Ирина Антонова
Фрагмент рабочей программы по познавательному развитию «Мир растений и животных»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели программы :
1. Развивать у детей познавательный интерес к природе.
2. Расширять кругозор детей за счет обогащения знаний о животных и растениях.
3. Учить придумывать простейшие сравнительные обороты.
3. Развивать мышление, память, внимание, творческие способности.
4. Воспитывать бережное и внимательное отношение к природе, Родине.
Публикация «Фрагмент рабочей программы по познавательному развитию „Мир растений и животных“» размещена в разделах
- Животные. В мире животных
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
Модель календарно-тематического планирования
Дни недели Приоритетные виды детской деятельности Непосредственно образовательная деятельность детей и взрослых Образовательная деятельность в режимных моментах по реализации образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности Индивидуальная непосредствен
но образовательная деятельность детей Проектирование ППС в рамках реализации образовательной темы Взаимодействие с родителями / социальными партнерами
Понедельник Организация НОД на основе двигательной деятельности с элементами здоровьесбе
режения.
Тема дня: «мы царстве растений». (интегрированное занятие инструктора по физкультуре и воспитателя). проведение эстафеты. П/и «Бывает не бывает». Ситуативная беседа: «Нужны ли нам растения? Польза или вред?»
Беседа «Почему нужно охранять природу»
Просмотр видео материала «Редкие и исчезающие растения Воронежской области».
Утренняя гимнастика «Собираем урожай на даче» 2)Пальчиковая игра «Капуста».
Покажи руками «Цветок, дерево, куст». Составление карты «Царство растений». Чтение
Н. Павлова
«Под кустом»
Г. Скребицкий
«На лесной полянке».
Плакаты о защите растений.
Д/И. «Что где растет?»,Д/и «отвечай одним словом»,«Растения сада и огорода», «Вершки-корешки». Узнай по описанию растение. Работа по развитию общей моторики и координации движений. «Ребенок как растение растет».(закрепле
ние культурных навыков и гигиенических,
формирование представлений о здоровом образе жизни).
Прогулка : Д/и «Четвертый лишний»
П/И. «Раз, два, три к дереву беги». «У медведя во бору». Насыщение предметами и разнообразными играми соответствую
щей тематики.
Презентация по теме.
Продуктивная деятельность детей по теме (рисунки,
поделки и т. д.) Создание альбома «Растительный мир Воронежского края». Участие родителей в изготовлении кормушек. Подготовка к выставке-конкурсу «Мои питомцы»
Индивидуальные беседы с родителями. Консультации на тему: «Учите детей любить природу».
Модель календарно-тематического планирования
Дни недели Приоритетные виды детской деятельности Непосредственно образовательная деятельность детей и взрослых Образовательная деятельность в режимных моментах по реализации образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности Индивидуальная непосредствен
но образовательная деятельность детей Проектирование ППС в рамках реализации образовательной темы Взаимодействие с родителями / социальными партнерами
Вторник Организация НОД на основе восприятия художествен
ной литературы и изобразитель
ной деятельности
Тема дня: «Птицы». Чтение сказки Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок». Обсуждение. Ситуативный разговор: Продолжи предложение, найди причину (Потому что) Рисование на тему: «Мы пришли на птичий двор.». ( в нетрадиционной технике: ладошками, пальчиками). Логические задачи. Рассуждение: почему нужно охранять природу
(все в природе взаимосвязано). Утренняя гимнастика «Птичий двор», «Танец веселых утят». Прогулка.
П/и «Совушка», «Гуси-лебеди». Наблюдение «Перелетные птицы»(сбор в стаи,поведение.)
Д/и «Сложи птицу», «Найди маму». Обучение составлению описательных рассказов, загадок- описаний. Активизация словаря. Беседа по произведению С. Маршака «Где обедал воробей». Игра- перевоплощение «Все когда-то мечтают стать птицей». Насыщение предметами и разнообразными играми соответствую
щей тематики.
Продуктивная деятельность детей по теме (рисунки,
поделки и т. д.) Создание альбома «Природа Воронежского края». Подготовка к выставке-конкурсу «Мои питомцы» Участие в оформлении “Зеленых огородов на подоконнике”
Индивидуальные беседы с родителями. Консультации на тему: «Учите детей любить природу».
