Ольга Абдикаримова
Интеграция задач познания и художественно — эстетического развития через системно — деятельностный метод
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция задач познания и художественно – эстетического развития через системно – деятельностный метод
в рамках освоения программы «Мир открытий»
Абдикаримова Ольга Александровна
педагог дополнительного образования
МБДОУ детский сад№41 комбинированного вида
Публикация «Интеграция задач познания и художественно — эстетического развития через системно — деятельностный метод» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
Актуальность интегративного подхода к системе образования обусловлена требованиями общества на современном этапе развития. Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает нормы и положения обязательные при реализации основной образовательной программы детского сада. Основная образовательная программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей.
Начнём с того, что выясним, что же такое интеграция? Интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса.
Интеграция познавательной и художественной деятельности понимается как организованный педагогом целенаправленный и взаимообратный перенос информации с языка элементарных научных представлений на язык художественных образов в целях порождения в сознании ребенка культурных и личностных смыслов и создании целостной картины мира.
В дошкольном возрасте система интегрированных занятий предполагает следующую динамику: информационно – образное и сенсорное насыщение ребенка, его гармоническое развитие на основе полихудожественного восприятия мира и выражении себя в разных видах деятельности.
Основным методом образования и воспитания детей дошкольного возраста в условиях интеграции познавательной и художественной деятельности выступает метод пробуждения предельно – творческой самодеятельности, а основную педагогическую ценность являет не результат деятельности как таковой, а эмоционально окрашенный процесс, творческое действие, направленное на создание целостной картины мира. В результате у детей начинает формироваться опыт самоорганизации, самодеятельности, самообразования, самовоспитания и саморазвития.
Интеграция – ресурс для личностного развития всех участников образовательного процесса. Организация образовательного процесса на принципах интеграции познавательной и разных видов художественно – продуктивной деятельности позволяет во – первых, находить и осваивать широкое поле разных видов деятельности как детям, так и взрослым; во – вторых, помогает педагогам наиболее творчески подходить к подготовке образовательного процесса.
Особенно ярко проявить и развить себя как ребенок, так и педагог может при помощи деятельностного метода, предложенного Л. Г. Петерсон в программе «Мир открытий». Деятельностный подход ставит ребенка в активную позицию деятеля, ребенок сам изменяет себя, взаимодействуя с окружающей средой, другими детьми и взрослыми при решении личностно значимых для него задач и проблем.
При деятельностном подходе образовательный процесс должен быть принципиально нового типа: педагог не дает знания в готовом виде, а создает ситуации, когда у детей возникает потребность эти знания «открыть» для себя, и подводит их к самостоятельным открытиям через систему вопросов и заданий. Если ребенок говорит: «Хочу научиться!», «Хочу узнать!», значит педагогу удалось исполнить роль творческого организатора.
Художественно – эстетическое развитие здесь рассматривается как средство самостоятельного освоения, открытия мира ребенком в многообразных формах его проявления.
Подтверждение всему вышесказанному я нашла в трудах И. Лыковой и в ее программе «Цветные ладошки», которую взяла за основу при подготовке к занятиям продуктивной деятельностью.
На своих занятиях часто использую технологию исследовательской (экспериментальной) деятельности. На занятиях по рисованию дети экспериментируют с различными видами художественных материалов, например – восковые мелки и акварель, акварель и гуашь; рисуют на мятой бумаге, оставляют оттиски различными предметами. На занятиях лепкой создают образ, дополняя его пуговицами, камешками, бусинками и т. п.
Дети самостоятельно «открывают» новые знания, а затем включают новые знания в систему знаний и умений. (Например, ситуация с пропавшей краской. Надо нарисовать ель, а зеленой краски нет, в палитрах имеются все цвета, кроме зеленого. Что делать? Дети самостоятельно находят решение – надо смешать краски. Путем эксперимента выясняют какие именно краски надо смешать. Делают вывод – для получения зеленой краски нужно смешать синюю и желтую краски). При этом актуализируются мыслительные процессы: дети анализируют, сравнивают, обобщают.
Таким образом, интеграция познавательной и художественной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщённых представлений (интеллектуальный компонент) и обобщённых способов действий (операциональный компонент) и деятельностного метода обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.
Литература:
1. Лыкова И. А., Рыжова Н. Н. Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду //Цветной мир, 2012 г.
2. Петерсон Л. Г. Технология деятельностного метода как средство реализации современных целей образования//Школа 2000, 2008 г.
3. https://www.sch2000.ru/deyatelnostniy
4. https://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-3-2012/Lykova