Галина Росицкая
Фронтальное занятие для детей подготовительной группы «Закрепление звука [Ц] и буквы Ц»
▼ Скачать + Заказать документы
Фронтальное занятие для детей подготовительной группы
Тема: Закрепление звука [Ц] и буквы Ц.
Цель: Закрепление правильного произношения звука Ц в словах, предложениях.
Задачи:
I. Коррекционно-образовательные:
Закрепление знаний детей о звуке [Ц] и букве Ц : уточнение артикуляционного уклада, характеристика звука (согласный, твердый). Уточнение представлений детей о графическом образе буквы. Обучение навыкам ведения речевого диалога; культуры общения; использование вопросительной интонации в речи. Развитие подвижности органов артикуляционного аппарата. Учить согласовывать числительные с существительными в роде. Упражнять в образовании существительных во множественном числе в Родительном падеже.
Публикация «Фронтальное занятие для детей подготовительной группы „Закрепление звука [Ц] и буквы Ц“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
II. Коррекционно-развивающие:
Развитие фонематического восприятия – выделение звука из ряда звуков различных по артикуляции и акустическому звучанию; выделение звука на фоне слогов и слов.
Развитие фонематического анализа – нахождение позиции звука в слове (в начале слова, в середине слова, в конце слова).
Развитие фонематического синтеза – выделение первого звука в слове и составление слова из набора выделенных звуков.
Развитие зрительного внимания – анализа, сопоставления.
Развитие слухового внимания – восприятие и воспроизведение, умение следовать словесной инструкции.
Развитие речевого дыхания.
Развитие общей и мелкой моторики.
III. Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать интерес к познанию, к родному языку. Воспитание доброжелательности; культуры общения.
Оборудование:
Набор предметных картинок, кукла-рукавичка Старичок-Звуковичок, ширма, аудиозапись, компьютер, интерактивная доска, мультимедийная презентация «В сказочном дворце», логопедическая компьютерная программа «Играем и учимся»
Используемые ресурсы:
1. Логопедическая компьютерная программа «Играем и учимся» (Котова, Е. А. Играем и учимся [Электронный ресурс])
2. Мультимедийная презентация «В сказочном дворце»
План занятия :
1. Организационный момент
2. Сообщение темы
3. Пальчиковая гимнастика.
4. Развитие речевого дыхания - работа над увеличением продолжительности речевого выдоха.
5. Развитие фонематического восприятия.
Игра «Поймай звук».
6. Развитие общей моторики «Игра с движениями».
7. Развитие связной речи – диалогической речи.
8. Развитие фонематического анализа.
9. Развитие звуковой культуры речи.
10. Развитие грамматического строя речи – согласование числительного с существительным.
11. Развитие фонематического представления и синтеза.
12. Развитие зрительного внимания – анализа и сопоставления.
Ход занятия.
1. Организационный момент
(дети стоят полукругом, воспитатель в центре).
Воспитатель. Ребята, с каким звуком мы с вами знакомились на прошлом занятии?
Дети. Со звуком [Ц]
Воспитатель. Подойдите к столу, выберите картинку, в названии которой вы услышите этот звук. (дети выполняют задание).
Воспитатель. Назовите свои картинки.
Дети Цапля, крыльцо, кольцо, огурец, цветок, палец, птица.
Воспитатель. Молодцы! Берите свои картинки и садитесь на свои места.
2. Сообщение темы.
Воспитатель. Кто у нас на прошлом занятии был в гостях?
Дети. Цыпленок Цып.
Воспитатель. Да, я вам рассказывала о первом путешествии цыпленка Цыпы. А вы хотите тоже отправиться в путешествие.
Дети. Да.
Воспитатель. Я приглашаю вас в волшебную страну, в которой живут царица Звуков, царь Слов, принц Слог, принцесса Буква. А поможет найти дорогу старый житель этой страны Старичок-Звуковичок. Ну что готовы?
Дети. Да.
(включается аудиозапись, звучит мелодия и из-за ширмы появляется кукла-рукавичка Старичок-Звуковичок)
Ст-Зв. Утомился я с дороги. Отдохну у вас немного.
Воспитатель. Конечно, Старичок-Звуковичок. Садись на стульчик. А мы с тобой поиграем.
3. Пальчиковая гимнастика
1-2-3-4-5 Разгибают пальцы обеих рук в соответствии со словесным текстом
Вышли пальчики гулять Большой палец поочередно соединяют с другими пальцами
1-2-3-4-5 Пальцы правой и левой ладоней под счет перекрещивают
В домик спрятались опять Пальцы сжимают в кулачки
4. Развитие речевого дыхания - работа над увеличением продолжительности речевого выдоха (стоя)
Упражнение 1. Сделать вдох, а на выдохе четко, в одном темпе считать вслух до пяти.
