МААМ-картинки

Формирование элементарных математических представлений у педагогов посредством деловой игры «Математика — это интересно»

Воробьева Любовь Алексеевна
Формирование элементарных математических представлений у педагогов посредством деловой игры «Математика — это интересно»
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль математического развития подрастающего поколения. Проблема формирования и математического развития детей является одной из актуальных в системе дошкольного воспитания. Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте.

На Всероссийском совещании по проблемам преемственности дошкольного и начального образования отмечено, что определенный процент детей приходит в школу не подготовленным даже на уровне элементарной информированности об окружающем мире. У них не развиты в соответствии с возрастом такие психические функции как интеллектуальная (умственная, моторная и другие.

Публикация «Формирование элементарных математических представлений у педагогов посредством деловой игры „Математика — это интересно“» размещена в разделах

Важнейшим средством формирования у дошкольников высокой математической культуры, активизации обучения математике является эффективная организация и управление учебной деятельностью дошкольников в процессе решения различных математических задач.

Именно при приобретении математических представлений, ребенок получает достаточно чувственный опыт ориентировки в разнообразных свойствах предметов и отношениях между ними, овладевает приемами и способами познания, применяет сформированные в ходе обучения знания и навыки на практике. Это создает предпосылки для возникновения материалистического миропонимания, связывает обучение с окружающей жизнью, воспитывает положительные личностные черты.

Дошкольный возраст характеризуется своими особенностями. Формирование знаний у детей происходит в тесной взаимосвязи с их практическими действиями.

Как подчеркивает российский ученый Т. Д. Кондратенко, работа педагога должна обеспечивать усвоение детьми обобщенных, систематизированных знаний по всем разделам в объеме программы:

- обладание простейшими формами мышления (понятиями, суждениями, умозаключениями);

- мыслительными операциями (анализом, синтезом, сравнением, обобщением);

- развитие у них умственных качеств личности (любознательности, пытливости, инициативы, самостоятельности, логичности мышления);

- формирование навыков и умений учебной деятельности.

Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования.

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым радом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей : логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления. Мозг человека требует постоянной тренировки, упражнений. В результате упражнений ум человека становится острее, а он сам – находчивее, сообразительнее.

К тому же, в этом учебном 2019-2020 учебном году одной из годовых задач в нашем детском саду "Солнышко" г. Кинеля является: в образовательной деятельности "Познавательное развитие" снизить на 32% низкий уровень развития интегративных качеств по формированию элементарных математических представлений через игровую деятельность у детей дошкольного возраста. С этой целью мы организовали деловую игру «Математика – это интересно» для того, чтобы определить, насколько вы, уважаемые коллеги, знаете и понимаете проблемы математического образования детей дошкольного возраста.

- Но сначала я хочу узнать, какое у вас сегодня настроение. С каким настроением вы будете участвовать сегодня в игре. Для этого вам нужно выбрать и назвать любой цвет, соответствующий вашему настроению и сказать, почему вы выбрали этот цвет. Начнем с меня: я выбираю красный цвет, у меня сегодня прекрасное настроение, мне хочется делать много дел, достигать поставленных целей (участники выбирают цвет).

- Спасибо всем! Я желаю вам такого же хорошего настроения до конца рабочей недели, удачи всем педагогам в игре!

- Предлагаю разделиться на 3 команды (на ковре – перевернутые листочки с цифрами, педагог выбирает листочек с цифрой)

- Итак, в игре принимают участие 3 команды:

1 команда "Умники",

2 команда «Знайки»,

3 команда «Математики».

- Деловую игру считаю открытой.

1 конкурс «Разминка»

(по 2 вопроса каждой команде)

1. Сколько орехов в пустом стакане (нисколько)

2. Сколько сторон у прямоугольника (4)

1. Сколько жирафов плавает в черном море (ни одного)

2. Бревно распилили на 3 части. Сколько сделали распилов(2)

1. Если дерево выше куста, то куст (ниже дерева)

2. Если линейка длиннее карандаша, то карандаш (короче линейки)

2 конкурс «Выбери правильный ответ»

1. Инновационными средствами ФЭМП являются:

А. Оборудование для игр и занятий, комплексы наглядно - дидактического материала, литература.

Б. Компьютерные программы на специальных носителях, компьютер, магнитные доски.

В. Дидактический материал М. Монтессори, модульные конструкторы, рабочие тетради.

