Ольга Бычкова
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий «Домашние животные» для детей старшей группы с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 115 «Ладушки» г. Брянск
Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических категорий на тему : «Домашние животные» для детей старшей группы компенсирующей направленности с нарушениями речи.
Темочки:
- Домашние животные. Все материалы
- Домашние животные. Конспекты занятий
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР, нарушение речи
- ОНР. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Цель: систематизировать и расширять представления детей о жизни домашних животных, их пользе для человека.
Задачи: 1. Коррекционно-образовательные: закреплять и уточнять знания детей о домашних животных; знать внешние признаки животных, чем питаются, как голос подают, где живут, какую пользу приносят; знать названия детенышей ; изменять существительное в ед. ч. по падежам, образовывать существительные множественного числа, употреблять предлог : за. Продолжать учить узнавать животных в контурном изображении. Формировать пространственные представления у детей.
2. Коррекционно-развивающие:
Продолжать развивать общую и мелкую моторику, внимание, познавательную активность.
3. Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать заботливое отношение к домашним животным.
Оборудование: мультимедиа, магнитная доска, картинки домашних животных и их детенышей в контурном, цветном изображении,
су-джок мячики, игрушки домашних животных, верёвка, прищепки, имитированная полянка, аудиозапись музыки из мультфильма «Простоквашино», полоски разного размера и цвета, простые карандаши, бутылка молока.
Методы и приемы: ИКТ, художественное слово, вопросы к детям, поощрение, игровая мотивация.
Словарная работа: кошка, собака, корова, коза, лошадь, свинья, овца, кот, пес, бык, козел, конь, кабан, баран, мяукать, лаять, мычать, хрюкать, кормить, сторожить, охранять, пастись.
Предшествующая работа: дидактическая игра «Домашние и дикие животные», дидактическая игра «Кто где живет?», разучивание загадок о домашних животных, видео просмотр «В мире животных», просмотр мультфильма «Трое из Простоквашино»
Планируемый результат: Называть домашних животных и знать, какую пользу они приносят человеку. Иметь достаточно богатый словарь по теме «Домашние Животные». Учить изменять существительное в ед. ч. по падежам, образовывать существительные множественного числа, употреблять предлог : за. Заботливо относиться к домашним животным.
Ход
I. Организационный момент
«Улыбнись»
Все мы в круг соберёмся, и друг другу улыбнёмся!
(улыбаемся друг другу)
II. Игровая мотивация. Письмо из Простоквашино.
-Ребята, кто-то прислал нам письмо!
-От кого же оно? А письмо пришло от Кота Матроскина. (Показ иллюстрации). Хотите, я вам его прочитаю?
«Дорогие дети! Пишет вам кот Матроскин из деревни Простоквашино! Приглашаю вас в гости познакомиться и поиграть с моими друзьями. Но сначала отгадайте мои загадки и вы узнаете, кто мои друзья! Кот Матроскин.»
1. Проблемная ситуация. Узнать друзей Матроскина, отгадав загадки.
-Ребята, вы готовы к путешествию? (Дети садятся на стулья).
-Тогда сначала отгадайте загадки:
-Послушайте загадки: (По ходу отгадывания выставляю игрушки животных).
1. Громко лает во дворе,
Отдыхает в конуре,
Сторожит хозяйкин дом
И виляет мне хвостом. (Собака)
2. Розовая спинка, на спине щетинка,
Хвост крючком, а нос пятачком. (свинья)
3. Голодна- мычит,
Сыта- жует,
Малым ребяткам молока дает. (корова)
4. Я бегу и вьется грива,
Длинный шелковый хвосток и копытами -цок-цок.
Кто это? (конь, лошадь).
5. Идет- бородой трясет, травки просит: «Ме- ме- ме»,
дайте травки вкусной мне».Кто это? (Коза)
6. Не спеша шагает с речки,
В шубе ей тепло, как в печке.
Подойдет она к избе
И зовет меня «Бе-бе». Кто это? (Овца)
7. Длинное ухо, кусочек пуха,
Прыгает ловко- грызет морковку. (Кролик)
-Правильно всех отгадали.
-Как можно их всех назвать одним словом? (домашние животные).
(Потому что живут рядом с человеком, человек заботится о них, а животные человеку приносят пользу).
-Какую пользу приносят домашние животные?
Свинья – даёт мясо, сало, шкуру.
Корова – мясо, кожа, молоко.
Лошадь – перевозит грузы и людей.
Коза – молоко, шерсть, кожу.
Овца - мясо, мех, шерсть.
Кролик – мясо, мех.
Собака - сторожит дом.
Кошка – ловит мышей.
2. Упражнение на ориентировку в пространстве.
