Дмитриенко Марина Сергеевна
Формирование элементарных математических представлений посредством игр с водой. Вторая младшая группа
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование элементарных математических представлений посредством игр с водой. Вторая младшая группа
«Игра это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается жизненный поток».
Сухомлинский В. А.
Публикация «Формирование элементарных математических представлений посредством игр с водой, Вторая младшая группа» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры с водой для дошкольников
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Младшая группа
- Темочки
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель – в самой игре, то для воспитателя как для, организующего игру, есть и другая цель – развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности.
Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний детей. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.
Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:
• Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
• Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.
• Все психологические новообразования берут начало в игре
• Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике.
• Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.
Более подробно, хочу остановиться на играх с водой. Игра с водой (КАРТИНКА) – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок, часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с водой. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт выхода из множества жизненных ситуаций, ведь в сказке все заканчивается хорошо!
Игры с водой имеют терапевтический эффект. Сама фактура воды оказывает приятное успокаивающее воздействие, дает эмоциональную разрядку. Играя с водой, ребенок может сбросить отрицательные эмоции и получить положительный заряд энергии.
Цель применения игр с водой :
1. Способствовать физическому развитию ребенка: закаливанию, развитию тактильно-кинестетической чувствительности и тонкой моторики рук, так как регулярные выполнения упражнений в воде являются профилактикой заболеваний, формируют оздоровительные процессы в организме;
2. Способствовать концентрации внимания, развитию логики и речи, игры являются хорошей профилактикой оптической дисграфии;
3. Способствовать развитию художественно-эстетического восприятия ребенка;
4. Стабилизировать проблемы детей, возникающие в адаптационный период посещения ДОУ, а также снижать проявления гиперактивности ребенка.
Организуя игры детей с водой, решаем следующие задачи:
1. Способствуем физическому развитию ребенка (развиваем мелкую моторику, зрительную и двигательную координацию).
2. Знакомим ребенка с окружающим миром, в том числе со свойствами воды. в процессе игр с водой и различными игрушками или натуральными предметами у детей формируются представления об окружающем природном мире.
3. Дети осваивают пространственные представления (на поверхности воды, по всей поверхности, под водой, слева, справа, в центре).
4. Расширяем и обогащаем словарный запас малыша.
5. Способствуем овладению детьми элементарными математическими понятиями : полный - пустой, далеко - близко. помещая в воду заданное количество игрушек, природного материала, соотнося одно количество с другим, у детей формируются количественные представления.
6. Сравнение количества предметов, находящихся на воде и под водой способствует развитию наглядно-действенного мышления ребенка.
7. Бросая в воду заданное количество предметов, дети учатся ориентироваться на словесную инструкцию взрослого.
8. В процессе таких игр развиваем тактильные ощущения детей. Они учатся с закрытыми глазами находить на поверхности стола, на краю ванночки соответствующие игрушки, цифры или буквы и опускать их в воду, а также вылавливать из воды нужное количество.
9. В процессе сравнения формируем представления о величине. Например, пуская кораблики по воде, ребенок называет их величину: большой кораблик, средний и маленький. Камешек тяжелее листочка, поэтому он тонет, а листочек легкий, поэтому он плавает на воде.
10. Формируем геометрические представления, для чего используем пластиковые геометрические фигуры. Дети учатся составлять из этих фигур различные картины, которые располагаются на кафельной стене: орнамент, дом, дорожку и т. д.
11. Снимаем психическое напряжение и агрессию.
Приглашаю Вас поиграть….
«Соберём ракушки (камешки)»
Цель: уточняем представление о размере объектов «большой-маленький», развиваем мелкую моторику.
Оборудование: один большой таз, большие и маленькие ракушки, два подноса, две деревянные ложки, полотенце.
Ход игры: Воспитатель просит ребёнка достать маленькую ракушку и положить её на поднос. Затем просит ребёнка взять большую ракушку и положить на другой поднос. Все действия проговариваются и повторяются несколько раз. Игра продолжается пока не закончатся ракушки.
Игра «Нырки»
Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности
Оборудование: один большой таз, пластмассовые мячики, мячик для пинг-понга, резиновая игрушка, камушки, ракушки, два подноса, полотенце.
Ход игры: Воспитатель просит ребёнка погрузить в таз с водой мелкие мячи, резиновые надувные игрушки, шарики от пинг-понга, дети разжимают пальцы - и смотрят какие игрушки выпрыгнут из воды, а какие останутся под водой.
Игра «Кораблики плавают»
Цель: дать представление о том, что предметы «плавают», о числовом определении «один», «много».
Оборудование: большой таз с водой, бумажные кораблики, два подноса, указка, полотенце.
Ход игры: Воспитатель пускает по воде бумажные кораблики. «Смотрите, как кораблик плавает. Сейчас я покручу палочкой по воде (делает круговые движения палочкой). Предлагает детям взять палочку и попробовать покрутить ей по воде.