Евгения Высоцкая
Социо-игровые принципы обучения детей в совместной деятельности взрослого с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
«Детский сад №41 «Белоснежка» г. Воркута
Высоцкая Евгения Игоревна, воспитатель
Социо-игровые принципы обучения детей в совместной деятельности взрослого с детьми старшего дошкольного возраста.
Сам термин «социо-игровой стиль» появился ещё в 1988 году. В 1992 году в «Учительской газете» появилась статья, которая называлась «Вольный стиль или погоня за 133 зайцами», где автор, опираясь на материалы сторонников социо-игровой педагогики: Е. Шулешко, А. Ершова, В. Букатова, описывает организацию занятий с детьми как игры между микрогруппами детей (малыми социумами - отсюда и термин «социо-игровая») и одновременно в каждой из них. В то время эти идеи не прижились.
Публикация «Социо-игровые принципы обучения детей в совместной деятельности взрослого с детьми» размещена в разделах
Сейчас Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования стал тем толчком, когда приходится задуматься или присоединить еще что-то к собственному опыту, или заново вспомнить и бережно проанализировать все ранее накопленное и использовать его в более уместной «связке».
Я вам предлагаю рассмотреть сегодня педагогику в формулировке «Нужно не учить, а налаживать ситуацию», т. е. всем участникам должно захотеться доверять не только друг другу, но и доверять собственному опыту. При такой постановке вопроса возможно введение принципов и самой идеи стандарта творческой развивающейся личности.
Социо-игровая технология появилась из соединения театральной и народной педагогик, детских фольклорных игр и замечательных идей Е. Е. Шулешко. Она позволяет реализовать личностно-ориентированное обучение, так как ребёнок выступает здесь как субъект деятельности. Здесь становится важным сам процесс свободно и с интересом обсуждать разные вопросы, умения следить за ходом общего разговора и дела, умения оказывать друг другу помощь и принимать её, когда это нужно. А так как работа идёт в малых группах, дети учатся общаться между собой. В результате налаживания ситуации, у обучаемых детишек происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки.
«Принципы» социо-игровой педагогики пересекаются и переплетаются друг с другом. Рассказ о социо-игровых принципах, по сути своей будет рассказом об одном и том же, но с разных сторон, а именно, об организации занятия как игры-жизни между микрогруппами и одновременно в каждой из них.
Микрогруппа – эта группа детей, состоящая из 3-6 человек, но, на мой взгляд, группа именно из 6 человек более действенна и результативна. Преимуществ микрогрупп довольно много, например, дети в благоприятных для них условиях сравнивают свои знания, умения, возможности самостоятельно. Появляются дружеские связи между детьми. Ребенок становится белее терпеливым и внимательным. Микрогруппа начинает менять характер ребенка и поэтому и в общении с воспитателем он становится более покладистым.
В социо-игровой педагогике роль воспитателя тоже меняется. Он должен стать не «судьей», который выставляет свой вердикт плохо или хорошо сделал ребенок, а быть советчиком, помогающим своему воспитаннику.
Существует 5 основных принципов социо-игровой педегогики.
Первый принцип: «Быть готовым к собственным промахам», т. е. быть готовым к тому, что деятельность не обязательно будет успешной и принесет запланированный результат.
Второй принцип: «Не разжевывать смысл задания», дать ребенку время для осмысления, обдумывания или опробования. Конечно, если есть необходимость, то повторить или более подробно объяснить задание придется.
Третий принцип: «Обращать внимание на интересные неожиданности». Если задание выполняется детьми неверно из-за того, что оно было неверно понято, необходимо обратить внимание не все неожиданное и интересное в выполнении неверно понятого задания. Иногда оно оказывается более интересным и полезным, чем «верный» вариант, запланированный воспитателем.
