Тамара Забайкина
Проект Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности через игры и
▼ Скачать + Заказать документы
Планируемые результаты:
Дети знают содержание первоначальных математических представлений и понятий (сформированы представления о количестве и счете, размере предметов, геометрических фигурах, пространственных и временных понятиях, действиях с группами предметов. У дошкольников развиты элементы понятийного мышления и элементы поисковой деятельности (на основе сформированности развернутых практических действий с предметами, наглядным материалом и условными символами); сформирована культура учебно-познавательной и интеллектуальной деятельности (владеют учебными навыками принятия и постановки учебно-познавательной задачи, развиты операционные и регулятивные компоненты учебной деятельности).
Темочки:
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2019
Цель: формирование элементарных математических представлений как средства развития мыслительной деятельности через игры и игровые упражнения у дошкольников с задержкой психического развития.
Задачи:
- учить овладевать содержанием первоначальных математических представлений и понятий (формировать представления о количестве и счете, размере предметов, геометрических фигурах, пространственных и временных понятиях, действиях с группами предметов);
- развивать элементы понятийного мышления и элементы поисковой деятельности (на основе формирования развернутых практических действий с предметами, наглядным материалом и условными символами, развития умственных действий);
- формировать культуру учебно-познавательной и интеллектуальной деятельности (на основе овладения предпосылками учебных навыков, принятия и постановки учебно-познавательной задачи, развития операционных и регулятивных компонентов учебной деятельности).
Актуальность:
Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний.
Актуальность состоит в том, что обучение математике опирается на элементарные знания и представления, которые дети получают в дошкольный период своей жизни, общаясь со сверстниками и взрослыми, действуя с различными предметами. В результате этой деятельности дети приобретают сведения, которые становятся фундаментом их дальнейшего обучения.
Дошкольники с задержкой психического развития с трудом усваивают материал, не уверены в своих силах, плохо адаптируются в новой обстановке, показывают более низкие результаты.
У детей с задержкой психического развития отмечается низкий уровень сформированности математической деятельности, поэтому одним из актуальных направлений образовательной деятельности ДОУ является поиск эффективных средств формирования элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития. В методической литературе существует достаточное количество материала математического содержания, однако оно не систематизировано для детей с задержкой психического развития, поэтому его использование затрудняет практиков.
В связи с выявленной проблемой и с учетом актуальности данного направления, возникает необходимость в разработке проекта : «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности через игры и игровые упражнения у дошкольников с задержкой психического развития».Педагогический проект осуществляется по трем направлениям: работа с детьми, работа с родителями, работа с педагогами.
Работа с детьми проводится по подгруппам и индивидуально и представляет собой систему мероприятий, направленных на формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности с использованием игр и игровых представлений у дошкольников с задержкой психического развития.
Работа с родителями включает в себя знакомство с руководством по формированию элементарных математических представлений у дошкольников с ЗПР и развитию мыслительной деятельности, знакомство с проблемой исследования на родительских собраниях, индивидуальную работу, беседы, открытые занятия.
Работа с педагогами представляет собой разработку и внедрение рекомендаций по планированию коррекционной работы в режиме дня, работу с занимательным материалом математического содержания, играми и упражнениями для детей дошкольного возраста, организацию семинаров-практикумов по проблеме исследования, открытые занятия, оказание индивидуальной методической помощи воспитателям.
Срок реализации: 3 месяца (март, апрель, май).
Тип проекта : практико-ориентированный.
Вид проекта : фронтальный.
Стратегия реализации проекта.
I этап. Подготовительный.
Цель: подбор, изучение и краткий анализ психологической, методической и педагогической литературы; анкетирование родителей, индивидуальные беседы; определение цели и задач; подборка инструментария для осуществления; обогащение предметно – развивающей среды.
II этап. Основной.
Цель: апробация игр и игровых упражнений; разработка, поиск и систематизация материала.
Задания – игры :
• "Какой цифры не стало?"
• "Сколько?"
• "Путаница?"
• "Исправь ошибку"
• "Убираем цифры"
• "Назови соседей"
• "Задумай число"
• "Число, как тебя зовут?"
• "Составь табличку"
• "Составь цифру"
• "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?"
• "Считай не ошибись!"
• Чтение стихов о цифрах, занимательных задач в стихах);
• игры – ассоциации.
III этап. Заключительный.
Цель: оценка полученных результатов реализации проекта в соответствии с поставленной целью и ожидаемыми результатами.
- в ходе реализации проекта дети узнали, что такое количество и счет, научились определять размер предметов, геометрических фигур, различать пространственные и временные понятия;
- развивают умения оперировать понятиями.
- познакомились с играми и игровыми упражнениями, позволяющими усвоить основные понятия.
- проведено открытое занятие – игра для старших дошкольников «Количество и счет. Счет в пределах 10»
Информационное обеспечение
1. Сумина И. Формирование элементарных математических представлений с использованием игровых приемов. // «Дошкольное воспитание» № 10, 1989 г. – с. 39-41.
2. Сумина И. Ориентировка в пространстве. //Дошкольное воспитание № 8, 1998 г. – с. 45-48
3. Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике. М. : ИНФРА –М. 2000. – 94 с.
4. Асмолов А. Г. Психология личности. - М. : Просвещение 1990г. – 345 с.
5. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет, форма, количество. - М. : Просвещение 1984 г. – 145 с.
6. Венгер Л. А., Дьяченко О. М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М. : Просвещение 1989 г. – 154 с.
