людмила дмитриева
Гендерные особенности эмоциональных отклонений у подростков
▼ Скачать + Заказать документы
Гендерные особенности эмоциональных отклонений у старших подростков
Подростковый возраст является важным этапом в общем процессе становления человека как личности, когда на основе качественно нового характера, структуры и состава деятельности закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Психологические трудности, а также эмоциональные (аффективные) расстройства и нарушения поведения довольно часто встречаются у большинства подростков [1, с. 54].
Темочки:
Подростковый возраст – это сложный и противоречивый этап становления личности, сопровождаемый качественными и количественными изменениями в психосексуальной, интеллектуальной и социальной областях [2, с. 7].
Содержание эмоционального развития и его возрастную динамику определяют «эмоциональные новообразования», последовательно формирующиеся на различных этапах онтогенеза. Можно считать доказанным, что некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах. Физиологи связывают подростковую психическую неуравновешенность и характерные для нее резкие смены настроения, переходы от депрессии к экзальтации с настроением в пубертатном возрасте общего возбуждения и ослаблением всех видов условного торможения. Исследования свидетельствуют, что происходящие в этот период физиологические процессы повышают эмоциональную возбудимость подростка, его импульсивность, неуравновешенность [7,с. 98].
В основе изменений подросткового возраста лежат мощные биологические перестройки. На поведенческом уровне это проявляется в эмоциональной неустойчивости, неуправляемости, снижении работоспособности и адаптационных возможностей в процессе учебной деятельности [2, с. 76].
По целому ряду психологических тестов подростковые и юношеские нормы психического здоровья существенно отличаются от взрослых. Так, изучение 15 тысяч американских подростков в возрасте 14–15 лет посредством Миннесотского личностного теста (MMPI) показало, что вполне нормальные подростки имеют более высокие показатели по шкалам «психопатия», «шизофрения» и «гипомания», чем взрослые. Это значит, что эмоциональные реакции, которые у взрослого были бы симптомом болезни, для подростка статистически нормальны [9, с. 54].
Развитие современного подростка происходит в условиях нарастания темпа жизни, урбанизации, информационных перегрузок, адинамии и т. п. Тезис о повышенной эмоциональной возбудимости и реактивности переходного возраста мало у кого вызывает сомнения. По данным исследований [1; 2; 4; 9], у многих подростков наблюдаются эмоциональные состояния, искажающие процесс нормального развития, такие как тревога, стресс, сниженный эмоциональный тонус, агрессивные реакции. В некоторых случаях эти состояния могут привести к глубоким нарушениям личности и поведения.
При исследовании эмоциональных отклонений у подростков также следует обратить внимание на гендерный аспект, так как эмоциональные проявления у юношей и девушек различаются, и, следовательно, картина при эмоциональных нарушениях будет различной, также как и пути коррекции возникающих отклонений. Также следует учесть тот факт, что в современном мире отмечаются тенденции к феминизации юношей и маскулинизации девушек, а также рост количества молодых людей с андрогинными чертами характера, поэтому картина эмоциональной сферы может отличаться от той, что обрисована в исследованиях второй половины ХХ века.
Под тревожностью мы понимаем негативное эмоциональное состояние, характеризующееся переживаниями, волнением, страхом. Различают ситуативную тревожность или тревогу и личностную тревожность как черту личности [8, с. 11].
Под агрессией мы понимаем любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим [10, с. 43].
Депрессия рассматривается как когнитивное нарушение. У каждого человека в когнитивном функционировании имеется слабое место – «когнитивная уязвимость», которая может проявиться стрессовой, психотравмирующей ситуации как депрессивный синдром [6, с. 76].
В подростковом возрасте могут проявляться повышенная тревожность, агрессивность, могут диагностироваться депрессивные реакции. Эмоциональные отклонения являются следствием и признаком остро протекающего подросткового кризиса и связаны с формированием «Я-концепции» [6, с. 23].
Целью нашего исследования стало изучение гендерных особенностей эмоциональных отклонений в подростковом возрасте. Мы предполагаем, что существуют гендерные особенности эмоциональных отклонений в старшем подростковом возрасте, а именно: девочки более склонны к тревожности и депрессии, а агрессивность свойственна и девочкам, и мальчикам старшего подросткового возраста.
Исследование проводилось на базе муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Черемшанская средняя общеобразовательная школа № 20».
В исследовании приняли участие 30 юношей и 30 девушек в возрасте 14-15 лет, учащиеся 9-х классов.
Были использованы методики: методика изучения тревожности Спилбергера-Ханина; шкала личностной тревожности А. М. Прихожан; методика изучения агрессивности Басса-Дарки; тест руки Вагнера; шкала депрессии А. Бека; опросник CDI.
В результате исследования по методике Спилберга-Ханина нами выявлены достоверные различия в уровне личностной и ситуативной тревожности юношей и девушек (р=0,05) – у девушек уровень тревожности достоверно выше. Девушки старшего подросткового возраста могут быть иметь склонность к тревожности, которая выражается всевозможными страхами, фобиями, излишним волнением в различных жизненных ситуациях.
Достоверные различия выявлены по всем шкалам методики А. Прихожан. Девушки в большей степени, чем юноши, склонны к тревожности (р=0,05). При этом, девушки в большей степени, чем юноши, склонны к тревожности, которая связана с самооценкой, например, испытывают тревогу в ситуациях, которые могут негативно повлиять на самооценку – ситуации критики, испытания способностей и т. д. Также для девушек в большей степени, чем для юношей, значимым источником тревожности являются межличностные отношения – общение, дружба, любовь и т. д. Неудачи в межличностных отношениях переживаются девушками сильнее, чем юношами, и чаще вызывают тревогу. Магическая тревожность также достоверно выше у девушек, они чаще боятся различных потусторонних явлений, например, привидений, страшных историй и т. д. Эти показатели могут быть связаны с особенностями эмоциональной сферы девушек – их самооценка более хрупкая, зависит от оценок других, у них выше потребность в эмоциональных связях, выше эмоциональность и впечатлительность.
