Наталья Мехнина
Нравственное воспитание как одна из важнейших задач социализации ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Составила Мехнина Н. Н.
воспитатель ГБДОУ № 61
Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т. е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств.
Публикация «Нравственное воспитание как одна из важнейших задач социализации ребенка» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Конечно, процесс становления личности и ее нравственной сферы не может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но есть такие азы, без которых человек не может функционировать в человеческом обществе. И потому обучение этим азам и необходимо осуществлять как можно раньше, чтобы дать ребенку «путеводную нить» в среде себе подобных.
Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе.
В первую группу задач нравственного воспитания входят задачи формирования его механизма: представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения.
Вторая группа задач нравственного воспитания отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребуемыми качествами.
Если первая группа задач носит постоянный, неизменяемый характер, то вторая – подвижная. На ее содержание оказывают влияние и исторический этап, и особенности возраста объекта воспитания, и конкретные условия жизни.
Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов.
Средства нравственного воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп.
Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы и другие средства можно определить в группу художественных средств. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Многочисленные исследования (Н. С. Карпинская, Л. Н. Стрелкова, А. М. Виноградова) показывают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам (В. А. Елисеева, Г. Н. Пантелеев). На ребенка производят сильное впечатление работы художников, если они изображают мир реалистично и понятно дошкольнику. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений о воспитании чувств.
Средством нравственного воспитания дошкольников является природа. Природа дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения (С. Н. Николаева, Л. Г. Нисканен, В. Г. Фокина, В. Д. Сыч).
Средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания, но данное средство – деятельность как таковая – необходимо прежде всего при воспитании практики нравственного поведения.
Особое место в этой группе средств отводится общению, если его вслед за психологами (М. И. Лисина, А. Г. Рузская) считать видом деятельности. Общение как средство нравственного воспитания лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.
Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок : атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, т. е. она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.
Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственных качеств (только начинаем формировать качество, или закрепляем, или уже перевоспитываем).
Как известно, средство становится эффективным в сочетании с адекватными методами и приемами воспитания. В педагогике существует несколько подходов к классификации методов воспитания (Ю. К. Бабанский, Б. Т. Лихачев, И. П. Подласый – в общей и школьной педагогике; В. Г. Нечаев, В. И. Логинова – в дошкольной педагогике). Для классификации методов исследователи определяют какое – то одно основание. Так, академик Б. Т. Лихачев исходит из логики целостности педагогического процесса, а так же логики его организации при решении задач нравственного воспитания и самовоспитания. Согласно этому основанию он выделяет три группы методов: методы организации и самоорганизации воспитательного коллектива (коллективная перспектива, коллективная игра, соревнования, единые требования); методы доверительного взаимодействия (метод уважения, педагогическое требования, убеждение, обсуждение, конфликтные ситуации); методы воздействия (разъяснение, снятие напряжения, актуализация мечты, обращение к сознанию, к чувству, к воле и поступку).
В. Г. Нечаева выделяет две группы методов нравственного воспитания дошкольников : организация практического опыта общественного поведения (метод приучения, показ действия, пример взрослых или других детей, метод организации деятельности); формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок (беседы, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций). И к первой, и ко второй группе автор относит метод убеждения, положительный пример, поощрение и наказание.
Классификация, предложенная В. И. Логиновой, выстроена на том же основании, что и у В. Г. Нечаевой, - на активизации механизма нравственного воспитания, - но она полнее. Автор предлагает объединить все методы в три группы: методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнения, руководство деятельностью); методы формирования нравственного сознания (убеждение в форме разъяснения, внушение, беседа); методы стимулирования чувств и отношений (пример, поощрение, наказание).
Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, к природе, к самому себе. С точки зрения гуманизма это отношение выражается в сочувствии, отзывчивости, доброте – эмпатии. Исследования показывают, что все эти проявления могут формироваться у детей уже в дошкольном возрасте. В основе их формирования лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя. А. В. Запорожец называл умение понять другого новым видом внутренней психической активности ребенка.
Формирование гуманного отношения к людям и природе начинается с раннего возраста.
Средствами воспитания гуманных отношений в младшем дошкольном возрасте является сам взрослый как носитель положительного способа поведения, а так же произведения фольклора – песенки, потешки, сказки.
При систематической работе, направленной на воспитание гуманного отношения дошкольников к окружающим людям и природе, у детей формируется гуманизм как нравственное качество. Иначе говоря, гуманизм входит в структуру личности как качественная ее характеристика.
Человек не может жить, развиваться вне человеческого общества. При этом он не только «функционирует» рядом с другими людьми. Для его собственного развития и расцвета личности ему нужно, чтобы это были взаимоотношения. Положительные, доброжелательные, коллективные взаимоотношения.
Понятие «коллектив взрослых» и «детский коллектив» не тождественны. И дело не только в возрасте участников, но и в функции, которую выполняет коллектив. Главная и единственная функция детского коллектива – воспитывающая функция : дети включаются в деятельность, которая по своей цели, содержанию и формам организации направлена на формирование личности каждого из них.
Есть определенная условность в употреблении термина «детский коллектив» применительно к дошкольникам. Во–первых, потому, что в таком коллективе непременно присутствует взрослый. Он организует жизнь детей, вводит мотивы и цели деятельности, способствует формированию положительных взаимоотношений и развитию каждой личности. Система связей между взрослыми и детьми является более тонкой и сложной, чем в коллективе, где каждый занимает равноправное положение. Во-вторых, детский коллектив может быть собран на разных основаниях (часто случайных) и на различный срок.
Отечественные педагоги считают, что говорить о коллективе правомерно лишь начиная со школьного возраста, хотя уже в раннем и дошкольном возрасте закладываются его основы.
Содержательные взаимосвязи между детьми характеризуются дружбой.
Одной из важнейших задач нравственного воспитания является воспитание любви к Родине и толерантного отношения к людям Земли.
Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства Родины, гамма эстетических чувств и др.
Базой для формирования любви к Родине является глубокая и основательная работа по нравственному воспитанию дошкольников. Эта задача остается актуальной всегда.
Важной составной частью работы по патриотическому воспитанию дошкольников является приобщение их к традициям и обычаям народа, страны, к искусству. Дети должны не только узнать о традициях, но и участвовать в них, принимать их, привыкать к ним.
Средствами патриотического воспитания дошкольников является само окружение (природное и социальное, в котором они живут, художественная литература, музыка, изобразительное искусство. Средствами служат та или иная деятельность (игра, труд, праздники, которые отмечают в стране и детском саду.
Используемая литература:
1. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 1998. – 432 с.
2. Народное искусство в воспитании детей : Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов. Руководителей художественных студий. Под ред. Т. С. Комаровой. – М. : Педагогическое общество России, 2000. – 256 с.
3. Панкратова Л. Роль книги в нравственно – эстетическом воспитании ребенка // Дошкольное воспитание. – 1987. - № 4.