Марина Дробот
Подвижная игра как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с этнической культурой русского народа (часть 1)
▼ Скачать + Заказать документы
Семинарское занятие на тему
«ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ РУССКОГО НАРОДА»
1. Понятие «народная культура»
2. Понятие «подвижная игра»
3. Классификации подвижных игр
4. Формы проведения подвижных игр
Публикация «Подвижная игра как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с этнической культурой русского народа (часть 1)» размещена в разделах
5. Требования к проведению игр в ДОУ
Для раскрытия данной темы достаточно одного занятия. Занятие предполагает теоретический анализ вопросов и практическую разработку подвижной игры.
Методические указания к изучению темы
При рассмотрении вопросов, выносящихся на обсуждение, обратитесь к тексту лекции и следующим источникам литературы:
1. Адаскина О. Н. Русский фольклор. – М. : АСТ, 2001. - 256 с.
2. Аникин В. П. Фольклор как коллективное творчество народа : Учебное пособие. - М. : МГУ, 1969. - 95 с.
3. Бударина О. Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. – М. : Детство, 2003. - 395 с.
4. Выготский Л. С. Проблема культурного развития ребенка : (1928) Вестн. Моск. ун-та., Психология. - М., 1991, N 4. - 5-18 с.
5. Иванцова Л. А. Народные и обрядовые праздники. - Ростов-на-Дону: Издательство МарТ, 2009. - 272 с.
6. Капшук О. Н. Русские праздники и обряды. – Ростов-на-Дону: Издательство Феникс, 2008. – 294 с.
7. Клиентов А. Н. Народные промыслы - Издательство Белый город, 2008. - 47 с.
8. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа. - Издательство Детство-пресс, 2004.- 365 с.
9. Кожинов В. О. О русском национальном самосознании. - М., 2002. - 154 с.
10. Козлова С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. - М., 1988. - 276 с.
11. Покровский Е. А. Русские народные игры : Образовательные проекты. – М. : Сфера, 2009. – 192с.
При подготовке к данному занятию поможет информационный материал представленный ниже.
Информационный материал к занятию
Народная культура – это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность.
К основным аспектам содержания народной культуры можно отнести : мировоззрение народа, народный опыт, жилище, костюм, трудовую деятельность, досуг, ремесла, семейные отношения, народные праздники и обряды, знания и умения, художественное творчество.
Система обычаев традиций любого народа – это результат его воспитательных усилий в течении многих веков. Через эту систему каждый народ воспроизводит себя, духовную культуру, свой характер и психологию, в ряду сменяющих друг друга поколений.
Культура традиционная составляет основу народной культуры. Большинство этнографов и фольклористов отмечают, что традиция - сеть система связей настоящего с прошлым, причем при помощи этой сети совершается определенный отбор стереотипов, которые затем опять воспроизводятся. Общество без традиций также невозможно как общество без культуры.
Подвижная игра – собирательное понятие. Она охватывает представление о многочисленных разнообразных играх, построенных на движениях (Глазырина, Овсянкин с. 52).
Подвижная игра таит в себе неисчерпанные возможности для раскрытия и целенаправленного развития творческих способностей, так как в ней затрагиваются детские интересы и удовлетворяются все основные потребности ребёнка в познании, экспериментировании, общении и движении (1,9).
Подвижные игры классифицируются по разным параметрам: по возрасту, по степени подвижности ребёнка в игре (игры с малой, средней, большой подвижностью, по видам движений (игры с бегом, метание и т. д., по содержанию (спортивные игры с правилами и спортивные игры).
В теории и методике физического воспитания принята следующая классификация игр. К подвижным играм с правилами относятся сюжетные и несюжетные игры. К спортивным играм – баскетбол, городки, настольный теннис, хоккей, футбол и др.
Подвижная игра с правилами – это сознательная двигательная активная деятельность ребёнка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.
Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жизненный или сказочный эпизод. Ребёнка увлекают игровые образы. Он творчески воплощается в них, изображая кошку, воробышка, автомобиль, гуся, обезьяну и т. д.
Несюжетные подвижные игры содержат интересные детям двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели. Эти игры делятся на игры типа: перебежек-ловишек; игры с элементами соревнования («Кто быстрее добежит к своему флажку» и т. п.); игры-эстафеты («Кто скорее подаст мяч»); игры с предметами (обручи, кегли, мячи, серсо и т. п.). Для маленьких детей используют игры-забавы («Ладушки», «Коза рогатая» и др.).
Организация подвижных игр.
В педагогической практике, социальной жизни и быту существуют две основные формы организации подвижных игр : урочная и внеурочная. Урочная форма проведения подвижных игр предусматривает непосредственную руководящую роль учителя, регулярность занятий с неизменным составом участников, регламентированные содержание и объем игрового материала и его взаимосвязь с организацией, содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, в который включается данная игра. Подвижные игры, относящиеся к внеурочной форме занятий, подразумевают большую роль организаторов, вожаков из среды самих детей; они организуются, как правило, эпизодически, состав участников может меняться, а игры варьируются по содержанию и объему игрового материала. Время, отводимое на подвижные игры в двигательном режиме школьников, зависит от возраста, класса, в котором учатся дети, от круглогодичного распорядка обучения и других видов деятельности и отдыха. Как уже упоминалось, при урочной форме проведения подвижных игр ведущую роль играет руководитель, который решает следующие задачи: 1) оздоровительные, 2) образовательные, 3) воспитательные. Существует также и другая группа игр, используемая для физического воспитания это группа спортивных игр. Спортивные игры - высшая ступень развития подвижных игр. Они отличаются от подвижных едиными правилами, определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь и др., что позволяет проводить соревнования различного масштаба. Соревнования по спортивным играм носят характер спортивной борьбы и требуют от участников большого физического напряжения и волевых усилий.
ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ ИГРЫ
Подготовка к проведению игры особенно важна в тех случаях, когда игра предлагается впервые и педагог не в состоянии предвидеть всех ситуаций, которые могут сложиться в ее ходе. Подготовка состоит из выбора игры, подготовка площадки для проведения игры, подготовка инвентаря для игры, предварительный анализ игры.
Выбор игры в первую очередь зависит от общих задач занятия, при постановке которых основными критериями являются возрастные особенности детей, их развитие, физическая подготовленность, количество занимающихся. При выборе игры необходимо учитывать форму занятий (занятие, праздник, прогулка). Занятие ограничено по времени; задачи и содержание игр на перемене иные, чем на уроке; на празднике используются в основном массовые игры и аттракционы, в которых могут принимать участие дети разного возраста и разной физической подготовленности. Выбор игры напрямую зависит от места ее проведения. В небольшом узком зале или коридоре проводятся игры с линейным построением, игры, в которых участвуют по очереди. В большом спортивном зале или на площадке хорошо проводить игры с бегом врассыпную, с метанием больших и малых мячей, с элементами спортивных игр. Во время прогулок и экскурсий за город используются игры на местности. Зимой на площадке проводятся игры на лыжах, коньках, санях, игры с постройками из снега. При организации игр на улице надо учитывать состояние погоды (особенно зимой). Если температура воздуха низкая, выбирается игра с активными действиями участников. Нельзя использовать игры, в которых приходится долго стоять, ожидая своей очереди. Малоподвижные игры, в которых участники выполняют игровое задание поочередно, хороши в жаркую погоду. Наличие пособий и инвентаря также влияет на выбор игры. Из-за отсутствия соответствующего инвентаря или при неудачной его замене игра может не состояться.
Предварительный анализ игры. Перед тем как проводить игру, воспитатель должен продумать процесс игры и предусмотреть все возможные ситуации, возникающие по ходу игры. Особенно необходимо предусмотреть и предотвратить возможные нежелательные явления. Воспитатель, хорошо знающий детей группы, предварительно намечает роли игроков, продумывает, как вовлечь в игру слабых и пассивных игроков. Для проведения некоторых игр он заранее выбирает себе помощников, определяет их функции и, если это необходимо, дает им возможность подготовиться (например, в играх на местности). Помощники первыми знакомятся с правилами игры и местом ее проведения.
При проведении игры воспитателю рекомендуется продумать и учесть следующие аспекты:
1. Познакомиться с требованиями и правилами игры, в которую дети будут играть. Приготовить все необходимое оборудование и материалы перед ее началом.
2. Учесть уровень развития детей, их таланты, умения и неумения.
3. Предлагать только те игры, которые доступны данной возрастной группе, соответствующие росту детей, их силе, жизненному опыту. Умело выводить участников из игры, которая для них сложна.
4. Избегать сверх энтузиазма (перевозбуждения) у играющих.
5. Быть готовым к участию в игре в качестве обычного игрока, подчиняться всем правилам, включая и те, которые вроде бы умаляют достоинство взрослого.
6. Помогать детям, которые не совсем компетентны и не столь координированны, как их сверстники, поручая им задания или предоставляя возможность выполнять упражнения с учетом сноровки, которой они обладают. Ребенок с каким-либо недостатком может получать удовольствие, если будет судьей-хронометристом, счетчиком очков или главным судьей в игре, в которой он не сможет принять участие. Не обращать внимания на ошибки некоторых детей или осторожно поправлять их, не прерывая игры. Не отчитывать детей перед другими, если они нарушили правила или ошиблись в игре.
7. Объяснять правила каждой игры вовремя и разрешить детям один или большее количество раз потренироваться, перед тем как начнется активная игра. Иметь в запасе ряд альтернативных игр и необходимое оборудование, приготовленное заранее, если дети не одобрят первую предложенную руководителем игру.
8. Давать детям отдых между играми в соответствии с их возрастом и возможностями.
9. Выбирать игры с учетом возможности их усложнения: начинать с простейших, тренируя, постепенно усложнять их по мере улучшения ловкости детей.