Г. Демонстрация, инструкции, пояснения.

Д. Указания, разъяснения, вопросы к детям.

2. К традиционным средствам ФЭМП относятся:

А. Дидактический материал М. Монтессори, модульные конструкторы, рабочие тетради.

Б. Компьютерные программы, магнитные доски

В. Оборудование для игр и занятий, комплексы наглядно - дидактического материала, литературу.

Г. Демонстрацию, инструкцию, пояснения.

Д. Указания, разъяснения, вопросы к детям.

3. Математическое развитие менее всего связано с…

А. С формированием системы элементарных математических представлений

Б. Формированием предпосылок математического мышления и начальных форм учебной деятельности

В. Развитием двигательных способностей.

Г. Формирование сенсорных процессов и способностей

3 конкурс «Задачи»

1. В первой коробке 10 карандашей, во второй столько же, сколько и в первой, а в третьей столько же, сколько и во второй. Сколько карандашей в третьей коробке? (десять)

2. Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа, и пять угрей. Сколько птиц? Ответь быстрей. (Пять).

3. Три мальчика – Коля, Петя, Ваня – отправились в магазин. По дороге у магазина они нашли 5 рублей. Сколько бы денег нашел Ваня, если бы он отправился в магазин один? (5 рублей).

4 конкурс «Ответьте на вопросы»

1. Какие методы используются на занятиях по математике? (словесные, наглядные, игровые, практические)

2. Какие приемы используются на занятиях по математике? (рассказ, беседа, вопросы, показ предметов, действий, игры, упражнения, описание)

1. Назовите 2 вида наглядного материала по математике (демонстрационный и раздаточный)

2. Из скольки частей состоит арифметическая задача, назовите эти части (условие, вопрос, решение, ответ)

1. Геометрическая фигура с 6 углами (шестиугольник)

2. Первая геометрическая фигура, с которой знакомят дошкольников? (круг)

5 конкурс «Кроссворд»

По горизонтали:

3. Структурная часть арифметической задачи (вопрос)

5. Мера длины на Руси (сажень)

7. Арифметическое действие (вычитание)

По вертикали:

1. Пространственный признак предметов (форма)

2. Совокупность групп предметов (количество)

4. Установление взаимосвязи между предметами и отрезками натурального ряда чисел (счет)

6. Графическое выражение числа (цифра)

6 конкурс «Мудрилка»

Педагогам предлагаются педагогические ситуации. Сказать, что неправильно сделал педагог и предложить правильное поведение педагога.

1-ая ситуация

В конце учебного года воспитатель средней группы поставила перед детьми игрушки: елочку, матрешку, грибок, кубик. Вызванный ребенок так считал: Елочка одна, грибок один и еще кубик один. На вопрос сколько всего игрушек, ребенок не смог ответить.

Вопросы:

1. Правильно ли считал ребенок? Усвоил ли он счет до пяти?

2. Правильно ли подобрал воспитатель для закрепления навыков счта игрушки? В какой возрастной группе был бы удачен подбор таких игрушек?

2-я ситуация

Воспитатель повесил на доске таблицу с различным расположением фигур на плоскости. Дети внимательно ее рассмотрели, рассказали, где какая фигура находится. Затем, когда таблицу убрали, они должны были выложить фигуры на своих листках. Все правильно ВЫПОЛНИЛИ задание. Но вызванный ребенок не смог рассказать, где какая фигура находится. Воспитатель упорно добивался от него правильного ответа, остальные дети в это время начали играть с фигурами, шуметь.

Вопросы:

1. Какие ошибки были допущены воспитателем?

2. Как нужно правильно организовать эту часть занятие?

3-я ситуация

Воспитатель приносит на подносе много новых красивых машинок, спрашивает детей: “Сколько у меня машин?”. Дети отвечают: “Много”. Воспитатель подходит к детям и дает каждому в руки одну машину, затем спрашивает Сашу: Сколько я тебе дала машин? Мальчик внимательно рассматривает машину, проводит пальцем по колесам, кабине, катает ее, на вопрос не отвечает. Другие дети также не ответили на вопрос воспитателя, их внимание было сосредоточено на действиях с машинами.

Вопросы:

3. Почему дети не отвечали на вопросы воспитателя?

4. Какие ошибки были допущены воспитателем?

5. Как нужно правильно организовать это занятие?

