Елена Болычева
Формы и методы тьюторского сопровождения ребенка с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Выявление образовательного заказа родителей, воспитывающего ребенка с ОВЗ требует от тьютора применение набора форм, технологий, приемов и методов в работе по сопровождению индивидуальной программы обучающегося. В этой связи в арсенале тьютора, работающего в детском образовательном учреждении применяется широкий спектр технологий открытого образования, а также набор техник, используемых в психолого- педагогической практике.
Публикация «Формы и методы тьюторского сопровождения ребенка с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа тьютера. Тьюторство
- Темочки
При работе с обучающимися тьютору важно обратить внимание на особенности и потребности детей, степень нарушения в развитии. Постепенно тьютор может составить свой индивидуальный набор методов, форм, приемов, технологий для более качественного и эффективного осуществления тьюторского сопровождения.
Основными формами тьюторского сопровождения являются различного вида индивидуальные и групповые тьюторские консультации.
Тьюторское сопровождение (при реализации его в любой организационной форме) всегда носит индивидуальный адресный характер, поэтому при его осуществлении и выборе соответствующей формы, адекватной взаимодействию с конкретным ребенком, должны обязательно соблюдаться гибкость и вариативность.
Индивидуальная тьюторская консультация является индивидуальной организационной формой тьюторского сопровождения и представляет собой обсуждение с тьютором значимых вопросов, связанных с личным развитием и образованием каждого ребенка.
Цель, задачи и возможности тьюторской консультации.
Индивидуальные тьюторские консультации позволяют организовать процесс сопровождения более целенаправленно, эффективно, повысить активность ребенка. Целью тьюторской консультации является, прежде всего, активизация каждого ребенка, наблюдение за ребенком, выявление именно его особенностей, склонностей и способностей, навыков общения и т. д. для дальнейшего использования этих данных в разработке индивидуальной программы развития ребенка.
Опираясь на вопросы, специально подобранные упражнения для встречи с каждым конкретным ребёнком, тьютор составляет рабочий план, результаты которого лягут в основу разработки определенного шага индивидуальной образовательной программы.
Условия для успешного ведения консультации и достижения ожидаемых от неё результатов
Для того, чтобы тьюторская консультация прошла успешно, необходимо:
1. Установить контакт с ребенком, выстроить диалогичные и эмоционально комфортные отношения.
2. В целом, тьюторская консультация каждый раз должна иметь не только образовательный, но и эмоциональный эффект, чтобы в дальнейшем оказывалось возможным проводить все более глубокий анализ образовательной ситуации каждого ребенка.
Групповая тьюторская консультация.
Цель, задачи, виды работ.
На этих занятиях, как и на индивидуальных тьюторских консультациях, тьютором реализуется тьюторское сопровождение индивидуальных
образовательных программ детей с особенносями развития и нормотипичных детей.
В рамках таких групповых занятий (также как и на индивидуальных тьюторских консультациях) тьютор одновременно осуществляет несколько видов работ: мотивационную, коммуникативную и рефлексивную.
Мотивационная работа тьютора заключается в определении уровня мотивации ребенка или в определении репертуара предпочтений ребенка с особенностями развития, соотнесении различных ожиданий детей, их интересов и приоритетов с целью дальнейшего использования этих данных в групповой работе с выбранными детьми.
Коммуникативная работа тьютора направлена на обеспечение обратной связи в группе и ее результативности; умения вести диалог, так как
для эффективного проведения тьюториала важны как совместная работа каждого конкретного ребенка и тьютора, так и взаимодействие сверстников между собой.
Рефлексивная деятельность тьютора направлена на совместный поиск взаимодействия и обеспечение понимания в группе, своевременную организацию конструктивной критики и поиск коллективного решения. Как правило, рефлексия – это процесс индивидуальный, но возможна и групповая рефлексия. Как раз на таких занятиях рефлексия носит групповой характер и проводится по ходу его проведения. Важно, чтобы рефлексия проводилась на каждом занятии, и в нее уже на первых порах включались все члены группы.
Определение темы предстоящей индивидуальной или групповой тьюторской консультации является одним из наиболее важных моментов подготовки тьютора. Как отмечают разработчики «Тьюторского дневника» для тьюторов, воспитателей и классных руководителей (Л. Н. Антропянская, Н. В. Муха, Ф. У. Мухамедова, М. А. Подоплекина, Д. В. Расколенко, О. Ю. Яновская, тематические и целевые ориентации тьюторских консультаций могут быть разными в зависимости от возрастной ступени, в которой работает тьютор. С одной стороны, это создает атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества во время проведения самой консультации, а с другой стороны, побуждает тьюторов и детей к совместному творческому поиску и, тем самым, обеспечивает продуктивность консультации.
Тьюториал представляет собой коллективную деятельность тьютора и обучающегося (тьюторанта) в виде открытого занятия с применением методов интерактивного и интенсивного обучения, направленную на развитие мыслительных, коммуникативных и рефлексивных способностей, выработку или отработку умений и навыков в установлении деловых связей, на получение обратной связи, коррекцию мотивации, приобретение и обмен опытом.
Тьюториал имеет своей целью оживить и разнообразить процесс
обучения, активизировать познавательную деятельность слушателей, вызвать проявление творческих способностей, побудить к применению теоретических знаний на практике. Основная задача тьютора – направлять и корректировать ход занятия. Наличие тьюторской позиции позволяет работать с личными дефицитами, ресурсами, фиксировать индивидуальное движение участников. Среди основных форм и методов обучения, используемых в тьюториалах, можно выделить работу в парах, работа не более, чем из трех человек, один из которых может быть нормотипичным ребенком, различные сюжетные, ролевые и активные игры, обсуждение и индивидуальная работа.
При проектировании и проведении тьюториала необходимо учитывать следующие особенности:
• цели занятия (поиск решения проблемной ситуации, отработка практических умений и навыков, выработка модели поведения при определенных условиях и т. д.) в зависимости от содержания и целей занятия;
• форма занятия (игра, совместная творческая или познавательная деятельность, совместный просмотр, совместное событие).
• технические средства, которые могут быть использованы при проведении занятия с целью повышения его эффективности, обеспечения
наглядности, сокращения времени и т. д. Можно использовать видео, слайды, компьютер в зависимости от цели занятия, технических возможностей учебного заведения, а также свободой владения преподавателем тем или иным техническим средством;
• методы и приемы создания благоприятного психологического климата на занятии;
• тема, цели и форма занятия должны быть четко определены и доведены до сведения детей заранее, для того чтобы они могли настроиться на совместную деятельность. Если тьюториал проводится в форме игры, представляется целесообразным обсудить и распределить роли с членами группы, по возможности подбирая для каждого участника такую роль, которая соответствует его индивидуальным интеллектуальным и психологическим особенностям, а также может вызвать интерес ребенка.
Продолжительность тьюториала зависит от вышеперечисленных особенностей, время его проведения может составлять с детьми с ОВЗ -1 час.