Виктория Шантарина
Коррекция негативных проявлений эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
КОРРЕКЦИЯ НЕГАТИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Старший дошкольный возраст является последней ступенью перед началом школьного обучения. Большой упор в дошкольных образовательных учреждениях делается на подготовку детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению, развитию познавательной и мотивационной сферы. Проблема заключается в том, что развитию эмоциональной сферы не всегда уделяется должное внимание.
Публикация «Коррекция негативных проявлений эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения» размещена в разделах
У детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения есть свои специфические проявления различных эмоциональных состояний. Правильная их диагностика и своевременная коррекционная работа позволит снизить уровень негативных проявлений эмоциональных состояний и способствует формированию позитивного психического развития.
Экспериментальное исследование по выявлению эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения проводилось на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад компенсирующего вида» для детей с нарушениями зрения. В эксперименте принимали участие 9 детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Цель экспериментального исследования – минимизация негативных проявлений эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Данная цель определяет следующие задачи:
подбор диагностического инструментария для выявления эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения;
организация и проведение экспериментального исследования по выявлению негативных проявлений эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения;
составление и апробация программы коррекции негативных проявлений эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения;
определение эффективности коррекционной работы по минимизации негативных проявлений эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Для выявления эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения были использованы такие методы и методики исследования, как: беседа с испытуемыми детьми; наблюдение за свободной игрой детей; методика «Паровозик» (предложена С. В. Велиевой, с целью определения особенностей эмоциональных состояний ребенка; методика «Два дома» (предложена И. Вандик, П. Экблад, с целью определения значимого круга общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы; методика «Тест тревожности» (предложена предложена Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки, с целью определения уровня тревожности; анкета для воспитателя, с целью выявления агрессивных проявлений.
По результатам экспериментального исследования были выявлены различные эмоциональные состояния детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, такие как: проявления тревожности, агрессии, пониженный фон настроения.
Диагностическое исследование показало, что у 44% детей с нарушениями зрения присутствуют агрессивные проявления, у 22% – негативное психическое состояние, 78% детей имеют тревожные проявления средней степени и 22% – высокой степени. В ходе наблюдения за свободной игрой детей отмечались : пониженный фон настроения, апатия, плаксивость, напряженность, неуверенность, пассивность, проявления агрессии (бросание игрушек, толкание, щипание сверстников).
По результатам диагностического обследования была составлена и апробирована коррекционная программа по минимизации негативных проявлений эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения с использованием таких техник, как сказкотерапия, музыкотерапия, игротерапия, которые призваны формировать позитивные эмоциональные состояния и улучшать общий фон настроения. Данная программа была составлена с опорой на методические разработки таких авторов, как Л. Костина, Н. Л. Кряжева, Е. К. Лютова, А. А. Осипова, К. К. Фопель. Сюжет сказки – путешествия является авторской новацией.
Реализация коррекционной программы показала положительную динамику в снижении проявлений тревожности, агрессии, а также формировании позитивного эмоционального фона. У 100% детей отмечается наличие позитивного эмоционального состояния, у 78% – минимальные агрессивные проявления. Высокий уровень тревожности сменился низким и средним. 78% детей имеют средний уровень тревожности, 22% – низкий уровень тревожности.
Для дальнейшего снижения негативных проявлений эмоциональных состояний и поддержания позитивного эмоционального фона у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения рекомендуется предоставить воспитателям группы игры, с помощью которых проводились коррекционные занятия. Ознакомить с предложенными играми и порекомендовать 2 – 3 раза в неделю использовать по 1, 2 игры с детьми в группе или на прогулке.