Четвертый принцип: «Видеть в детских отказах ценные подсказки». Здесь я имею в виду отказ ребенка участвовать в игре. Если воспринимать отказ ребенка не как личное оскорбление, а как своевременную подсказку, сигнал о педагогической непродуманности ситуации.
Пятый принцип: «Уметь порадоваться шуму». Для воспитателя это может показаться очень своеобразным и подчас не выполнимым советом, но авторы поясняют, что на социо-игровых занятиях «шум» чаще всего возникает из-за появившихся деловых «репетиций», т. е. работы-подготовки на месте. И поэтому воспитателю скорее нужно радоваться, что ее задание принято так рьяно.
В социо-игровой педагогики для более удобного применения игр тоже разделяются на группы. Всего их пять:
1. Игры для рабочего настроя
2. Игры для социо-игрового приобщения к делу
3. Игры разминки-зарядки
4. Игры для творческого самоутверждения
5. Игры вольные (на воле)
Я предлагаю вам разобраться, что представляют эти игры, какой развивающий потенциал несут в себе.
1. Игры для рабочего настроя.
Любая деятельность в социо-игровой технологии начинается с объединения детей в микрогруппы.
При объединении в малые группы дети могут стоять, сидеть на стульчиках, на ковре по кругу или беспорядочно. Воспитатель может преподнести необходимый материал на подносе, в коробке, мешочке, сундучке или разложить его на столе, на полу. Объединение в малые группы может основываться как на спонтанных объединениях детей, так и на использовании специальных приёмов.
Игра «Разрезанная открытка»
Ход. Для того, чтобы создать случайные микрогруппы воспитатель предлагает детям собрать грибы в корзинки. При этом грибы это несколько разрезанных открыток. Дети наугад выбирают грибок и подбирают части друг к другу. Открытка разрезана на 4-6 частей.
Таким образом, вы найдете свою команду.
Хочу отметить, что предлагать детям лучше красочные открытки, а не банальные билетики с геометрическими фигурами или цветной маркировкой, так как настрой возникает уже не у всех детей.
Игра «Встать по пальцам»
Ход. Исходное положение: все дети сидят. Воспитатель отвернувшись, поднимает над головой несколько пальцев на одной или обеих руках и вслух считает до трех, после чего произносит «Замри!». Он поворачивается к детям – их должно стоять ровно столько, сколько было показано пальцев.
Методические указания. Если количество стоящих игроков меньше заданного, воспитатель встает сам, если больше (тогда как он сам стоит, то непременно сесть.
Здесь очень удобно подбирать задания по теме недели. Например, можно объединиться в одну группу: у кого есть сестра (брат, по времени года, на которое приходится день рождения, по количеству членов семьи, по названию улиц, где живут дети, по количеству слогов в имени. И пора вспомнить всем забытые жеребьевки, без которых в нашем детстве не обходилась ни одна игра.
Эти упражнения-задания очень легко пристраивать к ходу своих занятий. С помощью таких форм легко ликвидировать страхи, застенчивость и назревающие споры и ситуативное нежелание воспитанника участвовать в работе.
2. Игры для социо-игрового приобщения к делу.
Игра «Превращение предмета».
Ход. Воспитатель берет любой предмет, например, карандаш и спрашивает: «Что это такое?». Конечно, звучит ответ карандаш. Но воспитатель на этом не останавливается и, стряхивая предмет, спрашивает еще раз что это. Таким образом, наш карандаш превращается в градусник, отвертку и т. д. Передаем «волшебную палочку» эстафеты дальше и уже сам ребенок придумывает какой предмет у него в руках.
Со временем эту игру можно усложнять: создавать превращение-загадку и его разгадку (словесное определение, продолжать превращение до момента отгадывания, превращение предмета с дополнительными заданиями и т. д.
В таких играх удобно подавать учебный материал. Дети учатся что-то запоминать, что-то различать, а поскольку обучение происходит ненавязчиво, процесс запоминания происходит легко.
3. Игры разминки-зарядки.