Упражнение 2. Выполнить упражнение 1. Затем добрать воздух (1 секунда) нижним дыханием (плечи неподвижны, на выдохе произнести: «пять».
5. Развитие фонематического восприятия.
Игра «Поймай звук»
Воспитатель. Старичок-Звуковичок, а ты знаешь какую-нибудь игру?
Ст-Зв. Конечно, знаю и научу вас в нее играть. Называется игра «Поймай звук». Правила игры таковы: я называю разные звуки, а вы ловите нужный звук, сжимая кулачок.
Воспитатель. А какой звук мы будем сегодня ловить?
Ст-Зв. У детишек на столах лежат картинки. Какой звук вы сегодня находили, выбирая их?
Дети. Звук [Ц].
Ст-Зв. Вот этот звук вы и будите ловить.
Воспитатель. Ребята приготовьтесь! Старичок-Звуковичок подсказал мне, какие звуки мне называть, я буду их называть, а вы будете ловить звук [Ц]. Когда услышите его, то сжимайте пальчики в кулачок.
Б, М, Ц, Г,К,О,Ц,В, П,Ц.
А теперь ловите его в слогах.
Ац, ам, ок, уц, ып, иц.
Му, ба, ца, ко, вы, цу, пи, тэ, цо.
Самое трудное – поймать звук в словах.
Арка, марка, цифра, цапля, домик, танец.
6. Развитие общей моторики «Игра с движениями»
Воспитатель. Понравилась тебе Старичок-Звуковичок игра? Ты отдохнул? Тогда давайте отправимся в путь!
Выходите ребята ко мне.
«Игра с движениями»
Со Старичком-Звуковичком по дорожке мы идем Шагают на месте
Не зевай, не отставай! Поскорее догоняй! Бег на месте
Вот болотце впереди Качают головой
Нам его не обойти Повороты головы вправо, влево
Оглянись по сторонам.
Что поможет в этом нам? Повороты туловища вправо, влево
Посмотри себе под ножки.
Что лежит там на дорожке? наклон
Эта палка - выручалка!
Нам поможет эта палка! присели
Взяли палку в руки крепко. Рука согнута в локте, пальцы сжаты в кулак
Друг за друга взялись цепко. Встают друг за другом, руку кладут на плечо впереди стоящему
Не спешите, не зевайте.
След в след за мной шагайте. Идут медленно, шаг широкий
Вот болотце и прошли! Расцепились, руки опустили вниз
Что нас ждет там впереди? Пожимают плечами
Поле, речка, лес, дорога?
Друга верная подмога! Кладут руки на плечи друг друга
Тайна, сказка, не гадай! Опускают руки
Ой, отстали! Догоняй! Бег на месте
7. Развитие связной речи – диалогической речи.
Воспитатель. Мультимедийная презентация «В сказочном дворце» (Слайд 1) Посмотрите, ребята, куда мы с вами пришли.
(на интерактивной доске высвечивается картинка дворца)
Что это за здание такое?
Дети. Дворец.
Воспитатель. А где же Старичок-Звуковичок? Да вот же он! Присел на пенек.
Ст-Зв. Стар я стал для путешествий. Я вас проводил ко дворцу. А дальше вы сами. Я пойду к своим внучатам звукам. Они у меня тоже веселые, озорные. Как бы ни натворили чего!
Воспитатель. Дети поблагодарите Старичка-Звуковичка за то, что он помог дорогу к дворцу найти и в Волшебную страну попасть.
Дети. Спасибо, Старичок-Звуковичок!
Воспитатель. Давайте посмотрим, кто во дворце живет. Только как в него войти? Нет ни окон, ни дверей? А вот кто-то появился на тропинке.
(Слайд 2)
Воспитатель. Давайте узнаем кто это? Только не забудьте, как нужно вежливо обратиться с вопросом к незнакомому человеку.
Дети. Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, как Вас зовут?
Царица. Здравствуйте дети! Меня зовут Царица Звуков. Я увидела из дворца гостей и вышла вас встретить. Я приглашаю вас к себе во дворец.
Воспитатель. Но как мы войдем во дворец? Все двери крепко закрыты.
Царица. Вы попали в Волшебную страну. Здесь все не просто. А чтобы попасть во дворец, нужно выполнить мое задание.
8. Развитие фонематического анализа
Царица. Мои придворные звуки любят играть в прятки. Вам нужно будет найти, какой звук спрятался в словах и где в слове он спрятался.
(Слайд 3) Цветок, яйцо, огурец.
Дети. Это звук [Ц].
Царица. А почему вы решили, что именно этот звук прятался?