Модель календарно-тематического планирования
Дни недели Приоритетные виды детской деятельности Непосредственно образовательная деятельность детей и взрослых Образовательная деятельность в режимных моментах по реализации образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности Индивидуальная непосредствен
но образовательная деятельность детей Проектирование ППС в рамках реализации образовательной тем Взаимодействие с родителями / социальными партнерами
Среда Организация НОД на основе познавательно-исследователь ской и элементарной трудовой деятельности Тема дня: «Домашние животные в городах и селах». Обобщить представления детей о домашних животных (особенности строения,пере-
движения,питания). Заучивания В. Степанова «Как живете? Что жуете?»
Чтение сказки «Три поросенка» Утренняя гимнастика «Мы пришли на скотный двор». Театрализованная игра «Путешествие в деревню». С/р игра «Фермеры», «Животноводы». Продолжи предложение «Что будет если…» Д/и «Найди ошибку», «Чей голос?» Литературная викторина: «Домашние животные в сказках»(Волк и семеро козлят Бремен-
ские музыканты,
Сивка-бурка и т. д.) Работа по развитию элементарных математических представлений. Д/и «Посчитай домашних животных», «Один-много». П/и «Найди свою маму»,
«Шаловливые котята». ППС насыщена предметами и разнообразными играми соответствующей тематики: иллюстрации, картинки с изображением различных домашних животных. Подготовка выставки-конкурса: «Мои питомцы» Занятие-викторина на тему: «Домашние животные»
Модель календарно-тематического планирования
Дни недели Приоритетные виды детской деятельности Непосредственно образовательная деятельность детей и взрослых Образовательная деятельность в режимных моментах по реализации образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности Индивидуальная непосредствен
но образовательная деятельность детей Проектирование ППС в рамках реализации образовательной темы Взаимодействие с родителями / социальными партнерами
Четверг Организация НОД на основе игровой деятельности и конструирования
Тема дня: Дикие животные. «Путешествие в царство диких животных». 1. Игровая ситуация (строи-тельство корабля из мягких модулей) 2. Морские и сухопутные животные. 3. Животные жарких стран. 4. Животные севера. 5. Животные средней полосы России. (работа с природным материалом). Решение проблемной ситуации: «Что произойдет с дикими животными если они перестанут охотиться?» Психогимнастика «Цирк», «Теремок», «Лесные жители» П/и «Хитрая лиса», «Бездомный заяц», Охотники и звери», «Море волнуется». Домино настольное «Дикие животные». Игра- драматизация по произведению С. Маршака «Детки в клетке».
Рассматривание альбомов, журналов, иллюстраций по теме. Сказка о крокодиле, с которым никто не дружил
Д/и «Найди причину»(установление причинно-следственной связи). Обсуждение (фразеологизмы) «Хитрый, как лиса»,
«Медведь на ухо наступил», «Как слон в посудной лавке».
Д/и «Пятнистые- полосатые». ППС насыщена предметами и разнообразными играми соответствующей тематики Индивидуальные беседы с родителями «Берегите лес взрослые и дети!»
Модель календарно-тематического планирования
Дни недели Приоритетные виды детской деятельности Непосредственно образовательная деятельность детей и взрослых Образовательная деятельность в режимных моментах по реализации образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности Индивидуальная непосредствен
но образовательная деятельность детей Проектирование ППС в рамках реализации образовательной темы Взаимодействие с родителями / социальными партнерами
Пятница Организация НОД на основе музыкальной и творческой деятельности.
Тема дня: Насекомые. Музыкальная инсценировка «Муха-Цокотуха». (опера-игра по мотивам сказки К. Чуковского,муз. М. Красева. Прослушивание «Полет шмеля». Пение «В траве сидел кузнечик». Разучивание музыкально-ритмических упражнений в сопровождении данной песни. Чтение книги «Насекомые» (из серии «Мир в твоих руках» Джуди Нэйер).
Развитие коллективного творчества детей, развитие речи, умение придерживаться сюжетной линии в творческом рассказывании. Беседа на тему: «Насекомые такие разные: полезные и не очень». Решение проблемной ситуации «Зачем нужны вредные насекомые?» Д/и «Узнай насекомое», «Лета-ют, ползают, прыгают». П/и «Медведь, паук и мухи» (Ю. А. Кириллова с. 185) Просмотр мультфильма по сказке В. Бианки «Как муравьишка домой спешил.» Драматизация басни И. Крылова «Стрекоза и муравей», песня «Про меня и муравья» Шнуровальный планшет «Паучок».(мелкая моторика рук) Проведение выставки-конкурса: «Мои питомцы»
Итоговое мероприятие
Викторина: «Путешествие в мир природы».
Описание работы : Методическая разработка игры-викторины предназначена для детей старшей группы. Данный материал окажет эмоциональное воздействие на детей, формируя гуманное отношение к природе. Игра-викторина поможет интересно организовать досуг дошкольников.
Цель: развивать мышление, память, внимание, творческие способности; воспитывать бережное, внимательное отношение к природе и окружающим, к родине.
Задачи:
1. расширить знания детей об обитателях леса;
2. воспитывать бережное отношение к природе;
3. формировать умение работать в команде.
Оборудование: картинки с изображением природы, детские рисунки, материал для рисования, призы, музыкальное сопровождение.
Предварительная работа : прогулки, экскурсии на природу, конкурсы детских рисунков, подготовка призов.
Ход игры-викторины:
I – Приветствие команд.
Приветствие команды «Чистый родничок»
Широки просторы Родины любимой,
Дорог каждый кустик, мотылек.
Сохраним, мы, красоту природы,
Пусть журчит, искрится,
«Чистый родничок»!
Приветствие команды «Защитники леса»
Много леса – не губи,
Мало леса – береги,
Нет леса – посади.
Лес сажаем и растим
Его мы защитим,
Никому в обиду не дадим.
Звучит фонограмма шума леса, пения птиц.
Воспитатель: Ребята, что это за звуки Вы слышите? Правильно, это звуки природы. Мы любим родную природу. Сегодня мы поиграем и посоревнуемся. У нас соревнуются две команды - «Берёзки» и «Калинки». Оценивать Вас будет представительное жюри. В конце викторины жюри подведё т итоги: определит победившую команду. Победит команда, которая наберёт наибольшее количество баллов. Задания даются каждой команде по очереди. За каждый правильный ответ даётся 1 балл. Капитан команды даёт ответ. Если ответ неверный, то отвечает вторая команда.
Задание 1. Отгадайте загадки.
На полянке у дорожки
Красные горошинки.
Кто мимо пройдёт,
Всяк в рот себе кладёт.
(Малина.)
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню-земляникой,
Таню-костяникой,
Машеньку-орешком,
Петю-сыроежкой,
Катеньку-малинкой,
Ваню-хворостинкой!
(Лес.)
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек.
Шляпка есть-нет головы.
(Гриб.)
На спине иголки,
Длинные и колкие,
А свернётся он в клубок-
Нет ни головы, ни ног.
(Ёж.)
Кто с высоких тёмных сосен
В ребятишек шишку бросил,
И в кусты через пенёк
Промелькнул, как огонёк?
(Белка.)
Бегу я как по лесенке
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня.
(Ручеёк.)
Задание 2.
Скороговорки.
Играют капитаны команд. Один говорит: «Скажи такую скороговорку». И произносит её медленно и внятно. Другой должен запомнить эту скороговорку и произнести без запинки. Выигрывает команда, которая произнесёт без запинки больше скороговорок.
1. На дворе трава,
На траве дрова;
Не руби дрова
На траве двора!
2. Течёт речка, печёт печка,
Течёт речка, печёт печка!
3. Летят три пичужки
Через три пустые избушки.
4. Погода размокропогодилась.
5. Щетина у чушки,
Чешуя у щучки.
Задание 3.
Ответьте на вопросы:
1. Какие грибы растут под берёзой?
(Подберёзовики.)
2. Сильный ветер со снегом.
(Метель.)
3. Самое пугливое животное.
(Заяц.)
4. Пушной зверёк, который живёт в дупле?
(Белка.)
5. Сок, какого дерева сладок?
(Берёзы.)
6. Самое неуклюжее и косолапое животное?
(Медведь.)
7. Прибор для измерения температуры?
(Термометр.)
8. Какое животное больше похоже на человека?
(Обезьяна.)
9. Кто такой гиппопотам?
(Бегемот.)
10. Царь зверей.
(Лев.)
11. Король пустыни.
(Верблюд.)
12. «Разлинованная лошадка».
(Зебра.)
13. Самое высокое животное на земле.
(Жираф.)
Задание 4. Соберите картинку (пазл).
Выигрывает тот, кто быстрее соберёт картинку и назовёт время года, изображённое на ней.
Капитаны составляют рассказ по картинке.
Задание 5. Расскажите стихотворения о природе.
Выигрывает команда, которая расскажет больше стихотворений.
Жюри подводит итоги и называет лучшую команду. Вручает небольшие сувениры.