Юлия Темкина
Инновационные формы и методы воспитания с детьми младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу.
Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий.
Публикация «Инновационные формы и методы воспитания с детьми младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.
В данной статье мы хотели остановиться на инновационных формах и методах воспитательной работы, используемых нами в практической работе среди детей младшего дошкольного возраста : вариативное проведение игр-экспериментов и игр-путешествий предметного характера среди детей.
Одним из видов игр, которые могут быть использованы в ходе воспитания детей младшего дошкольного возраста как субъектов здоровьесберегающей деятельности и поведения становятся игры-экспериментирования.
Игры-эксперименты — это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребенка — это манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета. Цель таких игр заключается в закреплении культурно-гигиенических умений и навыков, навыков здорового образа жизни.
Игры-путешествия заключаются в том, что ребенок совершает некоторую прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия.
Подобные игры разрабатываются или отбираются воспитателем на основе следующих принципов: возраста и опыта детей, ведущего вида деятельности; доступности содержания игр; сочетания наглядного материала и действий, словесного комментария воспитателя и действий детей; ориентации на обеспечение «культурной практики» детей в игре; сохранения положительного эмоционального настроя детей, активизации любознательности; адекватного соблюдения темпа и времени проведения игр в педагогическом процессе; постепенного усложнения игр; цикличной организации игр.
Игры-эксперименты (с водой, песком, глиной, снегом, камешками и др.) способствуют сенсорному развитию детей, расширению и углублению представлений о свойствах и качествах природных материалов. Дети узнают, что играть лучше с влажным песком, а сухой рассыпается; что вода льется, проливается; в воде тонут камешки, а деревянные лодочки плавают; лед скользкий, холодный и многое другое. Организуя игры, педагог побуждает детей к обследованию, сравнению, установлению связей и зависимостей. Игры доставляют детям радость, удовольствие; в играх дети приобретают опыт поисковых практикующих действий и установления частных причинно-следственных связей.
В играх с песком («Лепим колобки», «Делаем фигурки») дети экспериментируют с разными формочками и материалами, с различными состояниями песка: сухой, влажный. В таких играх, как «Делаем дорожки и узоры из песка» - дети тонкой струйкой сыплют песок на землю, асфальт, цветную бумагу из малой лейки без наконечника, составляя дорожки, комбинируя узоры.
В играх с водой и мыльной пеной («Веселые путешественники», «Веселые кораблики») дети запускают в таз с водой, в лужу, в ручеёк разные предметы - лодочки, щепочки, кораблики; наблюдают за ними, создают «ветер», «волны».
Активно используются игры с бумагой. В игре «Снежки» - дети комкают бумагу, делают «снежки» и бросаются ими. В такой игре, как «Бумажный вихрь» - дети сдувают кусочки бумаги с помощью «ветра», создаваемого листом плотной бумаги или дыханием, наблюдают за полетом.
Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но «обычное раскрывают через необычное, простое—через загадочное, трудное — через преодолимое, необходимое — через интересное». Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры-путешествия—усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и облегчает достижение успеха.
Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно.
В названии игры, в формулировке игровой задачи часто используются “зовущие слова”, вызывающие интерес детей, активную игровую деятельность. В игре-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение задач, радость от ее решения, содержательный отдых.
Приведем пример одной из наиболее популярных игр – путешествий: «На дорогах города». В игре-путешествии «На дорогах города» мальчики в качестве «шофёров» «едут по мостовой», придерживаясь правой стороны, девочки выступают в роли «мам» с колясками, гуляющими по тротуару. Данная игра направлена на решение следующих задач: познакомить детей с профессией шофёра; учить детей устанавливать взаимоотношения в игре, взаимодействиям в сюжетах с двумя действующими лицами (шофёр - пассажир); способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни, по мотивам произведений; развивать у детей умение выбирать роль, выполнять в игре несколько действий, пользоваться игрушками - заместителями, исполнять роль за себя и за игрушку; способствовать формированию у детей умения взаимодействовать и ладить в совместной игре, обогащению игрового опыта детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию.
Список литературы
1. Деркунская, В. А., Ошкина, А. А. Игры-эксперименты с дошкольниками. - Центр педагогического образования, 2013. – 64 с.
2. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. - М. : Творческий центр, 2008.
3. Мартынова, Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности для детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. Волгоград: Издательство: Волгоград, 2012. – 333 с.
4. Михайленко, Н. Я., Короткова, Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М. : Линка-Пресс, 2009. – 96 с.
5. Педагогика: учеб. / Л. П. Крившенко. – М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. -432 с.