Виолетта Рябова
Фрагмент занятия по обучению грамоте и формированию правильного звукопроизношения в средней группе «Звук [А]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с понятием «звук А».
Задачи:
1. познакомить с правильной артикуляцией звука А;
2. учить детей выделять на слух и в произношении звук А;
3. развитие умения менять высоту голоса, формирование длительного ротового выдоха;
4. совершенствование фонематического восприятия, внимания и памяти.
Оборудование: кукла, картинки-схемы (свободной воздушной струи и с преградой выдыхаемой воздушной струи), зеркала по количеству детей.
Ход занятия.
Оргмомент.
Знакомство со звуком А:
Публикация «Фрагмент занятия по обучению грамоте и формированию правильного звукопроизношения в средней группе „Звук [А]“» размещена в разделах
- Буква А и звук [А]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
Воспитатель: – Сегодня пришла к нам в гости кукла Аня (протянуть звук А в имени Аня) Я предлагаю вам поздороваться с ней.
Дети: – Здравствуй, Аааня.
Воспитатель: – Аня хочет познакомить вас со своим любимым звуком, который есть в ее имени. Прислушайтесь, как красиво звучит первый звук ее имени Аааня. Давайте скажем хором имя куклы.
Дети: – Аааня.
Воспитатель: – Какой же первый звук вы слышите?
Дети: – Первый звук в ее имени – это Ааааа…
Воспитатель: – Правильно – звук А. Это и есть любимый звук Ани. Какой звук любит Аня?
Дети: – Аня любит звук Ааааа…
Знакомство с правильной артикуляцией звука А:
Воспитатель: – Анечка, ребята, как вы думаете, что помогает нам произносить любой звук? Посмотрите в свои зеркала и произнесите разные звуки: а, о, у, е и т. д.
Дети: дети произносят разные звуки, смотря на свой рот в зеркало. И делают выводы, что помогает произносить им разные звуки – губы, зубы, язык – рот.
Воспитатель: Правильно, мы произносим звуки ртом. Наш рот — домик звуков. В каждом домике есть дверь, и даже не одна. Первая дверь — губы, вторая — зубы. Посмотрите, как широко открывается рот, нет никакой преграды для воздушной струи при звуке А. Что вы еще увидели? (Наводящие вопросы детям: губы открыты или закрыты, как открываются ваши губы – широко открыты, закрыты; зубы открыты или закрыты, язык где находится – наверху, внизу; как воздушная струя, выдыхаемая изо рта, выходит – свободно или с препятствием)
Дети: – Губы широко открыты, зубы открыты, язык лежит внизу за зубами, воздушная струя выходит свободно, не встречает преграду.
Воспитатель: – Правильно, молодцы. Вот у меня есть картинки (картинки-схемы свободной воздушной струи и с преградой выдыхаемой воздушной струи) посмотрите внимательно на какой схеме есть преграда для звука, а на какой нет.
Дети: – (поясняют выбор схемы)
Воспитатель: - Правильно, молодцы ребята. Скажите, пожалуйста, произносимый звук А к какой схеме подходит?
Дети: (схема, где отсутствует преграда).
Воспитатель: – Ребята, Аня предлагает нам спеть ее любимый звук. Представьте, что у вас в руках ниточка. Растягиваем ниточку и произносим/пропеваем звук А-а-а. Ниточка оказалась длинная или короткая? (длинная) Намотайте ниточку на клубок. Вот какой большой клубок получился! (повторить упражнение по ситуации – повторить, если кто-то не справился) Аня, а ты знаешь, что звуки, которые можно петь/тянуть называются ГЛАСНЫМИ от слов глас, голос? Вот и твой любимый звук А гласный.
Артикуляционная гимнастика «Бегемотики»
Воспитатель: – Чтобы красиво произносить звуки, надо научить губы, зубы и язык выполнять разные упражнения. Ребята, я предлагаю показать Ане, как мы умеем превращаться в Бегемотиков. «Раз, два, три – Бегемотиков смотри!» Рот широко откройте как будто вы произносите звук А, но без голоса (пробуют). Надо удерживать рот в таком положении пока я считаю от одного до пяти и потом только закрывать рот.
(упражнение повторить 3-4 раза, обратить внимание на правильное выполнение)
Динамическая пауза «Поймай звук»
Воспитатель: – Молодцы. А теперь я предлагаю вам поиграть. Как только вы увидите, что я ПОКАЗЫВАЮ звук А (артикуляция ртом) вам надо хлопнуть в ладоши, если я показываю другой звук, то ваши ладошки отдыхают на коленках.
Воспитатель: – Какие вы внимательные! Ребята, Аня очень любит гулять в лесу и играть там с «Эхо». А сейчас давайте мы все встанем в круг, возьмемся за руки. Поднимаем руки вверх. Произнесем звук Ааа громко и, опускаясь вниз, голос наш будет стихать; и наоборот – поднимаясь вверх звук повышать (непрерывно тянем); и тоже самое повторяем только с обрывом звука как эхо.
Итог:
Воспитатель: – Молодцы ребята, нашей гостье очень понравилось у нас, а вам понравилось с ней играть? Вспомните как зовут куклу? Какой любимый звук Ани?
Дети: – (отвечают)
Воспитатель: – Ребята, кукла Аня очень устала и хочет спать. Давайте мы красиво пропоем колыбельную любимым звуком Ани. (дети качают на руках воображаемого малыша и напевают звук: «АаА аАа АаА аАа АаА…»)
Продуктивная деятельность
Воспитатель: – Пока Аня отдыхает, мы для нее приготовим подарок: ребята, я предлагаю для Анечки наклеить картинки на ватман, в которых есть звук А.