Приложение МААМ

Исследовательский метод в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста

Юлия Рыбкина
Исследовательский метод в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: распространение опыта по использованию исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста среди педагогов - дошкольников.

Задачи: Учить педагогов структуре исследовательской деятельности; обращать внимание педагогов на умения детей в ходе исследовательской деятельности; обобщить и обменяться педагогическим опытом по данной теме; повысить уровень мастерства педагогов; создать положительный эмоциональный климат у педагогов.

Публикация «Исследовательский метод в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

Участники мастер-класса: педагоги ДОУ.

Содержание:

1. Определение темы.

2. Актуальность выбранной темы.

3. Раскрытие темы.

3. Использование ИКТ в исследовательской деятельности.

4. Влияние негативных факторов на развитие исследовательских способностей.

5. Умения детей для развития исследовательской деятельности в ходе решения практической работы вместе с участниками мастер – класса.

6. Выводы.

7. Рефлексия.

Ход мастер-класса

Добрый день, уважаемые коллеги!

Темой моего мастер-класса является использование исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Этот метод на сегодня является одним из самых востребованных, так как новые образовательные документы ориентируют нас на переход от модели знаний в организации образовательной деятельности (т. е. от передачи готовых знаний) к активной модели самостоятельного поиска ребенком нужных знаний через формирование умений поискового характера.

Ребенок-дошкольник по своей природе неутомимый исследователь. Мир, который его окружает, наполнен разными предметами и явлениями, свойства и качества которых малыш постигает сам, например, перекатывая или отбивая мяч он интуитивно открывает для себя некоторые эталоны, присущие только этому предмету.

Задача взрослого поддержать и направить любознательность и стремление к деятельности в рамках конкретной учебной задачи. При этом организуя совместную образовательную деятельность с детьми в данной форме, педагог полностью освобождается от «диктаторских» функций. Его главная обязанность — поощрять и деликатно направлять исследовательскую инициативу ребенка.

Для этого педагогу необходимо владеть данным методом работы с детьми. И понимать, что составляет основу исследовательского метода - выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения. На первый взгляд кажется, что эта деятельность сложна и недоступна ребенку и может быть даже следует заменить либо опустить некоторые компоненты. Но использование на практике доказывает, что это мнение ошибочно и дети достаточно быстро при систематичном обучении осваивают данные компоненты. А возможность перевода компонентов в знаково-символьную систему приучает детей исследовать предметы и явления гораздо полнее и структурированее. При этом взрослый принимает участие в деятельности лишь в роли активного объективного участника.

Использование исследовательского метода можно начинать с самого раннего возраста. Дети младших дошкольных групп наиболее заинтересованно играют с игрушками, которые дарят им «радость достижения». Для того мы используем не готовые игрушки, а наборы деталей, из которых можно собрать игрушку самостоятельно. Из них можно сделать что-то новое, необычное, их можно использовать в самых разных целях. С детьми более старшего возраста мы организуем «мини-лаборатории», в которых собраны и постоянно дополняются новыми различные интересные предметы, а также необходимое оборудование для проведения самых разных опытов и экспериментов. В подготовительной группе мы предлагаем детям совместно с родителями собрать «интересный чемоданчик», который отразит интересы ребенка и покажет педагогу уровень овладения ребенком исследовательскими умениями.

Однако на развитие исследовательских способностей сегодня влияет много негативных факторов: заорганизованность процесса обучения и воспитания; применение зачастую репродуктивных методов обучения; авторитарность и доминирование взрослого при организации взаимодействия с детьми; проблемы с развитием речи у детей; отсутствие диалога с родителями в вечернее время. Все это приводит к потере любопытства и познавательного интереса детей.

Поэтому прежде всего мы должны обратить свое внимание на развитие некоторых умений детей. А каких мы узнаем в ходе практической работы.

Практический этап

А сейчас я предлагаю вам пройти за столы и вместе со мной выполнить несколько заданий.

Организация деятельности творческих групп.

Цель – обучить некоторым приемам, развивающим исследовательские умения детей.

1 стол – «Учимся задавать вопросы»

На столе располагается «загадочный» предмет (например, барометр, песочные часы или магнит).

Задача педагогов исследовать предмет и записать как можно больше вопросов, отражающих желание узнать об этом предмете как можно больше.

Примеры вопросов: Что это? На что это похоже? Чем оно отличается от других предметов? Где это можно применить? И т. п.

2 стол – «Учимся выдвигать гипотезы»

На столе лежит конструктор либо кинетический песок. Также педагогам предложен «Словарь гипотез» (некоторые слова, которыми можно начать предположение). Например: может быть, предположим, допустим, возможно, что, если и др).

Задача педагогов исследовать конструктор или песок, выявить его интересные стороны и ответить на вопрос: «Что бы произошло, если бы целый город был построен из этого материала?»

3 стол – «Учимся видеть проблемы»

На столе лежит картинка, на которой нарисована коробка, установленная на столе в странном положении.

Задача педагогов рассмотрев картинку, сказать, есть ли в ней что-то, что удивляет. Педагоги должны увидеть «проблему», оценить ее последствия и предложить варианты ее решения.

4 стол – «Учимся делать умозаключения или Сделай выбор!»

Участникам предложены картинки, которые им по очереди необходимо выложить в порядке предпочтений. Пусть каждый проделает это самостоятельно!

Задача педагогов сделать вывод на основе предложенных действий – что все участники сделали разные выборы и разложили картинки по разному. Далее им необходимо на основе фиксации в таблице выяснить какая картинка является самой предпочитаемой.

Итогом практической работы становится вычленение основных задач при организации исследовательской деятельности с детьми на этапе обучения детей методу исследований предметов и явлений.

В завершении своего выступления мне хочется отметить, что использование в образовательном процессе активных методов обучения, таких как исследовательский метод способствует качественно более высокому уровню организации детей. Тем самым мы подтверждаем истину: «дети усваивают прочно и надолго то, что слышат, видят и делают сами».

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Модель организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста Возрастная группа:2 Младшая Неделя Тема недели НОД тема, задачи, материалы и оборудование Место в режимных моментах Средства для самостоятельной.

Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми младшего дошкольного возраста (3–4 года) Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми младшего дошкольного возраста (3-4года) " Пасхальное приключение" Воспитатель:.

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «Лесное путешествие» Конспект совместной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в образовательной области «Ознакомление с окружающим.

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста «Экологический светофор» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3» г. Березники, Пермского края Конспект совместной образовательной.

Конспект совместной опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Конспект совместной опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Необычное расследование» с.

Модель организации образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС  На протяжение многих лет я работаю с детьми младшего дошкольного возраста. Хочу с вами поделиться с моделью организации образовательной.

Организации совместной деятельности с детьми в утренний отрезок времени В связи с новыми требованиями к организации образовательной деятельности в ДОУ, тенденция переноса «центра тяжести» образовательного процесса.

Содержание работы по организации театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста Сообщение воспитателя Куяновой М. В. Содержание работы по организации театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста Слайд 2.

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Воспитатель IКК Балашова Л. Н. Тема (проект,.

Экскурсия как форма организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст - это важнейший период становления личности. В этом периоде развиваются представления об обществе, человеке, культуре,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательский метод в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 10 декабря 2017 в 13:53
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследовательский метод в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Рыбкина (УИ 332075) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД