании возникла не случайно. Социокультурные трансформации, происходящие в нашем обществе, привели к заметному искажению и даже разрушению традиционных моделей мужского и женского поведения (это феминизация мужчин и маскулинизация женщин). Как следствие, часто неадекватно формируются внутренние психологические установки и позиции детей: мальчики избирают «слабый», так называемый женский, тип поведения, а девочки, наоборот, стараются быть сильными, грубыми, агрессивными.

Кроме того, российская система воспитания детей дошкольного возраста феминизирована и гендерные игровые стили не могут быть реализованы в полной мере по той причине, что воспитатели – женщины обычно поощряют спокойные игры девочек и, напротив, ограничивают и даже пресекают шумные активные игры мальчиков. Как результат, уравнительная педагогика, игнорирующая гендерную специфику, тормозит самоактуализацию личности и развитие индивидуальности.

Многие отечественные и зарубежные ученые считают, что первичная гендерная идентичность устанавливается к концу дошкольного возраста. В дальнейшем возможности воздействия на систему гендерной принадлежности снижается, поэтому наиболее удачное время сформировать верное отношение ребенка к половым ролям – старший дошкольный возраст.

Специфика игровой деятельности в соответствии с гендером у мальчиков заключается в следующем. Мальчикам нужно много места для начала и развития игры, они ориентированы на расширение и активное освоение пространства. Игры мальчиков опираются на дальнее зрение. Они бегают, по-разному используют игровые предметы (бросают в цель и на дальность, передают друг другу, прячут и отыскивают). Если в горизонтальной плоскости пространства маловато, мальчик осваивают вертикальное пространство – забираются на лестницу, стол, стул, стол, диван, шкаф (возникает проблема безопасности жизнедеятельности). Самодеятельные игры мальчиков продолжаются обычно дольше, чем у сверстниц-девочек. В этих играх сильно выражено соревновательное начало, поэтому возникают споры, обиды, выяснение отношений и борьба за лидерство. Мальчики склонны нарушать существующие правила игры и самостоятельно изобретать новые, более подходящие к конкретной ситуации. В свободных играх закладываются и развиваются основы нравственности мальчиков – надежность, ответственность, уважение к девочкам, желание заботиться о слабых. Если мальчики и девочки объединяются в одну игру, мальчики обычно легко захватывают пальму первенства и ведущие роли.

Мальчиков привлекает конструкция игрушки, возможность ее трансформации и разнопланового использования. Сюжетно-ролевые игры детей отражают бытующий взгляд в обществе на социальные роли мужчин и женщин, поэтому сюжетами своих игр мальчики избирают строительство, ремонтные работы, спорт, технику, войну, путешествия, в которых предпочитают не говорить, а действовать. Они играют в «Слесарскую мастерскую», «Автосалон», «Пожарные», «Стройку», «Журналистов и фоторепортеров». В играх мальчики осваивают навыки лидера и организатора. Для них очень важны коллективные спортивные игры. В группе сверстников мальчик приобретает мужские черты и необходимую ему независимость от матери, поэтому они часто играют в больших игровых объединениях.

Чем же обусловлена специфика игровой деятельности в соответствии с гендером у девочек? Внимание большинства девочек привлекает сам человек, его внутренний мир, проблемы человеческих взаимоотношений. Девочки в своих свободных играх обустраивают дом, воспитывают детей, ухаживают за больными, ведут хозяйство, приглашают в гости, готовят обед и во всех ситуациях охотно общаются с подружками и куклами. В этих играх развиваются основы нравственности девочек: доброжелательность, верность, терпеливость, уважение к мальчикам.

Девочки предпочитают ограниченные пространства, любят играть в маленьких домиках, в укромных уголках маленькими «близкими» группами по 2 – 3 человека. Девочки предпочитают видеть близко перед глазами все необходимые игрушки. Мелких игровых атрибутов должно быть одновременно достаточно много, чтобы игра была интереснее.

Игры девочек более вербальны (словесны, носят эмоциональный характер, в то время как игры мальчиков более действенны и предметны. Девочки играют в «Семью», «Дочки-матери», «Детский сад», «Больницу», «Кафе», «Магазин», «Салон красоты»

Одним из основных условий педагогической поддержки гендерного воспитания дошкольников является построение ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ и вовлечение детей в СВОБОДНУЮ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Особо важным в педагогической практике является совместное создание детьми и взрослыми (родителями и воспитателями) предметно-игровой среды, позволяющей проявить себя, показать индивидуальность и мастерство. Реализация гендерного подхода требует нового взгляда на обустройство предметно-пространственной среды группы, она должна быть разной для мальчиков и девочек и при этом на каждой возрастной ступени дополняться и изменяться. Также в реализации проблемы гендерного воспитания необходимо формирование гендерной компетентности у родителей, педагогов и разработка с внедрением педагогических технологий, направленных на конструирование гендерного сознания детей дошкольного возраста. В современном дошкольном образовательном учреждении мальчики и девочки могут воспитываться вместе без нарушения статуса, если у педагогов и родителей сформирована гендерная компетентность.

Публикации по теме:

Гендерный подход в организации физкультурной деятельности в средней группе. Из опыта работыГендерный подход в организации физкультурной деятельности в средней группе. Из опыта работы Формирование у детей гендерной принадлежности начинается в раннем возрасте. Дошкольный возраст – наиболее благоприятный для формирования.

«Гендерный подход в воспитании дошкольников ДОУ» Реализация гендерной технологии как эффективной образовательной технологии развития и позитивной социализации воспитанников ДОУ в условиях.

Гендерный подход в обучении и воспитании дошкольников. Беликова В. Н., воспитатель МБДОУ д/с № 33 Самоделко Е. В., педагог-психолог МБДОУ д/с № 33, г. Белгород ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ.

Гендерный подход в обучении и воспитании дошкольников Гендерный подход в обучении и воспитании дошкольников. Беликова В. Н., воспитатель МБДОУ д/с № 33 Самоделко Е. В., педагог-психолог.

Гендерный подход в профилактике агрессивного поведения младших школьников Одной из самых насущных проблем на сегодняшний день является проблема агрессивного поведения у детей. Часто педагоги оказываются бессильными.

Гендерный подход в системе воспитания детей старшего дошкольного возраста .

Гендерный подход в составлении календарного плана Календарный план на один день, в соответствии с «Методическими рекомендациями по гендерному воспитанию детей» старшей группы. Педагогам,.

Круглый стол с педагогами «Гендерный подход в воспитании детей в ДОУ»Круглый стол с педагогами «Гендерный подход в воспитании детей в ДОУ» Подготовила: педагог-психолог Степанова Ю. В. Цель — расширить представления педагогов об особенностях полоролевого развития детей, уточнить.

Проект «Гендерный подход к организации физического развития детей дошкольного возраста» «Нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать» Ж. Руссо. Воспитание и обучение ребенка в соответствии с его.

Личностно-деятельностный подход в инклюзивном образовании В последнее время предлагается все больше инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Гендерный подход в образовании
Опубликовано: 26 апреля 2016 в 00:03
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Гендерный подход в образовании» (включая файлы) размещена пользователем Олеся Микиртумова (УИ 507037) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД