Анна Максимовна
«Страна Математики». Конструкт совместной образовательной деятельности в старшей группе (5–6 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Конструкт
организации совместной бразовательной деятельности с детьми
Прокопьевой Анны Максимовны
Группа : старшая группа
Образовательная область : "познавательное развитие", "социально-коммуникативное развитие "
Тема: «Страна Математики»
Форма ОД: игра-путешествие
Виды деятельности : познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная.
Форма организации: групповая, индивидуальная.
Публикация «„Страна Математики“, Конструкт совместной образовательной деятельности в старшей группе (5–6 лет)» размещена в разделах
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
Планируемый результат:
• дети проявляют чувство взаимопомощи, доброжелательности, отзывчивости, желание помочь героям мультфильма в трудную минуту;
• дети умеют воспринимать информацию на слух;
• дети владеют общими знаниями о геометрических фигурах;
• дети демонстрируют умение работать с блоками Дьенеша, могут выложить блоки по заданному условию: величине, цвету, правилу чередования, а также выложить блоки по заданной схеме (пароход);
• дети умеют анализировать схему;
• дети демонстрируют навыки порядкового счёта и знание сенсорных эталонов.
Цель: способствовать развитию у детей познавательных интересов и умения решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту, через совместную познавательно-исследовательскую, конструктивную деятельность; продолжать формировать у детей умение работать с блоками Дьенеша.
Задачи совместной познавательно-исследовательской деятельности.
Воспитательные задачи:
• воспитывать активность, инициативность, самостоятельность;
• воспитывать чувство взаимопомощи, доброжелательности, отзывчивость, желание помочь героям в трудную минуту.
Развивающие задачи:
• развивать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца;
• способствовать развитию внимания, зрительного и слухового восприятия, мыслительной деятельности, логики.
Обучающие задачи:
• активизировать общие знания детей о геометрических фигурах;
• упражнять в умении выкладывать блоки Дьенеша по заданному условию (цвет, величина) и схеме;
• формировать умение анализировать схему;
• закрепить навыки порядкового счёта, знание сенсорных эталонов.
Учебно-методический комплект:
1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. 321 с.
2. Федеральныйгосударственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО).
• Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
• Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
• Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
• Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
• Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Принципы воспитания: создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения: принцип доступности, наглядности, научности, деятельности.
Методы воспитания: мотивация к деятельности, поощрение.
Методы обучения: беседа, пояснение, инструкция, художественное слово, эмоциональное стимулирование, игровая ситуация, упражнение, демонстрация, показ.
Оборудование: блоки Дьенеша, письмо и три послания от смешариков, карта страны «Математика», изображения героев мультфильма «Смешарики», раскраски на каждого ребёнка.
Ход:
1. Мотивация на совместную деятельность.
Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность.
Методы: Беседа, эмоциональное стимулирование.
Воспитатель предлагает детям сесть на ковёр в полукруг.
-Ребята, посмотрите, нам прислали письмо. Давайте я вам его прочитаю.
Письмо: «Здравствуйте дорогие друзья! Вам пишут герои мультфильма «Смешарики».
Мы, Крош, Ёжик и Нюша, попали в беду! Мы плыли в далёкую страну, но наш корабль разбился среди островов большой страны «Математика». Нас разбросало волнами в разные уголки этих островов. И для того, чтобы вернуться домой, нам нужно выполнить разные задания. Помогите нам, друзья!».
- Ребята, поможем смешарикам вернуться домой? Тогда вперёд!
2. Основной этап.
2.1. Игра «Загадки – отгадки».
Задача:
• воспитывать чувство взаимопомощи, доброжелательности, отзывчивость, желание помочь героям в трудную минуту;
• способствовать развитию внимания, слухового восприятия;
• активизировать общие знания детей о геометрических фигурах.
Методы: игровая ситуация, беседа.
- Чтобы попасть в эту страну, нам нужно отгадать загадки.
1. Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад.
А зовут его… (Квадрат).
2. Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?
Назовите вы меня! (Круг).
3. Три угла, три стороны.
Могут разной быть длины.
Если стукнешь по углам,
То скорей подскочишь сам! (Треугольник).
-Какие вы молодцы, все загадки отгадали, а теперь давай закроем глаза и скажем волшебные слова. Повторяйте за мной:
«Волшебство сейчас начнётся,
Стоит Палочкой взмахнуть,
Детям ярко улыбнётся,
Позовет в далекий путь!»
2.2. Игра «Волшебный поезд».
Задачи:
• способствовать развитию у детей мыслительной деятельности, логики;
• упражнять в умении выкладывать блоки Дьенеша по заданному условию (по величине);
• закрепить навыки порядкового счёта, знание сенсорных эталонов.
Методы: игровая ситуация, беседа, упражнение, инструкция, демонстрация.
- Вот мы и оказались в стране «Математика». Посмотрите, какая карта! А на ней изображено три острова, и на каждом из этих островов находятся попавшие в беду смешарики.
- Мы как раз прибыли на первый остров. Что нарисовано на карте на этом острове? Это туннель, по которому проезжают поезда. И один из наших смешариков заблудился в этом туннеле. Ребята, подумайте, как мы можем ему помочь выбраться из туннеля? Воспитатель выслушивает ответы детей.
- А давайте мы с вами построим «волшебный поезд» на котором наш заблудившийся смешарик сможет выехать из заколдованного туннеля!