Игра «Заводные человечки» вызывает явный интерес у воспитанников, это своеобразная физминутка.
Ход. Воспитатель на глазах у детей рисует схему и объясняет, что это заводные человечки. На схеме изображены пронумерованные позы. Дети несколько раз повторяют позы под диктовку воспитателя (ведущего). Потом задание постепенно усложняется, и воспитатель называет номера поз в обратном порядке, в разброс, ускоряет темп, принимать определенную позу по одному, двум и трем хлопкам. Вариантов «заводных человечков» может быть очень много.
В группировку игр разминка-зарядка объединяет всеобщая доступность, легкая возбудимость азартности и смешного, несерьезного выигрыша.
4. Игры для творческого самоутверждения.
Игра «Да» и «нет» не говорите».
Ход. Ведущий начинает игру со слов: Вам барыня прислала
Сто копеек, сто рублей.
Что хотите, то купите,
Да и нет не говорите,
Черный с белым не берите.
Не смеяться, не улыбаться,
Губы бантиком не держать,
Свои ответы не повторять.
Вы поедете на бал?
Вопросы:
- В черной или белой карете?
- Вы, конечно, знаете, какого цвета трава?
- А какого цвета снег?
- А сейчас он идет?
- Растаял?
- А какой вы хлеб больше любите: черный или белый?
- Какой, какой? (поймать)
- Какого цвета у меня юбка?
Как вы видите в таких играх мы очень резко активизируем ум, фантазию, творческий потенциал ребенка.
5. Игры вольные (на воле).
И, наконец, последняя группа упражнений – вольные (то есть проводимые «на воле»). Это задания, которые требуют достаточного простора и свободы передвижений, но при необходимости и находчивости воспитателя, можно адаптировать и под размеры небольшого помещения.
«Вольные» подвижные игры хороши тем, что их можно переносить из одного объема в другой. Такое разнообразие не только украсит, но и обогатит процесс социо-игрового самообучения детей. Примером такой игры может послужить.
Игра «День наступает – все оживает, ночь наступает – все замирает».
Это некая интерпретация игры «Море волнуется».
Данная игра направлена на воображение и логику.
Ход. После того, как воспитатель проговорит первую половину зачина «День наступает – все оживает!» - все участники движутся по комнате (бегают, танцуют, ходят и т. д.). Когда ведущий произносит: «Ночь наступает – все замирает!», дети застывают, заняв позу. По выбору ведущего отдельные участники отмирают и придуманным делом оправдывают свою позу. Осложнением может быть работа в паре или разделение на команды, или будет задаваться определенная тема, например, изображать только животных.
Социо-игровые приемы обогащают совместную работу детей и воспитателя, важна именно совместная работа, а не давление авторитета воспитателя над воспитанником. Мы обсуждаем, учим, отгадываем, сравниваем и т. д. в непринужденной, доброжелательной обстановке, где каждый доверяет друг другу и своему опыту в частности. В обстановке, где ошибки не порицаются, а имеют право быть, где каждый слышит и видит окружающих и любое дело нам по плечу.
Рекомендуемая литература:
1. Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. – М., 2002.
2. Букатов В. М. Шишел-мышел, взял да вышел. - НИИ Ш. Т., 2008.
3. Виноградов Г. С. «Страна детей»: Избранные труды по этнографии детства. – СПб., 1999.
4. Русские дети: Основы народной педагогики. Иллюстрированная Энциклопедия. – СПб., 2006.
5. Федорова М. А. Организация жизни, воспитания и обучения детей в малых группах. - Красноярск, 2007.
Если вас заинтересовало то, о чем я вам сегодня рассказывала, помимо предложенных книг, хочу особенно вам посоветовать «Карманную энциклопедию социо-игровых приемов обучения дошкольников: справочно-методическое пособие для воспитателей старших и подготовительных групп детского сада». Под общей редакцией В. М. Букатова.