Дети. Во всех этих словах есть один и тот же звук.
Царица. А где он спрятался в слове «Цветок»?
Дети. В начале слова.
Царица. А в слове «яйцо»?
Дети. В середине слова.
Царица. Ну а в слове «огурец»?
Дети. В конце слова.
9. Развитие звуковой культуры речи.
Царица. Вы, я вижу, с этим звуком хорошо знакомы. Кто мне из вас сможет рассказать о нем? (Слайд 4)
Дети. Это согласный звук. Он упрямый звук не слушается команды гласных и всегда звучит твердо.
Царица. А почему вы решили, что этот звук согласный?
Дети. Потому что когда его произносим, есть преграда.
Царица. Какая преграда. Дети. Язычок.
Царица. А губки, какие, когда произносим этот звук?
Дети. Растянуты в улыбке.
Царица. А что же делает язычок, когда произносим звук [Ц]?
Дети. Кончик язычка упирается в нижние зубки, спинка язычка выгнута, края язычка прижаты к зубкам.
Царица. А горлышко проснулось или спит, когда произносим этот звук?
Дети. Горлышко спит. Голосок не слышим, а только слышим шум.
9. Развитие грамматического строя речи – согласование числительного с существительным.
Царица. Посмотрите вот и двери появились во дворце и окна.
Воспитатель. Ребята сколько окон и дверей, Посчитайте их.
Дети. Два окна, три крыльца, четыре балкона, пять дверей.
10. Развитие фонематического представления.
Царица. Я хочу познакомить вас со своей семьей. Это мой сын – Принц Слог. (Слайд 5)
Он любит играть со слогами.
Принц. Да, это моя любима игра. Милые дети, а вы можете, прослушав их, придумать слова с этими слогами.
Дети. Да.
Принц. Придумайте слова со слогом ЦА.
Дети. Царица, цапля, птица.
Принц. Со слогом ЦО.
Дети. Яйцо. Крыльцо, кольцо, лицо.
Принц. А со слогом ЦЫ.
Дети. Пальцы, цыпленок.
Принц. Какие вы молодцы! Мне было приятно познакомиться с вами.
11. Развитие фонематического синтеза.
Царица. Теперь я хочу познакомить вас с Царем Слов (слайд 6)
Царица. Царь занят своим любимым занятием. Он составляет из букв слова.
Царь. Здравствуйте дети! Я рад вас видеть у нас в гостях. Помогите мне, пожалуйста, составить слово. Сегодня у меня что-то ничего не получается.
Воспитатель. Конечно, мы рады вам помочь. Но что нужно делать?
Царь. Нужно, глядя на картинку, найти первый звук в словах и из этих звуков составить слово.
Воспитатель. Ребята, какие первые звуки в словах вы нашли?
Дети. Ц, И, Р. К.
Воспитатель. И какое слово из них можно составить?
Дети. Слово «цирк»!
Царь. Спасибо, ребята!
12. Развитие зрительного внимания – анализа и сопоставления.
Царь. Позвольте вам представить нашу дочь – Принцессу Букву (слайд 7) Она очень любит наряжаться и ее каждый раз не узнать. Вот и опять! Вчера была в одном наряде, а сегодня в другом. Посмотрите сами!
(слайд 8)
Воспитатель. Ребята, посмотрите, во что была одеты принцесса вчера и сегодня. Найдите отличия и назовите. Только помните, что отвечать нужно не одним словом, а предложением. Например: Вчера у принцессы на платье были карманы, а сегодня на ней платье без карманов.
(дети находят отличия и отвечают, воспитатель следит за правильностью построения предложений).
13. Закрепление умений выделять слова со звуком Ц (работа с компьютерной логопедической программой «Играем и учимся», раздел «Знакомство с согласными. Звук Ц. Звук в начале и в конце слова» урок 1, 2)
Принцесса. Да, я очень люблю наряжаться, веселиться, играть. Поэтому на другие дела у меня не хватает времени. Сегодня хотела слова собрать со звуком Ц и не успела.
Воспитатель. Ребята, давайте поможем Принцессе собрать слова с Ц в начале. Дети работают на интерактивной доске.
А теперь выберите слова со звуком Ц в конце.
Воспитатель. Молодцы!
Итог занятия
Воспитатель. А теперь нам пора домой. Давайте попрощаемся с хозяевами дворца и поблагодарим их за теплый прием. (Слайд 9)
Дети встают со своих мест, шагают на месте и машут руками. Звучит тихая музыка.
Дети. Спасибо! До свидания!
Воспитатель. Молодцы ребята! Вам понравилось сегодняшнее путешествие? Что вам понравилось больше всего?
(ответы детей)