Наталья Макушева
Формирование здорового поколения — одна из главных стратегических задач развития страны
▼ Скачать + Заказать документы
Организация работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста в современных условиях (Консультация для воспитателей, родителей)
Формирование здорового поколения- одна из главных стратегических адач развития страны.
В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Словосочетание “здоровьесберегающие технологии” прочно вошло в образовательную систему, начиная с дошкольных образовательных учреждений. В Законе “Об образовании в Российской Федерации” говорится о том, что дошкольное образование должно быть направлено на «сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста». Охрана здоровья детей входит в число приоритетов деятельности образовательного учреждения.
Публикация «Формирование здорового поколения — одна из главных стратегических задач развития страны» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
Что включает понятие «технологии»? Педагогическая технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость, включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Деркунской В. А., к. п. наук, отметил, что педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач, наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики для достижения обозначенной цели; итоговой диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.
Задачи здоровьесбережения :
1. оздоровление дошкольника (представление о строении тела, важность закаливания, движения, сна, питания и др.);
2. организация здоровьесберегающей среды;
3. формирование здорового образа жизни;
4. работа с семьей.
Классификация здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании – определяется постановкой целей и решаемых задач, и средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогического процесса в детском саду.
Выделяют следующие виды здоровьесберегающих технологий :
медико-профилактические технологии, направленые на сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала детского сада в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств (организация мониторинга здоровья дошкольников, разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания с использованием природных факторов: воздуха, солнца, воды, с учетом состояния здоровья детей и местных условий; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиН; организация здоровьесберегающей среды);
физкультурно-оздоровительные технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка : развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями в условиях специально организованных форм оздоровительной работы;
технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка, которые обеспечивают психическое и социальное здоровье дошкольника (позитивное психологическое самочувствие ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, создание комфорта и эмоционального благополучия дошкольника, занимается педагог-психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного учреждения. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе;
технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающие технологии рассматриваются как фактор эффективного образования и как метод формирования, укрепления и сохранения здоровья дошкольников. Важно понимать что, совместная работа медиков, педагогов и родителей - положительный результат плодотворной работы в реализации здоровьесберегающих программ в образовании.
Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения, профессиональной компетентности педагогов, а также показателей заболеваемости детей. Очень важно, чтобы каждая из технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе, здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложнённое развитие. Применение в работе дошкольного учреждения здоровьесберегающих технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей только в том случае, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий. Если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку, если будут соблюдены основные принципы здоровьесберегающих технологий :
“Не навреди!”
Принцип сознательности и активности.
Принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса.
Принцип всестороннего и гармонического развития личности.
Принцип доступности и индивидуальности.
Принцип систематичности и последовательности.
Принцип системного чередования нагрузок и отдыха.
Принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий, адекватности.
Целенаправленное и систематическое применение здоровьесберегающих технологий позволит сформировать у детей и их родителей осознанное отношение к состоянию здоровья как основному фактору успеха на последующих этапах жизни. Ведь активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость продолжая сознательную деятельность, не позволяя «душе лениться». Такого человека мы и должны «создавать» и воспитывать, начиная с самого раннего детства.
Организация работы
1. В начале учебного года, ознакомившись с картами здоровья детей заполнив и проанализировав листы адаптации, мы выявили уровень развития дошкольников.
2. Беседы с родителями, анкетирование с целью выяснения и частоты, разновидности заболеваний их детей.
3. Работа в детском саду строится в соответствии с психофизическими особенностями детей.
4. Педпроцесс оснащен необходимым материалом и пособиями, проект
«Ребенок и его здоровье», картотека игр.
5. Можно предложить программу Давыдовой и Корепановой «Познай себя», которая в доступной форме поможет дать знания по валеологии.
6. Формируем осознаное отношение к своему здоровью, даем понятие «здоровый и больной человек», в игровой форме рассказываем что, «солнце, воздух и вода наши лучшие друзья». Воспитываем желание быть сильными и здоровыми, не вредить своему организму.
7. Большое внимание уделяем навыкам личной гигиены, посещение доктора Айболита и его рекомендации: проветривание, проводить влажную уборку, употреблять в пищу лук, чеснок, советы по использованию народных средств в борьбе с простудными заболеваниями (лекарства может давать только взрослый, принимать строго по рецепту, учит считаться с недомоганиеми плохим самочувствием др. людей) эти мероприятия помогают решать задачи по оказанию элементарной медпомощи, психологической и самопомощи.
8. В структуру ООД нужно включать различные виды массажа (пальцы и др, динамические и оздоровительные паузы, пальчиковые игры из программы оздоровления М. Ю. Картушина «Зеленый огонек здоровья».
9. Наблюдение причем постоянное за самочувствием детей, только положительное отношение к детям.
10. Закаливающие процедуры: постепенное обширное умывание, ходьба босиком, правильный прием воздушных ванн. Часто болеющим помогаеи дыхательная, артикуляционная гимнастика (дыхание через нос- профилактика заболеваний верхнедыхательных путей).
11. Развивающая среда : различные оборудования и спортивный инвентарь: модулели для метания и дуги для пролезания и др., мячи, шнурки, обручи. Использование бросового материала: массажные коврики с ребристыми поверхностями, поролоновые «ладошки»,коврик из пробок и пуговиц, гантели из платиковых бутылок и др.
12. Работа с родителями. 1ст. 18Закона РФ «Об образовании» «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте»
Система по здоровьесбережению включает : консультации и семинары, памятки «Компоненты здорового образа жизни», совместные спортивные мероприятия, групповые и общие собрания, круглые столы, открытые просмотры видов деятельности.
Список литературы
1. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения : индивидуально-ориентированный подход: Школа здоровья. 2000.
2. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ : Методическое пособие. - М. : ТЦСфера, 2007.-160с. (Здоровый малыш).
3. Картушина М. Ю. Зеленый огонек здоровья : Программа оздоровления дошкольников. -М. : ТЦ Сфера, 2009, 2-у изд. - 208с. -(Детский сад с любовью).
4. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. – М. : ВАКО, 2007.
Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения. / Под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. – М., 2002.
5. Сухарев А. Г. “Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России”.
6. “Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях” /А. М. Сивцова //Методист. – 2007.
7. Смирнов Н. К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога”.