Диана Дубовая
Гендерные игры и игровые ситуации в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры
1. «Кто что носит?»
Цель. Учить находить отличия во внешнем облике мальчиков и девочек.
Материал. Фланелеграф; фигурки мальчика и девочки, вырезанные из картона.
Задание. Разобраться, какая одежда нужна куклам - Кате и Пете.
Ход игры. Воспитатель по ошибке прикладывает юбку к фигурке мальчика или завязывает ему бант. Дети должны исправить ошибку и одеть кукол самостоятельно.
Дополнительное задание. Выбрать для кукол подходящие для них предметы или игрушки: девочке — скакалку, зонтик; мальчику – гимнастические кольца, удочку.
2. «Наши прически»
Публикация «Гендерные игры и игровые ситуации в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Игры, дидактические пособия
- Игры для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мальчики и девочки. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Цель. Формировать представление о разновидностях причесок; развивать фантазию, воображение.
Материал. Картинки, сюжетные и предметные; принадлежности для ухода за волосами: расчески, заколки, резинки, бантики, зеркало.
Задание. Разобраться, на каких картинках изображен мальчик, на каких - девочка; отметить детали и особенности причесок: стрижка короткая, длинная. После обсуждения оборудовать салон красоты.
3. «Сундучок русской хозяюшки»
Цель. Расширить представление о быте русского народа; развивать уважительное отношение к труду женщины, желание ей помогать, интерес к истории и культуре своего народа.
Задание. Рассмотреть старинные и современные предметы, отобрать те, которые использовали в старину (глиняный горшок, игрушечный самовар, стиральная доска, современный утюг, игрушечный чайник, набор кукольной посуды).
Игры-состязания
Задание. Сказать больше добрых, красивых слов о маме, папе; назвать предметы, которые могут принадлежать только маме или только папе; перечислить имена мальчиков (девочек).
Игры способствующие овладению способом мужского и женского поведения
Подвижные игры
Утка и утята»
Цель. Создать атмосферу общности, воспитывать чувства сопереживания, ответственности; развивать у девочек способность и желание заботиться о малышах.
Материал. Покрывало.
Действующие лица. Мама-утка, маленькие утята (четверо-пятеро детей, коршун (воспитатель).
Ход игры. Мама-утка с утятами греются на солнышке, купаются в пруду, ищут червячков на полянке. Неожиданно налетает коршун и пытается похитить утят. Задача мамы-утки - уберечь своих деток, собрав их вместе, защитить от опасности с помощью покрывала. Если эта задача решается, коршун, несолоно хлебавши, покружившись угрожающе еще некоторое время, улетает. Теперь мама-утка вновь выпускает своих детей из укрытия, чтобы они могли вновь резвиться на полянке.
Схемы-действия
Схемы-действия отражают культурные эталоны поведения, способствуют усвоению правил мужского и женского поведения. Наиболее интенсивны они на месте встречи мальчиков и девочек, уже заданном пространством учреждения, - там, где дети имеют возможность проявить самостоятельность, свободу (см. рис. 1, 2).
Сюжетно-ролевые игры
Цель. Овладеть полоролевым репертуаром, способами мужского и женского поведения в семье: «Дочки-матери», «У нас гости», «Идем в кукольный театр», «Переезжаем на новую квартиру».
Моделирование ситуаций
Я и моя семья. Дети поочередно берут на себя роли членов семьи и свою собственную; проектируют возможную социальную ситуацию (дома или на улице) и способ поведения.
Игры развивающие нравственные качества,
характерные для мальчиков и девочек
Совместная трудовая деятельность.
Получив задание, дети в зависимости от пола распределяют трудовые обязанности, цель которых - получить положительный результат.
Стирка кукольной одежды: мальчики носят воду, девочки стирают; мальчики относят чистое белье, девочки развешивают; уборка в природном уголке: мальчики приносят горшки с цветами в умывальную комнату, девочки протирают листья, орошают их водой; мальчики расставляют цветы по местам, меняют воду в аквариуме, девочки чистят клетки животных и т. д.
Символические игры
«Кто живет в твоем сердце?»
Задание. Получив карточки-символы, схематически изображающие понятия «доброта», «красота», «честность», «смелость», «сила» и т. д. (см. рис. 3, отобрать те, которые обозначают ценности, определяющие и направляющие поведение мальчика и девочки. В качестве символа можно воспользоваться изображением мишки, выполняющего различные действия.
Рис. 3. Карточки-символы к игре «Кто живет в твоем сердце?»
Метод диалога с самим собой, содержание которого – реальные проблемы: «Мне грустно, потому что.», «Мне радостно, и я.», «Если бы я был (а) мальчиком (девочкой, то.», «Мне бывает страшно, когда.», «Больше всего я люблю.», «Когда вырасту, я.», «Когда стану папой (мамой, я.» и т. д.
