Терехова Елена
Конспект совместной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
В ГРУППЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 5 – 6 ЛЕТ
НА ТЕМУ «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК»
Цель: Уточнить и обогатить знания детей об устном народном творчестве, о произведениях русских писателей, учить детей ассоциировать содержание художественных произведений с определенным цветом, обогащать словарь детей выражениями словесной вежливости;
Публикация «Конспект совместной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
Упражнять в умении отгадывать сказки, загадки, вспомнить порядок появления героев в сказках, упражнять в подборе прилагательных с противоположным значением к существительному, развивать речь, воображение, фантазию, мышление, умение действовать согласованно, развивать сенсорные чувства;
Воспитывать интерес к русской культуре и любовь к устному народному творчеству, закреплять умение ориентироваться в добре и зле.
Материалы: фланелеграф со схемой к сказке «Репка», сундук, шарик с письмом, цветик-семицветик (на стойке, лепестки цветика-семицветика, шапочка лисы, корзинка, иллюстрации к сказкам, карточки с изображением сказочных персонажей, лепестки для оценки занятия детьми, подарки детям.
Методы и приемы: Сюрпризный момент, схема, отгадывание загадок, вопросы, игровые приемы.
Ход ОД:
Дети входят в зал. Садятся на стульчики.
В: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, к нам пришли гости. Поздороваемся с ними! Сегодня среда, зимний месяц – февраль.
В. : Ребята нам пришло письмо. Давайте посмотрим, кому оно адресовано (читает «Детям старшей группы»). Это письмо адресовано вам, сейчас откроем и прочитаем:
«Дорогие ребята! Я – домовенок Кузя! Живу в вашем детском саду, охраняю его по ночам. А днем мне так нравится слушать, как вы поете добрые песни, нравится слушать вместе с вами сказки. Вот я и решил сделать вам подарок.
Подарок мой лежит на дне
В моем волшебном сундуке.
Открыть сундук поможет, дети,
Волшебный цветик-семицветик.
Как листочки соберете, подарок мой тотчас возьмете!
В. : Вот так домовенок Кузя! Задал нам загадку! Сундук стоит, на нем замок висит. А замок-то и правда непростой – это же серединка цветочка. Значит, если найдем лепестки цветика-семицветика, сможем открыть сундучок. Готовы ли вы к путешествию? Но на чем мы отправимся в путешествие? У нас нет ни машины, ни поезда, ни корабля. Зато у нас есть топ-топ-тобус!
Речевая игра «По лесной тропинке»
По лесной тропинке (дети шагают друг за другом)
В сказку мы пойдем.
Цветик-семицветик
Быстро соберем.
Веточки березы (качают руками)
Ласково шуршат.
Лес чудес и сказок,
Принимай ребят! (кланяются)
Где ты лепесточек? (выглядывают поочередно из-под правой и левой руки)
Найдем тебя, дружочек!
Помоги цветок собрать,
Все загадки отгадать! (хлопают в ладоши)
В. : Мы пришли с вами в сказку. Посмотрите, здесь расцвел цветик-семицветик. Он подскажет нам, какого цвета лепесток нужно найти. Начнем с этого лепестка. Какого он цвета? (желтый)
В. : Ребята, какое время года напоминает этот цвет? (осень). Конечно! Желтый цвет напоминает красавицу осень. Что люди делают осенью в огороде? (осенью люди собирают в огороде урожай)
В. : А это что такое? Посмотрите, какая непонятная картинка. Что на ней изображено? Может быть сказка? (сказка «Репка»)
В. : Кто из героев изображен на схеме? (дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка)
В. : Молодцы, вы справились с заданием, и получаете желтый лепесток.
В. : Какого цвета лепесток будем искать следующий? (синий)
В. : Синий цвет, как бескрайнее море. В каких сказках встречается море? (А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди).
В. : Мы с вами сейчас превратимся в волны морские и поиграем в игру «Море волнуется раз!»
Море волнуется – раз!
Море волнуется – два!
Море волнуется – три!
Морская фигура замри!
В. : Ребята, а вот и синий лепесток! Молодцы! Какого цвета будет следующий лепесток? (оранжевый).
В. : Как по-другому можно назвать оранжевый цвет? (рыжий).
