Мениря Хайрова
Формирование патриотических чувств путем приобщения детей к культурно — историческому наследию республики Мордовии, страны
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу,
к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать.
Но как воспитать эту любовь?
Она начинается с малого - с любви к своей семье, своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству…»
Патриотическое воспитание в детском саду - это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры.
Публикация «Формирование патриотических чувств путем приобщения детей к культурно — историческому наследию республики Мордовии, страны» размещена в разделах
Наследовать - значит делать своим, осваивать наследие то, что было создано, приобретено, накоплено предшествующими поколениями.
Культурное наследие народа - огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не размельчить, не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотить его в сокровища своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании.
Известна истина: что заложено в человеке в начале жизни, то останется навсегда. В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России, страны.
Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, то есть, прежде всего, в сфере культуры и образования.
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В. Г. Безносова, В. П. Зеньковского, Д. С. Лихачева является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие через включение в культуру и социальную активность.
Не случайно именно сейчас коллективы многих дошкольных образовательных учреждений плодотворно работают по патриотическому воспитанию, обращаясь именно к традиционному наследию.
В нашем детском саду к вопросу патриотического воспитания относятся очень серьезно и целенаправленно. Мы начинаем знакомить детей уже со средней группы с символикой нашей страны, в частности с флагом Мордовии и России, гимном, гербом. Доводим до сведения детей, что флаг - это святыня и гордость нашего государства, он олицетворяет независимость, величие и честь нашей Родины.
Гимн - это самая главная и торжественная песня нашей страны, с него начинается и завершается день нашей Родины. Гимн прославляет нашу страну, его слушают стоя и снимают головные уборы. Гимн звучит в особо торжественных случаях.
А герб - это отличительный знак каждого государства. В целях воспитания и уважения к государственной символике нашей родины, страны в каждой группе оформлен уголок родного края, где дети могут не только увидеть, но и сравнить символику России и Мордовии, выделить главное.
Чтобы прикоснуться к истокам культуры предков, наглядно увидеть, как жили мордовские народы, их быт, в нашем детском саду организован мини – музей «Мордовская изба», где собраны старинная посуда, мебель, одежда и другие элементы мордовского быта. Создание мини-музеев в детских садах имеют огромное значение, так как они являются первой ступенькой приобщения ребенка к музейной педагогике, к выходу в большой мир музеев.
Формируя у детей патриотические чувства и приобщая к культурно – историческому наследию своей страны, мы применяем разные формы в своей работе : целевые прогулки к памятникам боевой славы, по улицам и площадям, носящим имена героев ВОВ, учим соблюдать ритуалы у памятников и обелисков, а также проводим экскурсии к памятным местам, мемориалам, в музеи.
Так к 70-ти летнему юбилею победы в ВОВ мы посетили с детьми мини-музей боевой славы «Набат времени» в школе №25. Детям в доступной форме рассказали о героях нашей республики, показали военную форму солдат, их оружие, медали и ордена, документы и письма. Затем сфотографировали детей на память. Эта экскурсия была очень интересной, и надеемся, оставит свой след в детской памяти.
В данной работе нам помогают родители наших воспитанников. Мы предлагаем родителям вместе с детьми побывать у определенного памятника, сфотографироваться там, рассказать о нем. В этом случае даем несколько рекомендаций, на что обратить внимание, как познакомить ребенка в доступной форме с памятником. Эта работа сближает не только воспитателя с родителями, но и ребенка с семьей. После таких экскурсий мы организовываем фотовыставки. Так в этом году удачно прошла фотовыставка на тему «Любимые уголки нашего города», где дети не только услышали, но и наглядно увидели все известные и памятные места нашего города.
Большую роль играет чтение художественной литературы. Стихи, рассказы, повести способны затронуть чувства сопереживания, гордости и уважения. В нашем саду проходил конкурс чтецов. Дети с выражение читали стихи разных авторов, показывая их портреты.
Также используем технические средства обучения-слушание музыкальных произведений о Родине, армии и героях нашей страны, просмотр фильмов и слайдов.
Самостоятельная художественная деятельность также помогает нам в этом направлении. Это рисование, аппликация, лепка, поделка игрушек, пение песен, чтение и заучивание стихов. В книжном уголке оформляем тематические выставки к праздникам: 12 апреля - День космонавтики, 9 мая - День Победы и другие. На таких выставках мы вместе с детьми подбираем художественную литературу, с которой знакомились ранее, а также иллюстрации, открытки, рисунки детей, фотографии, значки, марки. На такие выставки мы приглашаем детей из соседних старших групп. Здесь дети делятся своими знаниями и впечатлениями.
В нашем детском саду проходил праздник на тему: «Мы растем вместе с городом нашим» и выставка детских рисунков. На этом празднике дети рассказывали о достопримечательностях города Саранска, читали стихи о родном крае, пели песни. Подобные мероприятия надолго остаются в детской памяти и способствуют формированию патриотических чувств.
Не потеряли своей актуальности и встречи детей с участниками ВОВ, ветеранами труда. Мы заранее продумываем организацию таких встреч, рассматриваем награды ветеранов, поздравляем и готовим сувениры-самоделки, открытки, букеты.
Вопросы патриотического воспитания мы реализуем и через игровую деятельность детей. Детям доставляет большое удовольствие играть в настольно-печатные игры патриотического характера, которые мы делаем вместе с детьми. Так изготовленная нами игра «Любимые уголки нашего города» помогла закрепить знания детей об улицах города Саранска и его достопримечательностях, а также сформировать патриотические чувства к родному городу.
Нам, педагога, необходимо серьезно задуматься над тем, как возродить, потерявшую в последние годы актуальность, работу по формированию патриотических чувств детей, которые выражаются в соответствующих поступках и поведении - уважительное отношение к участникам Великой Отечественной войны, героям труда, в стремлении быть похожими на них, оказывать им помощь. В этой связи особую значимость приобретает знакомство дошкольников с жизнью страны, ее героями.
Поэтому естественным требованием к содержанию патриотического воспитания дошкольников являются включение в него культурно – исторического, духовно – нравственного и других компонентов, знание истории и богатейших традиций Отечества и своей республики.
Литература. Дошкольникам о защитниках Отечества.
Под редакцией Л. А. Кондрыкинской. Москва, 2005г.