Елена Желтышева
Взаимодействие логопеда и воспитателя в работе с детьми с ОВЗ по формированию представлений о социальной значимости труда
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида №2
г. Чехов, Московской области
ТЕМА:
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в работе с детьми с ОВЗ по формированию представлений о социальной значимости труда
Учитель- логопед : Желтышева Е. В.
Воспитатель логопедической группы : Свиридова Е. В.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Логопедия. Работа логопеда
- Работа воспитателя
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
«Великий вопрос жизни - как жить среди людей?»
А. Камю
Основная цель работы с детьми с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида прежде всего должна быть направлена на позитивную социализацию ребенка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
В основе слаженной работы учителя-логопеда и воспитателей по коррекции отклонений у детей с ТНР лежат следующие принципы:
• Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса.
• Принцип единства диагностики и непосредственного коррекционно-педагогического процесса.
• Принцип сотрудничества между учителем-логопедом, воспитателями и детьми.
• Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса.
• Принцип дифференцированного подхода к логопатам в процессе воспитания у них правильной речи.
• Принцип «логопедизации» является основополагающим для всех направлений работы по коррекции ТНР у дошкольников.
Основные направления логопедической и коррекционной работы с детьми с ОВЗ :
• Стимулирование педагогами речевой активности детей с ТНР на специальных занятиях, которые проводятся в индивидуальной и групповой форме.
• Формирование у детей с ТНР способности к усвоению элементарных языковых закономерностей.
• Совершенствование механизмов языкового уровня речевой деятельности у детей с ТНР.
Данные направления работы соответствуют возрастным особенностям детей с ОВЗ. Так в своей работе учитель-логопед и воспитатель ставят перед собой следующие задачи:
Средний дошкольный возраст
Коррекционные задачи:
• формирование вербализованных представлений об окружающем мире, дифференцированного восприятия предметов и явлений, элементарных обобщений в сфере предметного мира;
• стимулирование, поддерживание, поощрение речевой активности детей, их желания общаться с помощью слова.
Социально-личностные задачи :
• формирование у детей с ТНР навыков игровой деятельности, приобщение их к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Старший дошкольный возраст
Коррекционные задачи:
• уточнение и совершенствование использования детьми с нарушением речи коммуникативных средств;
• создание образовательных ситуаций, направленных на стимулирование у детей потребности в сотрудничестве, в кооперативных действиях со сверстниками во всех видах деятельности.
Социально-личностные задачи :
• совершенствование и обогащение навыков игровой деятельности детей с ТНР, формируя положительное взаимоотношение, организованность, выдержку, настойчивость, умение контролировать свои эмоции и подчинять их правилам группового взаимодействия в соответствии с общим игровым замыслом.
Наиболее целесообразно решать данные задачи на коррекционных занятиях не по типу лексического тренинга, а предусматривающих развитие предметно-игровой деятельности стимулирующей, прежде всего, речевую активность детей, в которой у них возникнет желание поделиться результатами своей работы – в игре.
Активное включение в образовательный процесс разнообразных игр во всех формах и направлениях коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ТНР на протяжении их пребывания в дошкольной организации стимулирует, прежде всего, речевую активность детей с нарушением речи.
Первостепенное значение приобретает сюжетно-ролевая игра, поскольку именно в ней активизируются языковые средства детей применительно к бытовым ситуациям. Взрослые, создавая интересную для детских игр предметно-развивающую среду, помогают им овладеть разнообразными сюжетами игр, подводят их к самостоятельному созданию игровых сюжетов и взаимодействию со сверстниками. Дошкольники выбирают себе роли (изображая людей различных профессий, упражняются в ведении и поддержании диалога на выбранную тему.