В. : Кто же в русских народных сказках самый известный рыжий герой? (лиса).
В. : Назовите сказки, в которых мы встречаем лисичку? («Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Лиса и кувшин», «Лисичка со скалочкой», «Рукавичка» и др.).
Появляется ребенок в шапочке лисы.
В. : Ребята, к нам пришла лисичка, чтобы поиграть. Лисичка выполнит ваше поручение, если вы вежливо попросите. Например, Лисичка, пожалуйста, покачай головой.
Дети играют с Лисой.
В. : Лисичка, что ты принесла нам в своей корзинке?
Л. : Оранжевый лепесток
В. : Спасибо, Лисичка! Теперь у нас есть еще один лепесток – оранжевый. Какого цвета лепесточек будет следующим? (зеленого цвета)
В. : Отгадайте-ка, ребятки, мою новую загадку: «И попала стрела Ивана Царевича в самое болото…». Отрывок из какой сказки вы сейчас услышали? (русская народная сказка «Царевна Лягушка»).
В. : Можно ли эту сказку назвать зеленой? Почему? (главная героиня лягушка, она живет в зеленом болоте). Ребята, а вы хотите превратиться в веселых лягушек? (да).
В. : Тогда повторяйте за мной:
Вправо – прыг,
Влево – прыг,
И потерли ушки.
Мы теперь не дети,
Мы теперь – лягушки!
На болоте две лягушки, две веселые подружки,
Утром умываются, чисто вытираются.
Влево, вправо наклоняются
И обратно возвращаются.
Ручками хлопают, ножками топают.
Вот здоровья в чем секрет,
Всем друзьям большой привет!
(дети выполняют движения в соответствии с текстом)
В. : Подарю лягушкам я зеленый лепесток, чтобы вы быстрей собрали свой цветок! Какого цвета следующий лепесток? (фиолетовый).
В. : Ребята, посмотрите, стрелки фиолетового цвета ведут сюда, к ширме. Наверное, здесь спрятан фиолетовый лепесток. Давайте поиграем в игру «Подбери слово». В этой сказке:
1. Баба Яга – злая, а Машенька - (добрая);
2. Волк – доверчивый, а лиса - (хитрая);
3. Собака и медведь – трусливые, а петух - … (смелый);
4. Теремок – маленький, а Медведь - (большой);
5. Баба Яга – страшная, а Василиса - (Прекрасная)
В. : Сказки все вы отгадали и сравнения назвали. И за правильный ответ – фиолетовый вам цвет! (дети получают лепесток фиолетового цвета).Какого же цвета следующий лепесток? (черного). Какой странный цвет – черный. Как вы думаете, что он олицетворяет – добро или зло? (зло).
В. : Давайте поиграем в игру: я буду загадывать загадки. Если ответ на загадку – добрый персонаж, то вы захлопаете в ладоши, а если злой – затопаете.
1. Он - чемпион по кровожадности,
Он – рекордсмен по беспощадности,
Он страх наводит на детей,
Он – злой разбойник … (Бармалей)
2. Лечит маленьких детей
Лечит птичек и зверей
Сквозь очки на всех глядит
Добрый … (доктор Айболит)
3. Белая у злодея до пят борода,
В театре всех кукол он мучил всегда.
«Подайте мне плетку!» - гремел его бас.
Скажите скорее, кто он? (Карабас)
4. Это что за очень странный
Человечек деревянный?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это? (Буратино)
В. : Молодцы, ребята! Правильно отгадали все загадки. Получаете черный лепесток. Какого цвета лепесток будет следующий? (красного цвета).
В. : Вспомните и назовите сказку Ш. Перро о маленькой девочке, в имени которой есть красный цвет. (Красная Шапочка).
В. : Сейчас мы поиграем в игру «Подбери пару» и поможем Красной Шапочке и другим сказочным героям найти свою пару. Пока играет музыка, мы пойдем по ковру, когда музыка остановится – образовываем пару из картинок.
В. : Молодцы! Вы так весело играли, получайте красный лепесток. Хорошо потрудились и собрали все лепестки цветика-семицветика. Теперь мы сможем открыть замок на сундуке. А в сундуке подарки!
В. : Что мы сегодня делали на занятии? (ответы детей).