-Ребята, а сейчас мы отправимся в Простоквашино по дорожкам, которые проложил кот Матроскин. (у каждого своя дорожка, которая проложена от вашего стульчика)
Дети проходят по ориентирам-полоскам разного цвета, которые разложенны на полу: прямо, вправо, налево.
Останавливаются возле полянки.
3. Игра «Кто гуляет на полянке?» (узнать и назвать на картинках животных).
На «полянке» лежат картинки с изображением домашних животных. Дети берут любую картинку, называют кто на ней изображён и вешают на верёвку прищепками. (Это корова. И т. д.)
-Молодцы, всех узнали животных. Но где - же их детеныши?
4. Работа у доски. Упражнение «Соедини линией маму с детенышем». (дети по очереди фломастером по доске проводят линию от мамы к детенышу, называют его). Называют :У коровы- телёнок. И т. д.
-Назовём семью животных. (по картинкам)
Кот - кошка - котенок
Боров – свинья – поросенок
Баран – овца – ягненок
Бык – корова – теленок
Козел – коза – козленок
Пес - собака – щенок
Конь – лошадь – жеребенок.
5.-Сейчас мы отдохнем на полянке и послушаем, чьи голоса слышны? (дети рассаживаются на ковре) (Прослушивание аудиозаписи голосов животных).
Кошка - Что делает? (мяукает)
Собака - Что делает? (лает)
Лошадь - Что делает? (ржет)
Баран - Что делает? (блеет)
Корова – Что делает? (мычит)
Свинья – Что делает? (хрюкает)
-Верно,всех отгадали.
6. Дидактическая игра «Накормим животных» (с игрушками)
- Животные проголодались. Накормим их. Дети говорят, кого они накормят и чем «Я дам кошке молоко» и т. д.
8. Физкультминутка.
Лентяи поросятки не делали зарядки
И стали неуклюжи, не вылезут из лужи.
А наши- то ребятки на утренней зарядке
Шагают в ногу дружно, все делают как нужно.
Умеют всё ребятки с носочка стать на пятки,
Присесть и разогнуться, вдохнуть и потянуться.
-Посмотрите, дети. Наша полянка опустела. Домашние животные вернулись в свои дома, которые им построил (кто)- хозяин.
9. Мультимедиа. Слайд «Кто, где живет?»
- Вспомните, как называются жилища животных :Где живет корова? корова живет в коровнике. Лошадь в конюшне. Собака в конуре. Свинья в свинарнике. И т. д.
10. Дыхательное упражнение
-Но кое-кто из животных уснул и отстал от остальных. Надо сильно подуть, чтобы разбудить домашнее животное.
(дети силой воздушного потока дуют на полоски, прикрывающие животное, узнав изображение, называют- кот).
11. Задание «Закончи предложение словом «кот»
(поиграем со словом «кот»)
- Кто живёт в комнате (кот).
-У кого пушистый хвост (кота).
-Кому мы дадим молока (коту).
- Кого ребята рады видеть? (кота).
-Кем мы любуемся (котом).
-Мы расскажем своим друзьям о (коте).
12. Игра «Прятки» ( употребление предлога : за)
(панно в чёрно-белом изображении)
-Животные решили поиграть с нами в прятки. Все звери спрятались.
Одни мордочки выглядывают. Найдём, кто где спрятался.
-Кот спрятался за деревом.
-Собака спряталась за будкой.
-Конь спрятался за забором.
-Корова спрятался за домом. И т. д.
13. Самомассаж кистей рук су-джок мячиком.
- Сейчас мы сделаем гимнастику для наших пальчиков! Вспомните, что любит делать кот? (катать клубок, мяч). И мы поиграем с мячиками.
Дети делают движения в соответствии с текстом:
Я мячом круги катаю Между ладоней
Взад-вперед его гоняю Смена рук
Им поглажу я ладошку Катаю взад-вперед
Будто я сметаю крошку Смена рук
И сожму его немножко Сжимают
Как сжимает лапу кошка Смена рук
Каждым пальцем мяч прижму Нажимают пальцами на мяч
И немного отдохну. Садятся за столы.
14. Работа за столами под музыку.
(Обвести по контуру домашних животных.)
-Кот сфотографировал своих друзей, но фотографии получились не чёткие. Соедините точки на рисунке и узнайте, кто у вас получился на фотографии. (дети называют животных)
III. Итог. Рефлексия
-Пора возвращаться. Все были молодцы.
-Что понравилось в путешествии больше всего? - Какие игры вам понравились?
Логопед благодарит детей и угощает их бутылкой молока от коровы Мурки из Простоквашино. – Будьте здоровы. Занятие окончено