Возрастает роль игр с правилами, в т. ч. дидактических, т. к. они:
• способствуют формированию у детей умений действовать в коллективе в соответствии с правилами игры, выполняя простые игровые алгоритмы;
• формируют у детей с ТНР умение объяснять сверстникам правила игры, принимать игровую задачу, замечать и называть неполное соответствие игровой задачи и результата;
• обогащают и расширяют словарь, автоматизируют и дифференцируют звуки, развивают связную речь детей и др. ;
• закрепляют образцы правильных словообразовательных моделей и словоформ, пополняют словарный запас детей за счет использования существительных, глаголов, наречий, прилагательных, предлогов и т. д.
С наибольшей отдачей протекает работа, по стимулированию, формированию, совершенствованию механизмов языкового уровня речевой деятельности у детей с ОВЗ при формировании представлений о социальной значимости труда, так как предоставляем возможность закрепить полученные навыки непосредственно, на прямую, взаимодействуя и сотрудничая со сверстниками.
Большую помощь при формировании представлений о социальной значимости труда у дошкольников с ТНР могут оказать специальные символы (картинки, пиктограммы, с которыми дети многократно знакомятся в различных бытовых и игровых ситуациях.
Знакомство детей с трудом взрослых.
При формировании представлений о социальной значимости труда детям не только рассказывают, но и показывают, как взрослые трудятся : сначала в ближайшем окружении в повседневной жизни, а затем знакомят с тем, как трудятся взрослые за пределами дошкольного учреждения.
При беседах о труде людей, при чтении художественной литературы на занятиях по развитию речи используется трудовая тематика. Здесь дети знакомятся с предметами труда, их действиями, признаками, с различными профессиями и трудовыми операциями. При этом каждый раз объясняют, какое значение для всех людей имеет труд каждого.
Наряду с формированием представлений о труде взрослых проводится организация трудовой деятельности самих детей.
Применить на правктике свои навыки и знания дети с ОВЗ могут в хозяйственно-бытовой труде через :
• подбор доступного детям речевого материала применительно к трудовым процессам, которые осваивает ребенок с нарушениями речи (педагог);
• использование детьми невербальных и вербальных средств общения в процессе хозяйственно-трудовых поручений;
• оречевление своих действий, демонстрация умений, обращение к сверстникам за помощью в случае возникновения трудностей, умение договариваться при работе в мини группах.
В таких видах деятельности, как дежурство по столовой, подготовка к занятиям, труд в природе, ручной труд у дошкольников с ТНР:
• развивается диалогическая речь;
• активизируется словарный запас по различным лексическим темам;
• осууществляется практическое употребление различных грамматических категорий;
• закрепляется умение ориентироваться в пространстве и на плоскости;
• развивается общая и мелкая моторика;
• совершенствуется умение работать в парах, договариваться о совместных действиях и разделении обязанностей.
Нашими ориентирами при работе с детьми с ОВЗ по формированию представлений о социальной значимости труда стали :
– расширение и уточнение словарного запаса детей на речевом материале, который используется в различных видах труда (хозяйственно-бытовом, в природе, ручном);
– совершенствование связной речь детей при обучении их различным видам труда и при формировании навыков самообслуживания;
– развитие планирующей и регулирующей функции речи в процессе изготовления различных поделок и хозяйственно-бытового труда;
– совершенствование зрительно-моторной координации;
– стимулирование и поощрение детей к самостоятельности;
– воспитание доброжелательности;
– воспитание у детей желания оказывать помощь взрослому и товарищам;
– воспитание бережное отношение к результатам труда сверстников.
Итог: ОДНОВРЕМЕННО С РЕШЕНИЕМ ЗАДАЧ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОЦИАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ ТРУДА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ МЫ ПРИОБЩАЕМ ИХ К ОБЩЕПРИНЯТЫМ НОРМАМ И ПРАВИЛАМ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ И ВЗРОСЛЫМИ
Вы хотите, чтобы ребёнок был счастливым человеком – научите его общаться с другими людьми, сотрудничать, взаимодействовать, быть доброжелательным, приветливым.