Для работы с детьми старшего дошкольного возраста
• схемы-действия, отражающие культовые эталоны поведения представителей мужского и женского пола;
• уголок красоты - закрытое ширмой пространство (зеркало, полочка с расческами, одежными щетками, заколками, бантами)- где есть возможность самостоятельно, без посторонних наводить порядок во внешнем виде;
• карточки-символы, выражающие доброту, красоту, честность, смелость, силу и др., ценности, которые определяют и направляют поведение.
Технологии подразделяются на те, что способствуют формированию полоролевых знаний и представлений; овладению способами полоролевого поведения; воспитанию качеств женственности и мужественности, самосовершенствованию женской (мужской) индивидуальности; формированию представлений о культуре и народных традициях
Игры способствующие формированию полоролевых знаний и представлений
Специально организованные виды деятельности.
Выступают в виде этических индивидуальных и совместных бесед как с мальчиками, так и с девочками.
Темы бесед с мальчиками: «Мальчики-защитники слабых (девочек, женщин, стариков)», «Мальчики — маленькие рыцари», «Мальчики - юные мастера», «Мальчики – будущие папы».
Темы бесед с девочками: «Девочки - маленькие хранительницы и утешительницы», «Девочки - маленькие принцессы», «Девочки – будущие мамы».
Темы совместных бесед : «Мальчик и девочка – такие разные и такие похожие», «Защита и сострадание - качества мужчины и женщины», «Внешние формы поведения мальчика и девочки», «Мальчики и девочки в совместной деятельности», «Мальчик и девочка – будущая семья».
Игры-состязания, стимулирующие познавательную активность: «Назови смелую профессию», «Опиши словесно портрет девочки (мальчика)», «Кто передаст характер героя (героини) известного произведения?», «Кто составит небольшой рассказ о мальчике (девочке, маме, папе, бабушке, дедушке) по заданным словам (веселая, озорная, забавная, смешливая; герой, храбрец, победитель, рыцарь?».
Символические игры
(авторские и модифицированные нами игровые методы P.M. Чумичёвой)
1. «Предмет-мужчина, предмет-женщина»
Задание. Рассмотреть предмет (кувшин, лампа, подушка, карандаш, представить, кем бы он стал, если его оживить (мужчиной или женщиной, и обыграть эти предметы, изображая их взаимодействие - словесно или жестами.
2. «Мой любимый герой»
Задание. Сказочного или литературного: раскрыть словесно его суть; прикосновением волшебной палочки превратиться в того героя, кого нарисовал.
Примечание. Правила предусматривают символические действия и творческое взаимодействие с игроками; желательно вхождение в образ посредством мимики и пантомимы.
3. «Сбор чемодана»
Задание. «Собрать в чемодан» те черты характера (овеществленные в знаках и символах, которые помогают мужчине и женщине в жизни, способствуют умению видеть и понимать другого.
Дидактические игры
1. «Мама»
Цель. Развивать представление об обязанностях мамы в семье и на работе; воспитывать любовь к близким людям, желание доставить им удовольствие; закрепить употребление «волшебных слов», помогающих дарить окружающим радость, сохранять дружбу.
Материал. Набор открыток с изображением букетов, сувениров, предметов; карточки с текстом «волшебных слов».
Ход игры. По предложению педагога дети сочиняют рассказ на тему «Моя мама дома и на работе» и описывают ее портрет; с помощью открыток разыгрывают ситуации : «Выбираем подарок для мамы (бабушки, сестры)», «Поищем и найдем "волшебные слова" для мамы». Игра заканчивается совместным определением того, кто самый внимательный: дочка, сын, внук; обсуждением, почему сделали именно такой выбор.
2. «Кем я хочу стать? Как буду работать?».
Цель. Формировать умение делать выбор в соответствии с собственными интересами и способностями; осознавать значимость любой профессии.
Материал. Картинки, изображающие людей разных профессий.
Ход игры.
1. Беседа по темам: «Сколько профессий может освоить человек?», «Что определяет название профессии?», «Почему человек стремится овладеть профессией?», «Какая профессия самая лучшая? Почему?», «Кем я мечтаю быть? Чему я для этого должен научиться?».
2. Чтение стихотворения В. В. Маяковского «Кем быть?».
3. Обсуждение темы: «Какие профессии называют мужскими, а какие женскими? За что женщины овладевают мужской профессией, а мужчины – женской?».
4. Вывод, к которому детей подводит педагог: главное - любить и хорошо знать свое дело.
Игры способствующие овладению способами полоролевого поведения
Специально организованные проблемные ситуации.
