Лейла Богдашкина
Методические рекомендации по обучению детей с ОНР формированию лексико-грамматических категорий имён существительных
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации по обучению детей с ОНР формированию лексико-грамматических категорий имён существительных
Словарный запас детей с ОНР в значительной мере состоит из имен существительных. Уточнение значений слов и расширение словаря является важной задачей обучения детей с ОНР.
Рассмотрим формирование лексико-грамматических категорий имен существительных в норме.
До 1 года 9 месяцев .Существительные употребляются в начальной форме (именительный падеж, единственное число, выступают в роли обращения.
Публикация «Методические рекомендации по обучению детей с ОНР формированию лексико-грамматических категорий имён существительных» размещена в разделах
1 год 9 месяцев – 1 год 10 месяцев .Употребляются 58 существительных, появляется категория числа (кукла - куклы, появляются первые уменьшительно-ласкательные суффиксы: -к, -очк-, -ечк-.
1 год 11 месяцев .112 существительных, образование множественного числа идет по аналогии (угол – уголи); именительный падеж обозначает только субъект действия. Происходит разграничение именительного и винительного падежей.
Винительный падеж: В 1 год 10 месяцев, с окончанием – у. Смешение одушевленных и неодушевленных существительных.
Родительный падеж: Появляется почти одновременно с винительным. Формирование идет до 2 лет 3 месяцев. В 2 года 2 месяца появляется родительный падеж множественного числа существительных, но употребляется крайне редко, используется окончание - ов во всех случаях.
Дательный падеж: Появляется после 1 года 11 месяцев, но употребляется редко. Первоначально с предлогом «к», но до 2 лет 4 месяцев часто пропускается предлог.
Творительный падеж: Первоначально употребляется в значении орудия действия. Творительный падеж + предлог «с» появляется в 2 года 4 месяца, творительный падеж + предлог «за» (цель) - после 2 лет 4 месяцев, творительный падеж + предлог «под» (место) - в 2 года 6 месяцев, творительный падеж + предлог «над» (место) - в 3 года 5 месяцев. В 2 года 1 месяц окончание – ом (топором, в 2 года 2 месяца – ой (ложкой, после 2 лет 2 месяцев –ами (карандашами, но употребляется редко.
Предложный падеж: Появляется одновременно с дательным, первоначально используется в значении «место», без предлога. Предложный падеж + предлоги «в», «на» (внутри) – в 2 года 5 месяцев.
Около 2 лет .Происходит разграничение падежей, но характерно смещение окончаний существительных в пределах падежа, пропуск предлогов.
3 года – 5 лет .Разграничение рода в именительном падеже: дом (м. р., кукла (ж. р., окно (ср. р.).Формируется категория склонения, но усвоение 3 склонения происходит до 7 лет.
Словообразование:
1 год 9 месяцев – уменьшительно ласкательные суффиксы –к-, -очк-.
После 2 лет - -ишк-, -ашк-.
После 2 лет 6 месяцев – увеличительные суффиксы -ищ-, -ин-.
После 3 лет 4 месяцев – суффиксы профессий: -ник-, -еник-, -щик-, -ец-, -ист-, -инк-.
Кратко рассмотрим основные ошибки в употреблении лексико-грамматических категорий имен существительных с ОНР.
Лексические ошибки:
1. Замена названий предметов, внешне сходных («сарафан» = «фартук»)
2. Замена названий предметов, сходных по назначению («тарелка» вместо «миска»)
3. Замена названий ситуативно связанных предметов («цветы» вместо «клумба»)
4. Замена названий части предмета названием целого предмета («поезд» вместо «вагон», «рукав» вместо «платье»)
5. Смешение родовых и видовых понятий, т. е. «ботинки» вместо «обувь» и наоборот «цветок» вместо «ромашка», «колокольчик».
6. Замена названий предметов описанием ситуации («кран льет» вместо «душ»).
7. Отождествление слов, сходных по звучанию, но разных по значению («куст винограда» вместо «кисть винограда»).
Грамматические ошибки:
1. Неправильное употребление числа существительных, смешение единственного и множественного числа.
2. Неправильное употребление падежных окончаний («стулов» вместо «стульев»).
3. Замена форм косвенных падежей формой именительного падежа; эта ошибка характерна для детей с более низким уровнем речевого развития.
4. Взаимозаменяемость косвенных падежных форм.
5. Неправильное образование уменьшительно-ласкательных существительных («стулик» вместо «стульчик»).
Основными причинами лексико-грамматических ошибок при употреблении имен существительных детьми с ОНР являются:
1. Бедность словарного запаса, т. е. незнание многих слов и оборотов, неумение отбирать из словарного запаса и правильно употреблять знакомые слова, более точно выражающие смысл высказывания.
2. Неверное понимание значений слов, что приводит к употреблению слов либо в чрезмерно широком, либо в очень узком значении.
3. Отсутствие четкого представления о начальной форме слова: «покрыта снегой».