7 конкурс «Мудреные вопросы»

Педагогам 1 команды :

1. Ленту разрезали на шести местах. Сколько частей получилось? (Семь частей)

2. Дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка вытянули репку. Сколько глаз её увидело? (Двенадцать.)

3. Настя положила в чай три ложки сахара и выпила один стакан. Катя использовала четыре ложки сахара и выпила два стакана. У кого чай был слаще? (У Насти, так как в стакане у неё три ложки, а у Кати по две ложки сахара.)

Педагогам 2 команды :

1. Мама связала своим детям три шарфа (каждому по одному шарфу) и три варежки. Сколько ей осталось связать варежек? (Три варежки, так у нее было трое детей.)

2. Четыре мальчика и две девочки скатали по одному снежному комку и слепили снеговиков. Сколько морковок для носа и угольков для глаз принесла им воспитательница? (Если каждый снеговик состоит из трех комков, то воспитательница принесла две морковки и четыре уголька.)

3. В бочонке – 10 ложек мёда. Сколько детей может отведать этот мёд? (обратить внимание, что не сказано по сколько мёда получит каждый ребёнок).

Педагогам 3 команды :

1. Сестра и брат получили по 4 яблока. Сестра съела 3 яблока, брат – 2 яблока. У кого яблок осталось больше? (у того, кто съел меньше).

2. Одно яблоко разделили поровну между 2 девочками, а второе – поровну между 4 мальчиками. Кто из детей получил большую часть?

3. В 12 ч. ночи шёл снег. Может ли быть через несколько дней в это же время солнечная погода?

8 конкурс «Назовите сказки»

- В названии каких сказок, мультфильмах есть цифры? (команды по очереди называют сказку)

(белоснежка и 7 гномов, 3 поросенка, маша и 3 медведя, цветик семицветик, 38 попугаев, 12 месяцев, 3 орешка для золушки, 2 мороза, али баба и 40 разбойников, волк и 7 козлят, 101 долматинец, 3 мушкетера, 3 толстяка)

Подведение итогов

- Молодцы! Вот и подошла к концу наша игра. Все вы показали и доказали, что вы умники и умницы!

- В заключении хочется сказать:

Математика – страна очень интересная,

Открывает нам она много интересного.

1, 2, 3, 4, 5 – хорошо уметь считать!

Складывать и вычитать!

Сравнивать и различать!

Треугольники, круги, линии, квадратики.

Мы сегодня молодцы,

Все мы математики.

Методист Воробьева Л. А.

13.11.2019 год

Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр Выступление из опыта работы " Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр " Подготовила.

«Математика — это интересно или трудно?» Формирование элементарных математических представлений у дошкольников Доклад: "Математика - это интересно или трудно?" Г. Приморско - Ахтарск Краснодарский край. Подготовила педагог подготовительной группы.

Формирование элементарных математических представлений «Весёлый счёт» Цель: закрепление порядкового счёта, составление числа из двух меньших. Задачи: - обучающие: закрепить знания о числовом ряде, продолжить.

Формирование элементарных математических представлений посредством игр с водой. Вторая младшая группа «Игра это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного.

Игры на формирование элементарных математических представлений. Количество и счет (старшая группа) Представления о количестве и счете начинаются с формирования дочисловых количественных отношений: равенство – неравенство предметов по величине.

Конспект НОД «Формирование элементарных математических представлений» Конспект НОД "Формирование элементарных математических представлений". Тема: ЦВЕТ Цель: 1) закрепить умение определять и называть изученные.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений «Весёлая математика» в подготовительной группе Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений «Весёлая математика» подготовительная группа Цель: Закрепить пройденный.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для старшей группы «Сказочная математика» Открытое занятие по математике в старшей группе «Сказочная математика» с использованием ИКТ. Подготовила воспитатель первой квалификационной.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений «Занимательная математика» в подготовительной группе Тема: «Занимательная математика» в подготовительной группе Цель: развитие логического мышления. Задачи: 1. Развивать способность анализировать,.

Проект Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности через игры и Планируемые результаты: Дети знают содержание первоначальных математических представлений и понятий (сформированы представления о количестве.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование элементарных математических представлений у педагогов посредством деловой игры «Математика — это интересно»
Опубликовано: 13 ноября 2019 в 10:33
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование элементарных математических представлений у педагогов посредством деловой игры «Математика — это интересно»» (включая файлы) размещена пользователем Воробьева Любовь Алексеевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД