Елена Чистикина
Формирование звукопроизношения. Преемственность в работе воспитателя и логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
При дефектном произношении звуков неполноценные слуховые образы патологически влияют на формирование фонематического восприятия. Именно формирование произносительной стороны речи является приоритетной задачей детского сада. Если лексико-грамматический строй и тем более связная речь продолжают совершенствоваться в начальной школе, то звукопроизношение ребенка при нормальном речевом развитии должно быть сформировано к 5-6 годам. Существуют понятия: звуки раннего и позднего онтогинеза.
Публикация «Формирование звукопроизношения, Преемственность в работе воспитателя и логопеда» размещена в разделах
К звукам раннего онтогинеза (раннего этапа развития) относятся гласные звуки, смычные губные п, б, м (они появляются в лепетных слогах); заднеязычные к, г (они появляются еще в гулении,а так же смычно-щелевые переднеязычные звуки т, д, н. Позднее могут появляться щелевые губно-зубные в, ф. Эти звуки должны присутствовать в речи уже в три года. Если в речи малыша нет звуков к, г,что бывает нередко необходимо обратиться к логопеду, это отклонение от нормы.
К 4 годам появляются нижние щелевые звуки,т. е. свистящие с, з. Нормативно воздушная струя- направлена на язык по средней линии. Должно настораживать призубное, боковое (пример, «танки»вместо «санки», носовое «фанки», шипящее при оттяжке языка назад «щанки», т. е. это не замена звука с на ш (норма-при звуке ш подъем языка вверх), а именно дефект, связанный с повышенным мышечным тонусом языка, губно- зубное произношение «фанки».Это значит, что у ребенка имеют место либо нарушения строения или моторики артикуляционного аппарата, либо в случае замен на ш, ф нарушения фонематического слуха. В 4 года может не быть шипящих,соноров л,р, но мягкий звук ль должен быть. Звук ль тоже можно отнести к звукам раннего онтогинеза. Ребенок может произносить «вампа», «ампа»или «лямпа», т. е. искажать или пропускать звук л твердый, но если он говорит «бегай»(бегал, «ена» вместо Лена,т. е. звук ль не произносит, это должно настораживать.
В 5 лет при нормальном речевом развитии шипящие должны быть, то есть «сапка», «зук»- это патология. Может не быть твердого Л и звуков р, рь, так же аффрикативных звуков ц, ч.
К 6 годам у ребенка с нормальным темпом речевого развития должна быть сформирована произносительная сторона речи. Понимая это,следует проводить работу с родителями, объясняя необходимость логопедического воздействия. Рассуждения типа «придет время - выговорится»-несерьезны. Искаженное звукопроизношение формирует неправильные звуковые образы слов, которые ребенок будет воспроизводить на письме.
Роль воспитателя в осуществлении работы по своевременному формированию произносительной стороны речи, на наш взгляд, состоит в том, чтобы:
1. Организовать разъяснительную работу с родителями о необходимости своевременной коррекции речевых нарушений и серьезного отношения к логопедическим занятиям.
2. Сделать все возможное для подготовки артикуляционного аппарата малышей, т. е. детей младших и средних групп,чтобы звуки сформировались своевременно.
Выполнение таких упражнений, которые активизируют органы артикуляционного аппарата, несложно, но польза будет огромна.
-«Худышки-толстушки» - втягивание и надувание щек полезно для активизации мышц носо- губного треугольника, играющих большую роль для обеспечения внятности речи.
-«Улыбочка-трубочка»- замечательное упражнение для формирования подвижности и переключаемости губ, ведь при произнесении звуков, в частности, свистящих и шипящих, губы также меняют свое положение от втянутого к округленному и наоборот для обеспечения необходимого акустического эффекта.
-Полезно дутье на ватные шарики, бумажные султанчики, вертушки, следя при этом,чтобы воздух не уходил в щеки, а был направлен именно на язык.
-Полезно присасывание языка к в. небу, щелканье с силой, медленно, не двигая подбородком - это упражнение «лошадка» способствует укреплению мышц языка и выработке его верхнего подъема, необходимого для произнесения звуков ш, ж, ч, щ, р, рь.
Если вы, уважаемые воспитатели, будете проводить такую работу, то есть надежда, что у большего количества детей звуки сформируются своевременно и спонтанно (т. е. без вмешательства логопеда).
3. Это посильное участие воспитателя в работе логопеда по автоматизации поставленных звуков. Об этом мы поговорим подробнее.
Этап усвоения звука
(правильное усвоение звука в речи)
Когда звук поставлен он вводится в слоги, затем в слова, предложения и далее в небольшие тексты (стихи, рассказы). Уже на этапах автоматизации в словах и фразах к работе должны привлекаться вместе с воспитателями и родителями. Необходимы многократные, систематические упражнения по 2-3 раза в день. Совместная работа логопеда и окружающих ребенка взрослых – непременное условие успеха.
Звук в словах произносится сначала утрировано (ш, слова по слогам нараспев, затем в более быстром темпе с выделением не поставленного звука, а ударного гласного. За воспитателем повторяются по 3-4 слова, либо одно слово3-5 раз: шум, шапка, шина.
При автоматизации звука в предложениях в процессе ответа на вопрос акцент переносится с одного слова на другое. (Рома рубит дрова топором. Вопросы: Кто рубит дрова топором? Что делает Рома? Чем рубит Рома дрова топором? Что рубит Рома?) Затем каждое слово в предложении произносится отдельно, а затем без остановки.
Стихи, чистоговорки, заучиваются сначала в медленном темпе, затем во всем быстром темпе, так же с выделением различных слов. (Утром спозаранку купил баран баранки. Надел баранки на рога, понес барашкам на луга.) Важно следить, чтобы произносились все слова с исправленным звуком.
Работа над рассказом осуществляется традиционно, по вопросам. Ребенок строит ответы предложениями из текста, все более самостоятельно воспроизводит сюжет и следит за поставленным звуком («Умная галка»- автоматизация звука л; «Лиса и рак»-автоматизация звука р).
Когда ребенок знает уже достаточно много стихов, рассказов осуществляется контроль за самостоятельной речью в процессе всех занятий, свободного общения. Нередко без контроля воспитателей и родителей ввести звук в речь оказывается практически невозможно.
У каждого ребенка, зачисленного на логопедические занятия, существует тетрадь для занятий дома, а вся работа отражается в индивидуальной тетради ребенка. Ребенок приносит ее в дни посещения занятий с собой и туда учитель-логопед вкладывает или записывает задания. В процессе обучения, не только родители, но и воспитатели должны закреплять приобретенные ребенком умения и планировать соответствующие, дидактические игры в процессе индивидуальной работы по развитию речи.