У юношей при этом достоверно выше школьная тревожность (р=0,05, то есть они в большей степени, чем девушки, испытывают тревожность в ситуациях, связанных с учением.
Статистически значимые различия зафиксированы в пяти шкалах опросника Басса-Дарки: физическая агрессия, косвенная агрессия (р=0,01, вербальная агрессия, подозрительность, враждебность (р=0,05).
У юношей физическая агрессия существенно более выражена, чем у девушек. У девочек, в свою очередь, значимо выше такие показатели как косвенная агрессия, вербальная агрессия и подозрительность.
Это означает, что у юношей агрессия чаще всего выражается в физических действиях – ударах, шлепках и т. д., у девушек – в обидных прозвищах, ругательствах, крике, сплетнях, стремлении навредить окольными путями, а также они часто считают, что окружающие пытаются навредить им.
В общем уровне агрессии статистически значимых различий у девушек и юношей не выявлено, показатели индекса враждебности у девушек значимо выше, чем у юношей (на уровне р=0,01). То есть, девушки скорее склонны к враждебности, чем открытой агрессии. Возможно, эти различия детерминированы гендерными стереотипами : открытые проявления агрессии считаются неприемлемыми для слабого пола, в то время как грубость и демонстрация физической силы – это удел мужчин. Однако, по результатам многочисленных исследований, можно утверждать, что агрессивность в одинаковой мере присуща для обоих полов, различны лишь ее проявления.
Третье эмоциональное отклонение, которое нами исследовалось – это подростковая депрессия. По результатам двух методик выявлено, что у девушек достоверно выше показатели депрессии по сравнению с юношами (р=0,05).
Таким образом, результаты нашего исследования говорят о том, что для девушек более характерны такие эмоциональные отклонения, как повышенная личностная тревожность, тревожность самооценочная, межличностная и магическая. Юноши менее склонны к тревоге, но для них имеют значения учебные ситуации. Агрессия характерна для обоих полов, различен лишь характер ее проявления. Депрессия – это также, скорее «женская болезнь», нежели мужская, хотя имеются данные, что депрессия у юношей сложнее поддается диагностике и коррекции.
По результатам проведенного исследования нами была разработана психологическая программа коррекции эмоциональных отклонений в старшем подростковом возрасте. Программа рассчитана на девять занятий, при этом учтен гендерный аспект – пять занятий являются общими, а четыре предназначены отдельно для юношей и отдельно для девушек. При разработке занятий для девушек больший упор сделать на коррекции и предупреждении формирования тревожности, формирование адекватной самооценки, профилактике депрессивных проявлений, а при разработке занятий для юношей – профилактике школьной тревожности, физической агрессии и девиантного поведения.
Основное содержание группового занятия составляют игры и психотехнические упражнения, а также психотехники, направленные на развитие групповых структур и процессов, поддержание благоприятного внутригруппового климата, сплочение и организационное развитие подросткового сообщества. В ходе занятия устанавливаются доверительные и доброжелательные отношения между участниками, приходит сотрудничество и взаимопомощь, наблюдаются разрешения различных ситуаций [3, с. 65].
Таким образом, нами были исследованы гендерные особенности проявления тревожности, агрессивности и депрессии в старшем подростковом возрасте, выявлены достоверные различия в проявлении эмоциональных нарушений в зависимости от пола испытуемых.
Список литературы
1. Алиева М. А., Гришанович Т. В. Лобанова Л. В., Травникова Н. Г., Трошихина Е. Г. Тренинг развития жизненных целей (программа психологического содействия успешной адаптации). / Под ред. Е. Г. Трошихиной. – СПБ. : Речь, 2002. – 216 с.
2. Емельянова Е. В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. – СПб. : Речь, 2008. – 336 с.
3. Матвеев Б. Р. Развитие личности подростка : программа практических занятий. Методическое пособие. – СПБ. : Издательство «Речь», 2005. – 176 с.
4. Мафсон, Л., Моро Д. и др. Подросток и депрессия. Межличностная психотерапия. – М. : ЭКСМО, 2003. - 320 с.
5. Микляева А. В. Я – подросток. Программа уроков по психологии. – СПб. : Издательство «Речь», 2006. – 336 с. : ил.
6. Подольский, А. И., Идобаева О. А., Хейманс П. Диагностика подростковой депрессивности : теория и практика: учебное пособие. СПб. : Питер, 2004. 202 с.
7. Прихожан, А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. СПб. : Питер, 2007. 192 с.
8. Реан, А. А., Трофимова Н. Б. Гендерные различия структуры тревожности у подростков. // Актуальные проблемы деятельности практических психологов. Минск: МГУ, 2003. С. 6–7.
9. Роль психобиологических характеристик юношеского возраста в формировании клинической картины депрессий и особенностях терапии / [М. Я. Цуцульковская, Копейко Г. И., Олейчик И. В., Владимирова Т. В. ] // Психиатрия. — 2003. — № 5. — С. 21—28.
10. Романко, О. А. Особенности формирования агрессивности в подростковом возрасте / О. А. Романко // Психология обучения. - 2007. - №9. - С. 53-63.
11. Рязанова Д. В. Тренинг с подростками : С чего начать? Пособие для психолога и педагога. – М. : Генезис, 2003. – 138 с. : с илл. – (Психологическая работа с детьми).
12. Семенюк, Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. — М., 1996.
13. Сидоров, К. Р., Крохина И. Г. Исследование причин тревожности учащихся // Новое образование. 2013. № 1. С. 3-5.