Валентина Фуфаева
Гендерный подход в процессе воспитания в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками, а существующие свойства и отношения называются гендерными.
Анализ массовой практики показывает, что в настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьёзные проблемы по вопросам гендерного воспитания. В первую очередь это связано с тем, что в программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений России не учитывали гендерные особенности. В результате этого содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на мальчиков и девочек того или иного возраста, которые, по мнению ученых различаются, а именно:
Публикация «Гендерный подход в процессе воспитания в детском саду» размещена в разделах
в физическом развитии и социальном поведении;
в интеллектуальных и визуально-пространственных способностях и уровне достижений;
в проявлении агрессии и многом другом.
Дети подражают своим родителям. Сын в поведении отца находит образец своей собственной половой роли, в образе матери – прообраз своей будущей избранницы. Отношения родителей служат для него моделью взаимоотношения полов. То же самое можно сказать и о дочери: образом поведения для нее служит мать, прообразом будущего избранника – отец.
Поэтому оптимальный вариант для развития ребенка – наличие в семье обоих родителей, т. е. полная семья. У детей формируются начальные идеалы семьи и своей социальной роли.
Для того, чтобы девочки и мальчики в будущем были счастливыми женами и мужьями, у тех и других надо формировать множество общих нравственных качеств. Честность, трудолюбие, доброта, справедливость, любовь к родному дому, культура поведения. Они должны быть присущи как женщинам, так и мужчинам.
Для развития у мальчиков начал мужественности нужно воспитывать в них эмоциональную устойчивость, смелость, решительность, ответственность, рыцарское отношение к представительницам женского пола и в первую очередь желание защищать. Если мы хотим, чтобы девочки росли женственными, то нужно воспитывать в них нежность, заботливость скромность, аккуратность, терпимость, стремление к мирному разрешению конфликтов. Но все это будет ничем, если родители детей не будут служить образцом, соответствовать своей половой роли. Вряд ли у мальчиков в семье, где мама – лидер, обладает властным характером, а папа пассивен, не способный решать семейные проблемы, будут формироваться мужские черты характера. Процесс воспитания начинается с раннего детства. И гендерному воспитанию должно уделяться много времени.
Большое место в гендерном воспитании принадлежит культурно-гигиенических навыкам. Так в туалетной комнате девочки первыми моют руки, садятся на горшки. В старшем возрасте девочки ходят в один туалет, мальчики в другой. Во время посадки для приема пищи предлагаю сначала пропустить девочек. После сна девочкам заплетаю косички, обращаю внимание на длинные волосы, а мальчики сами могут справиться.
Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т. п., но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей.
Так я расположила уголок с куклами, посудой, мебелью для девочек в одном месте, машины, рабочие инструменты для мальчиков в другом.
В соответствии с этим организую игры, отражающие насыщенную семейную жизнь «Идем в гости», «Ждем гостей», «Родился малыш». Играем с детьми в с-р игры: «Семья», «Детский сад», «Построим дом».
Во время этических бесед уточняются представления о мужественности и женственности. «Кто я: мальчик или девочка?», «Чем мы похожи и чем отличаемся?»… «Мои достоинства», «Мои таланты», «Мои недостатки». Хорошим примером является стихотворение «Мужчина».
Вчера сказал мне папа,
Что я уже мужчина»…
Провела организованную совместную деятельность: «Мы такие разные».
Словесные игры «На какого сказочного героя я похож (похожа?», «Что умеют папы? Мамы? «Что умеют руки мальчиков?», «Что умеют руки девочек?»
Тренинги и педагогические ситуации «Обратись ко мне по имени», «Поможем девочкам», «Волшебная ромашка», «Снежный ком из ласковых имен», «Комплименты»…
Для формирования представлений о мужественности и женственности широко использую устное народное творчество и художественную литературу. Так, из сказок, произведений на основе былин (Богатырская застава) текст Калиты, рассказов о защитниках Отечества из книги «История России для детей» дети узнают о таких качествах мужественности, как смелость, стойкость, рыцарство, готовность помочь в трудную минуту.
Чтение таких р. н. сказок, как «Крошечка-Хаврошечка», «Как аукнется, так и откликнется», «Рукодельница и ленивица», сказки Г. Х. Андерсена «Снежная Королева», «Дикие лебеди», «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо», «Царевна лягушка», рассказы о русских солдатах, «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака и др. являются настоящем гимном творческой силе любви.
Чтобы мальчики и девочки почувствовали теплоту и симпатию, в повседневной жизни приучаю оказывать знаки внимания, например, дарить сувениры, рисунки в Международный женский день или в День защитника Отечества. Мальчиков воспитываю, чтобы они замечали проблемы и девочек предлагали им свою помощь, уступали дорогу, открывали перед ними дверь; девочек – воспринимать внимание с благодарностью.
На музыкальных занятиях в детском саду мальчики и девочки обучаются танцевальному этикету.
Сформировать представления, какими должны быть мужчины и женщины, очень важно, но ограничиться этим нельзя. Нужно создать естественные проблемные ситуации, близкие жизненному опыту детей.
Так, я рассказываю случаи, будто бы произошедшие в соседнем детском саду, как бы вы поступили в том или ином случае. (Девочка принесла сумочку с игрушками, сумочка падает, из нее выпадают игрушки. Мальчик идет мимо. Наступает на игрушки, при этом говорит: «Дай, мне пройти».) Или: Мальчик просит девочек принести ему стул. Как девочки поступят в этом случае? Важно помочь, подсказать, найти правильный выход из сложившейся ситуации.
Гендерное воспитание ориентировано на то, чтобы сегодняшние дети, став взрослыми людьми, смогли создать счастливую гармоничную семью, не допустив однополые браки. Одно из важнейших условий реализации цели – преодоление разобщенности мальчиков и девочек в дошкольные годы, формирование у них дружеских отношений, культуры общения, уважения друг к другу.
Как хорошо быть мальчиком! Как хорошо быть девочкой!
Предметно-развивающая среда дорога.
Очень важен танцевальный этикет.
Домашней кухней заняты девочки.
Строительство нового объекта в руках мальчиков.
Мужчины должны быть сильными.