Наталья Бабушкина
Невербальные способы взаимодействия как средство решения творческих задач развития ребенка.
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ.
Еще с давних времен многих ученых волновала проблема эмоционального благополучия в творчестве, такие как яркие впечатления, живое общение, острота чувств. Причем, ученые отмечали, что способности являются лишь компонентом творческой деятельности и реализуются они при наличии потребностей в этом виде деятельности.
Была предложена обобщенная структура фаз творчества такими учеными, как Д. Н. Овсянико – Куликовским, Б. А. Лезиным, М. А. Блохом и другими. Данная классификация представлена четырьмя фазами:
Публикация «Невербальные способы взаимодействия как средство решения творческих задач развития ребенка,» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
I фаза – (сознательная работа) – подготовка, т. е. интуитивный проблеск новой идеи.
II фаза – (бессознательная работа) – созревание, работа над проблемой.
III фаза – (переход бессознательного в сознательное) – вдохновение.
IV фаза – (сознательная работа) – развитие идеи, ее окончание, оформление и проверка.
Таким образом, обобщая классификацию можно выделить три стадии, необходимые для творческой деятельности :
1. Осознание проблемы
2. Осознание решения
3. Проверка результатов
При подведении детей к первой стадии творческой деятельности необходимо создать проблемную ситуацию, связанную с переживаниями, затруднениями, удивлением, которые заставят ребенка поставить перед собой проблему и решить ее. На второй стадии успех связан с привлечением личного опыта ребенка, с опорой на полученные им ранее знания, которые приведут ребенка за пределы данного опыта. Здесь и роль педагога заключается в подаче большого интересного материала ребенку о данном объекте, поддерживая ребенка в процессе выхода за пределы информации об объекте.
К заключительной стадии относятся логическое доказательство истинности данного решения.
В моей группе 15% детей испытывали трудности не только в интеллектуальном развитии, но и в эмоциональном плане. Эти дети были замкнуты, эмоционально неустойчивы, недоверчиво относились к новым людям. Здесь нужен был индивидуальный подход при первых же всплесках их негативных проявлений. Поэтому, единственным выходом было нивелировать данные качества посредством театрализованной деятельности.
Театрализованная деятельность предполагает развитие у детей осознания своих характерных особенностей и предпочтений, уникальности и неповторимости своих возможностей. Цель деятельности педагога – создать условия для развития творчества, поддержать и помочь ребенку поверить в свои силы; использовать в целях достижения успеха, различные жизненные и игровые ситуации.
Кроме того, важно научить детей осознанно воспринимать свои эмоции, чувства и переживания, а также понимать эмоциональное состояние других людей.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ :
• Всестороннее развитие личности ребенка, его дарований и творческих способностей, развитие любознательности
• Воспитание и уважение к самобытности языка и традиционным народным ценностям; воспитание умения общаться с взрослыми и сверстниками
• Формировать умение удивляться и восхищаться разнообразием и многогранностью окружающего мира, способность постигать его тайны особым «духовным» зрением
• Учить понимать и любить произведения искусств народов России, Донской области и др. ; различать виды и жанры театрального искусства
• Уметь договариваться о способах совместной работы, способность творчески относиться к сценическому искусству
• Обогащать опыт детей понятиями: театр, сцена, костюмерная, гримерная
• Формировать желание овладевать языком театрального искусства, знать его выразительные возможности, сочетать различные выразительные средства (мимика, пантомимика) для более полной передачи образов
• Воспитывать художественный вкус
ПЕРВЫЕ ШАГИ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Основные задачи сводятся к обеспечению своевременного и полноценного психического развития детей, реализации соответствующих разным возрастам форм общения с детьми, формированию личности ребенка.
Главным критерием должно быть стремление не задавить детскую инициативу, не погасить желание ребенка открыть мир искусства.
Содержание деятельности может включаться в занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим, изобразительному искусству, ручному труду, в музыкальные и физкультурные занятия; а также использоваться в совместной и самостоятельной деятельности в течение дня (беседы, организация игровых ситуаций, обсуждение случаев из личного опыта)
Чтобы ребенок вырос способным к пониманию и сопереживанию, творчески и самостоятельно мыслящим, уверенным в себе, готовым проявить инициативу и взять на себя ответственность; одаренным – для каждого дошкольника – эти условия определяются индивидуально. При развитии дошкольника, мы должны учитывать интересы ребенка, его способности и склонности. Это является затруднительным при наличии в группе 35 – 40 детей одновременно.
Определение выражения лица, поворот головы, движения, манера поведения, взгляд могут сообщить очень много информации и характере героя, его желаниях. Подобные невербальные средства общения относятся к так называемому «языку тела». При этом используется не только «язык тела», но и такие невербальные средства, как интонация, паузы, повышение и понижение тона, громкость речи и т. д.
В различных видах творческих игр дети отрабатывают позитивные способы общения со сверстниками, получают со стороны партнеров реакции поддержки, одобрения или недовольства. Ребенок принимается выполнять разные роли, и таким образом, понимание другого человека, героя и дает ему возможность попробовать разные (в зависимости от роли) способы взаимодействия с людьми, выполняющими другие роли. Ребенок постигает, что такое ролевое поведение.
Чтобы разнообразить игровой опыт детей, должно постоянно развиваться воображение дошкольников, усложняться сюжетные игры, а также меняться взаимодействие с различными партнерами. Но нельзя забывать, что нельзя давить на ребенка, его инициативу, у малыша должна быть свобода выбора, свобода движений.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РАСКОВАННОСТЬ.
В процессе работы детям не всегда удается понять и правильно определить испытываемое ими чувство, т. к. способность у произвольной регуляции эмоций развита недостаточно.
Научиться полноценно, выражать свои чувства, ребенок может через овладение умением различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер. С этой целью мы используем различные формы работы: игры – драматизации, игры – этюды, беседы. При этом учатся самостоятельно определять характер эмоциональных отношений, выражая это через определение роли. Например, ребенок изображает мимику грустного человека веселого, спокойного, злого, недовольного и т. д.
Подобную работу лучше проводить с микрогруппами детей, во второй половине дня. Наряду с воспитателем с детьми работаем и педагог – психолог.
Чтобы легче детям было понять, что такое «настроение», детям предлагается графически изобразить эмоциональное состояние героя литературного произведения. Наряду с этим, можно использовать дидактическую игрушку «Азбука настроений» с изображением радости, горя, самодовольства, испуга, агрессии, недовольства.
Следующим этапом являются игры – этюды. Детям предлагается изобразить: тающее мороженое; человека, который ест лимон, соленый огурец; показать, как человек хвастается и т. д.
По действиям детей воспитатель может определить, насколько сформировано понимание выраженного в мимике настроения, а заодно узнать, какие проблемы волнуют ребенка.
Отлично гармонирует подбор музыкальных произведений к настроению и подбору ребенком мимике. Так, например, при изображении и показе испуганного человека, сожжет гармонировать музыка К. Сен-Санса «Карнавал животных», этюд №2; злость, агрессия – Г. Гладкова «Песня разбойников».
Большая работа проводится по обучению детей медитации, особенно, на занятиях физкультуры. Так, чтобы показать спокойное настроение, педагог предлагает детям, словно прислушаться к тихому журчанию ручейка, теплым лучам ласкового солнышка на лесной полянке, послушать шуршание осенних листьев. При этом, не забывать о выражении лица: брови не подняты, глаза слегка прикрыты, губы не напряжены. Подобным же образом, дети показывают на лице смущение, растерянность, ища ассоциацию с каким – то ощущением.
Были и трудности в работе: так, некоторые дети старались подменить задание более легким; у других отсутствовало умение выполнить задание без многократного повторения образца взрослого. Приходилось оказывать таким детям помощь: повторять словесную инструкцию, давать наводящие вопросы; какие – либо показываемые другими детьми или педагогом жестов; образцы выполнения задания.
В результате этой работы на 15 – 17% повысился уровень владения детьми мимикой и пантомимой.
При разработке сценария постановки спектакля особое внимание уделяется отрицательным героям, которые иногда вызывают страхи у детей. Стандартный образ Бабы – Яги, Кощея Бессмертного, Лешего – это антиподы нежной и заботливой матери, мужества, честности, бесстрашия. Эти качества часто отпугивают детей. Но если дать детям возможность понять такие качества, как рациональность, принципиальность, практичность, но тогда, когда они выгодны этим героям, особенно показать это все с юмором, использую необычные костюмы; объяснить, что Баба – Яга постоянно строит козни, старается досадить другим, ее хитрость – можно дать возможность ребенку проявить себя в необычном качестве.
Наблюдая за детьми, поза и мимика которых не подчиняется сознанию, можно было понять, что творится у них на душе, какие чувства занимают детей, выражение лица более красноречиво, чем произносимые ребенком слова.
Следует периодически демонстрировать детям новые интересные приемы работы с образом уже известным детям.
КАК НАЙТИ ПОДХОД К РЕБЕНКУ?
Сколько в группе детей, столько и характеров. Как помочь ребенку быть самодостаточным, уметь самореализовываться?
Чтобы обнаружить эти трудности, педагог – психолог использовала различные тесты, среди них, такие, как: Дж. Бака «Дом, дерево, человек» (по проблеме эмоционального раскрепощения в творчестве, выявления контактов с реальностью); тест Хоментаускаса «Рисунок семьи» (установление общего эмоционального состояния ребенка, выявление тревожности, страхов).
Анализ результатов этого тестирования помог составить эмоциональные характеристики каждого ребенка и наметить дельнейшие действия педагога.
В связи с эти были выбраны основные направления в работе воспитателя:
1. Создать условия, чтобы помочь таким детям уверенно и свободно ориентироваться и вступать в контакт с другими детьми.
2. Формировать осмысленное отношение к предложенному образу.
3. Выявить индивидуальные особенности творческого видения детей в процессе создания образа, затрудняющего его восприятие.
4. Поддерживать интерес к творческой деятельности.
Решение этих задач помогло снять закомплексованность детей, облегчить их высказывания, находить новые способы самовыражения.