Педагог описывает те ситуации, которые ежедневно возникают в детском саду, например:
1. Сегодня, после завтрака все отправились на прогулку, Леночка осталась в группе, чтобы помочь Зое Алексеевне. Не напоминает ли ее поступок кого-то из сказочных персонажей? Кто так же, как Леночка, любил трудиться? С кем можно сравнить? С Крошечкой-Хаврошечкой или с Ленивицей?
2. Оля строила из кубиков домик. Пробежал Андрюша, нечаянно толкнул постройку. Строение рассыпалось. Никто не обратил внимания на девочку, на то, как она огорчилась. Только Саша подошел к Оле: собрав кубики, он стал успокаивать девочку. Невольно вспоминается одна из сказок братьев Гримм - «Гензель и Гретель». Кто расскажет, как Гензель заботился о своей сестренке? как успокаивал ее? как по-мужски находил выход из трудного положения? Кто представит, как в такой же ситуации повели бы себя Карабас-Барабас? Буратино? Айболит?
Прогнозирование ситуации. Его суть – представить свои действия в предлагаемой неприятной действительности. Основная задача, к которой педагог подводит детей: прежде, чем что-то сделать, следует остановиться, подумать: кто ты, мальчик или девочка? как должен повести себя мальчик (девочка, чтобы избежать неприятностей?
Примеры ситуаций :
1. Алеша и Дима, играя, не поделили машину. Что может произойти, если никто из них не хочет уступить? Как решить конфликт по-мужски?
2. Мама просит Свету убрать игрушки за собой и положить их на место. Что будет, если Света выполнит мамину просьбу? А если откажется?
Моделирование жизненно значимой ситуации, включающей проблему и ряд действий, которые следует выбрать и которыми следует руководствоваться в среде сверстников.
Модель поведения для мальчиков
1. Ты едешь в трамвае, сидишь у окна. Входит женщина. Ты уступаешь ей место? Продолжаешь сидеть и смотреть в окно? Взбираешься на колени мамы?
2. Большие мальчики обижают девочку. Она плачет. Что ты делаешь в такой ситуации? Зовешь старшего брата или маму? Сам заступаешься за девочку?
Модель поведения для девочек
1. Дети вышли на прогулку. У Алеши неправильно застегнуто пальто. Шапка съехала набок. Ты помогаешь Алеше привести себя в порядок? Жалуешься воспитателю на небрежный вид мальчика? Не замечаешь непорядок в одежде Алеши?
2. Мама заболела. Ты будешь заботиться о ней? Или продолжишь играть как ни в чем не бывало? Станешь капризничать?
Ребенок моделирует ситуацию не только словесно. С помощью графических средств или демонстрационного материала он должен продумать и обозначить свои связи, отношения и действия с теми людьми, кто находится с ним в одной ситуации.
Сюжетно-ролевые игры
«Дочки-матери», «Переезжаем на новую квартиру», «Ожидаем гостей», «Дети заболели», «В семье празднуют именины».
Игры-драматизации
1. «Спящая красавица»
Цель. Формировать доброжелательные отношения между мальчиками и девочками; развивать способность и желание говорить приятное своим товарищам.
Задание. Мальчик (девочка) по желанию изображает спящего принца (спящую красавицу). Остальные игроки, соблюдая очередность, подходят к спящему герою и пытаются добрыми словами разбудить принца (или красавицу).
2. «Сказка наоборот»
Цель. Формировать умение входить в образ героя противоположного пола, понимать его интересы и нравственные ценности.
Задание. Придумать сказку, в которой действуют известные сказочные персонажи. Основное условие: героев (Карлсон, Буратино, Карабас-Барабас, Незнайка) изображают девочки, а героинь (Красная Шапочка, Крошечка-Хаврошечка, Золушка, Мальвина) – мальчики.
Подвижные игры
«Найди свою пару»
Задание. Держась за руки, составить пары.
Ход игры. По сигналу воспитателя дети разбегаются по площадке, изображая различные предметы. По второму сигналу – находят свою пару. Приз получает та пара, которая первой возьмется за руки и объяснит, как их предметы могут дополнить друг друга.
Моделирование ситуаций «Прими решение».
Цель. Формировать умение самостоятельно принимать решения, ориентируясь на эталон мужского и женского поведения, принятый в обществе.
Содержание. Воспитатель читает текст. Задача, поставленная перед детьми – самостоятельно продолжить и закончить сказку. Например: «Жила-была девочка, добрая, умная. Один недостаток был у нее – очень рассеянная. Однажды, отправляясь на день рождения своей подруги, девочка никак не могла найти заколки, чтобы привести в порядок прическу. Наконец нашла. Но тут куда-то запропастились носки. Что делать? Опаздывать нельзя. Помогла мама. И носочки нашла, и подарок для именинницы подготовила. Когда девочка была уже во дворе, у подъезда ее внимание привлек незнакомый малыш. Он сидел на лавочке и тихонько всхлипывал. Рядом никого не было.».
Ответы детей обсуждаются.