Воспитатель предлагает детям сесть за столы, на которых приготовлены наборы блоков Дьенеша.
Воспитатель предлагает вниманию детей по 5 блоков Дьенеша прямоугольной формы.
- Это вагоны нашего будущего поезда. Скажите, чем они похожи? (Формой – все вагоны – прямоугольные).
- А чем отличаются вагоны? (Цветом и размером).
- Ребята, наша задача – расположить эти вагоны по величине: от самого большого до самого маленького.
Воспитатель следит за правильностью выполнения задания.
- Сосчитайте вагоны в поезде. Каким по счёту стоит жёлтый вагон? Какого цвета вагон стоит вторым? Какой по счёту вагон находится между красным и зелёным? Какой по счету вагон стоит левее красного? Перечислите по порядку цвет вагонов слева направо. А сейчас возьмите самую короткую палочку. Это машинист. Поместите его в оранжевый вагон. Какого цвета вагон, в котором едет машинист?
- Ну что ж, вы были очень внимательны, поэтому безошибочно справились с заданием. И кого же мы выручили из беды? К нам из тоннеля едет в «волшебном поезде» Крош!
Воспитатель прикрепляет на магнитную доску изображение Кроша.
- Ребята, Крош, конечно, вам очень благодарен. Но нашей помощи ждут ещё два смешарика, и нам нужно поспешить. Итак, чтобы оказаться на следующем острове, давайте представим, что мы – самолеты. Полетели!
Воспитатель организует имитационную игру «Самолёты».
2.3. Игра «Волшебный
пароход».
Задачи:
• развивать у детей умение выкладывать блоки Дьенеша по заданной схеме;
• формировать умение анализировать схему.
Методы: Беседа, игровая ситуация, пояснение, упражнение, демонстрация.
-Ребята, а вот и послание нам. Ёжик попал в беду! По бурному течению реки его унесло далеко на необитаемый остров страны «Математика». Как он сможет вернуться? Воспитатель выслушивает ответы детей.
- А давайте мы поможем Ёжику, и построим ему пароход!
Воспитатель предлагает ребятам снова сесть за столы, на которых приготовлены наборы блоков Дьенеша.
- Посмотрите, у меня есть схема парохода. Из каких геометрических фигур он состоит? Какие фигуры находятся в основании парохода? Какая фигура в середине? Из каких фигур выложена труба?
Воспитатель предлагает детям выложить пароход из блоков Дьенеша по заданной схеме, и следит за правильностью выполнения задания.
- Посмотрите, к нам в пароходе плывёт Ёжик! Вы – настоящие спасатели!
Воспитатель прикрепляет на мольберт изображение Ёжика.
Ребята выкладывают пароход в соответствии со схемой.
Физминутка
Задача: снять мышечное напряжение.
Методы : Художественное слово, показ.
- Но вот и последнее послание. Оказывается, Нюша попала в заколдованный лес. И чтобы добраться туда, нужно выполнить несколько упражнений.
Воспитатель приглашает детей пройти на ковёр.
Раз, два – выше голова.
Три, четыре – руки шире.
Пять, шесть – тихо сесть.
Раз – подняться, подтянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за стол тихонько сядь.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения по показу воспитателя.
2.4. Игра «Заколдованные лес».
Задачи:
• упражнять детей в умении работать с блоками Дьенеша;
• учить выкладывать цепочки фигур, ориентируясь на заданную последовательность по признаку цвета.
Методы: Беседа, игровая ситуация,и нструкция, упражнение, показ.
Воспитатель просит детей сесть за столы.
- Вот мы и пришли в заколдованный лес. А в нём все тропинки перепутались, все фигуры рассыпались. Как Нюше найти обратный путь?
- Нам нужно выложить для Нюши тропинки, но не простые. Эти тропинки должны состоять из геометрических фигур, разного цвета! Я выложу начало тропинки из трёх фигур, разного цвета, а вам нужно будет не только выложить такое же сочетание у себя на столе, но и продолжить его. То есть нужно подумать, какое правило чередования спряталось в тропинке.
Воспитатель выкладывает 2-3 разных варианта тропинок, предлагает детям выполнить задание и следит за правильностью его выполнения.
с этим трудным заданием! И помогли вернуться последнему смешарику!
Воспитатель прикрепляет на мольберт изображение Нюши.
- А теперь нам пора возвращаться в детский сад.
Воспитатель предлагает детям пройти на ковёр, встать в круг и повторить слова и движения за ним.
Руки – вверх, руки – вниз,
Поклонись, покружись,
И обратно вернись!
3. Подведение итогов.
Задачи:
• помочь детям сформулировать вывод НОД;
• способствовать развитию у дошкольников умения анализировать в процессе рефлексии совместной деятельности.
-Вот мы и вернулись.
Воспитатель предлагает детям сесть удобно на ковре.
- Где мы с вами побывали? Кого спасали? Как мы спасали смешариков: Кроша, Ёжика и Нюшу? Какие задания мы выполнили? А какое задание вам показалось самым трудным? А какое было легче всего?
4. Открытость.
Задача: сориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах. - Ребята, я вами горжусь, вы были такими отзывчивыми и внимательными, помогли героям мультфильма вернуться домой. Смешарики тоже благодарят вас за помощь, и дарят эти раскраски. Вы можете раскрасить свои раскраски в удобное для вас время.
- Всем спасибо, наше занятие подошло к концу.