4. С. Н. Шаховская отмечает, что «при конструировании родительного падежа не учитывается звуковое чередование» «нет платока».
Коррекционную работу с детьми с ОНР на занятиях по развитию речи целесообразно начинать сформирования лексико-грамматических категорий имен существительных, так как существительные являются наиболее употребляемой частью речи, от овладения существительными зависит способность детей правильно употреблять другие части речи.
Я предлагаю вести работу по усвоению правильного употребления имен существительных детьми с ОНР по следующим основным направлениям.
I. Формирование умения выделять предметы из наглядной ситуации, уточнение названий предметов. Дидактические игры «Назови, что покажу», «Кто больше увидит?», «Найди предмет».
II. Накопление словаря по разным лексическим темам, формирование обобщающих понятий, различение понятий «часть» - «целое». Дидактические игры «Кто больше увидит?», «Назови одним словом», «Продолжи ряд», «4-ый лишний», «Найди пару», «Из чего состоит?», «Сложи свою картинку и назови ее».
III. Формирование умения различать одушевленные и неодушевленные предметы по вопросам «Кто это?», «Что это?». Дидактические упражнения «2 подружки», «Задай вопрос».
Словообразование, то есть образование новых имен существительных при помощи суффиксов, путем слияния двух основ. Дидактические игры «Большой -маленький», «Назови ласково», «Великан и малютка», «Ик и Ищ», «Скажи одним словом», «Матрешки».
Теперь рассмотрим наиболее важные этапы отработки грамматических категорий имен существительных. Деление на этапы весьма условно.
1 этап. а) образование форм единственного и множественного числа имен существительных с ударным окончанием –ы, - и (столы, носки).
б) образование форм множественного числа имен существительных с окончаниями –а (- я) и разграничение единственного и множественного числа.
Дидактические игры «Назови, что видишь», «1- много», «Угадай картинку», «Магазин», «Скажи, что у тебя», «Выставка игрушек», «Выбери картинку».
2 этап. Различение именительного и винительного падежей имен существительных, формирование умения распространять предложение прямым дополнением путем ответа на вопрос (что это? что делает). Дидактические игры «На картинку посмотри и что нарисовано- скажи», «Кто больше увидит?», «Угостим куклу чаем», «Маленькая хозяйка», «Закончи предложение», «Какая польза?», «Поймай и назови», «Что подарили?», «Доктор Айболит».
3 этап. Образование уменьшительно-ласкательных существительных с помощью суффиксов – ок, - ик, - к -, - ечк -, - очк-. Дидактические игры «Назови ласково», «Матрешки», «Большой- маленький», «Великаны и малютки».
4 этап. Распределение имен существительных по родам :
- дифференциация женского и мужского родов. Дидактическая игра «Подари картинку»;
- дифференциация имен существительных среднего рода, имеющих ударное окончание (окно). Дидактические игры «Разложи картинки в коробки», «Покажи свою картинку».
5 этап. Отработка имен существительных в винительном падеже с предлогами «в», «на», «под» и разграничение предлогов «в» - «на», распространение простого предложения путем ответа на вопрос «куда?». Дидактические игры «Куда спрятался мишка?», «Куда поставим игрушку?».
6 этап. Отработка имен существительных в родительном падеже:
- в значении отсутствия с предлогом «без» (машина БЕЗ колеса) и без предлога. Дидактические игры «Чего не хватает?», «Отгадай желание», «Чего не стало?».
- в значении принадлежности с предлогом «у». Дидактические игры «Кто у кого?», «У кого какой предмет?».
-в значении удаленности с предлогом «от»
- в значении целевой направленности с предлогом «для» (цветы для мамы). Дидактическая игра «Подарки».
- в значении принадлежности без предлога (книга сестры). Дидактическая игра «Чей предмет?».
7 этап. Отработка имен существительных в творительном падеже:
- в значении орудийности действия (делаем чем?). Дидактические игры «Что чем делаем?», «Кто чем работает?», «Угощение», «Угостим куклу чаем», «Доктор Айболит».
- в значении сопровождения, совместности с предлогом «с» (с мамой, с чаем). Дидактические игры «Друзья», «Помоги зверям», «Угостим куклу чаем».
- в значении очередности, последовательности, места с предлогом «за». Дидактические игры «Кто за кем?», «Где игрушка?».
- в значении места (где) с предлогами «под», «над» и различение этих предлогов. Дидактическая игра «Где игрушка?».
8 этап. Отработка имен существительных в дательном падеже:
- в значении направленности на предмет без предлога. Дидактические игры «Угощение», «Подарки», «Кому что нужно?», «Обувь сказочных героев».
- в значении приближенности с предлогом «к» и дифференциация с родительным падежом с предлогом «от».
9 этап. Отработка имен существительных в предложном падеже:
- в значении места (где) с предлогами «в», «на», различение этих предлогов а также дифференциация с винительным падежом с предлогами «в», «на». Дидактические игры «Где игрушка?», «Где - куда?».
- с предлогом «о». Дидактическая игра «Мечты».