7. Психология и педагогика игры дошкольника /Под. ред. Запорожца А. В. и Усовой А. П. М. : Просвещение 1966г. стр. 216-220.
8. Логинова В. И. Формирование у детей дошкольного возраста (3-6 лет) знаний о материалах и признаках, свойствах и качествах. - М. : Уч. Пед. Издат. 1964. – 123 с.
9. Обухова Л. Ф. Этапы развития детского мышления - М. : МГУ, 1972г. стр. 41-74.
10. Тарунтаева Т. В. Развитие элементарных математических представлений дошкольников. - М. : Просвещение 1980г. стр. 37-40.
11. Шевченко С. Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. / С. Г. Шевченко. – М. : Школьная пресса, 2005.-96 с.
12. Баряева Л. Б. Математическое развитие дошкольников с интеллектуальной не достаточностью. - СПб, 2003.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА
Занятие - игра
«Количество и счет. Счет в пределах 10»
Дата проведения: 29 апреля 2015г.
Группа детей по структуре речевого нарушения: ЗПР
Возраст: подготовительная к школе группа
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.
Цель: закрепление знаний детей по теме «Количество и счет в пределах 10».
Задачи:
Коррекционно - воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
- воспитывать интерес к математическим занятиям.
- воспитывать усидчивость, умение слушать.
Коррекционно - развивающие :
- создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
- развивать смекалку, зрительную память, воображение.
Коррекционно - образовательные:
- закрепить знания детей о последовательности дней недели.
- продолжать учить детей счету в пределах 10.
- продолжать учить выделять условие и вопрос задачи, упражнять в решении задач путём сложения и вычитания однозначных чисел.
- закрепить знания детей о геометрических фигурах.
Методические приё мы:
- игровые (использование сюрпризных моментов);
- наглядные (использование демонстрационного и раздаточного материала);
- словесные (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей);
- анализ занятия.
Оборудование:
- для учителя – дефектолога: «письмо», конверты с заданиями.
- для детей: счетные палочки, простые карандаши (по 1 на каждого ребёнка, карточки с заданиями.
Ход занятия:
I. Создание мотивационного поля
Учитель – дефектолог: - Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, то увидела на столе вот эту коробку. Заглянула в неё и нашла письмо. А кто его написал, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Это кто за очень странный
Человечек деревянный?
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос суёт он длинный.
Кто же это? (Буратино) .
Учитель – дефектолог: - Хотите узнать о чём он пишет?
Дети: Да!
Чтение письма:
«Дорогие ребята! Пожалуйста, помогите мне! Злой кот Базилио и лиса Алиса закрыли меня в комнате и не отдают мне мой золотой ключик, который я нёс папе Карло. Отпустят меня они только тогда, когда я помогу им выполнить задания и отвечу на их вопросы. Ребята, я не знаю ответы! Пожалуйста, помогите! Прилагаю подсказки, где искать задания. Первое задание в конверте под номером 1.»
Учитель – дефектолог: - Ну, что, ребята? Поможем Буратино?
Дети: Да!
II. Актуализация знаний
Учитель – дефектолог: Задание №1 .Оно называется «Не зевай, на вопросы отвечай!»
1. Какой сегодня день недели?
2. Какой день недели был вчера?
3. Какой день недели будет завтра?
4. Сколько всего дней в неделе?
5. Какой день идёт после четверга?
6. Как называется пятый день недели?
7. Как называются «выходные» дни недели?
8. Какой день недели между понедельником и средой?
- МОЛОДЦЫ РЕБЯТА!
Учитель – дефектолог: - А теперь давайте посмотрим следующее задание!
Задание № 2. «Рассмотрите рисунок»
- Кто это? (кошка) Из каких геометрических фигур она составлена?
- Какие фигуры использовали, чтобы нарисовать глаза (лапы, туловище, морду, уши, хвост?
Сколько всего кругов использовали(2). Сколько квадратов(1). Сколько треугольников(2). Сколько прямоугольников(6). Каких фигур больше (меньше) всего? Молодцы ребята!
III. Самостоятельное применение знания на практике
Учитель – дефектолог: Задание № 3. Нам для этого здания понадобятся счетные палочки. Из 9 счетных палочек составьте 3 равных треугольника.
- Сколько счетных палочек использовали? (9). Сколько треугольников получилось (3). Правильно молодцы!
Учитель – дефектолог: Ребята, прежде чем мы приступим к следующему заданию нам нужно укрепить свой организм. А что укрепляет организм?
Дети: Гимнастика.
Учитель – дефектолог: - Давайте проведём небольшую гимнастику и превратимся на время в Буратино.
Физминутка «Буратино»
Буратино потянулся,
Вот нагнулся, разогнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик видно не нашёл,
Чтобы ключик нам достать
Надо на носочки встать
И руками помахать
Учитель – дефектолог: - А теперь откроем следующий конверт.
Задание №4. «Веселые задачки»
Учитель – дефектолог: - Нам предстоит с вами решить задачи.
1.«На большом диване в ряд
Куклы Танины сидят:
2 матрёшки, Буратино,
И весёлый Чиполлино.
Помогите Танюшке. Сосчитать игрушки.
2. Шесть весёлых медвежат,
За малиной в лес спешат,
Но один малыш устал,
От товарищей отстал
А теперь ответ найди
Сколько мишек впереди?
Учитель – дефектолог: - Молодцы и с этим заданием справились, а теперь достаю следующее задание.
Учитель – дефектолог: Задание №5. Послушайте стихотворение:
Четыре в комнате угла.
Четыре ножки у стола.
И по четыре ножки
У мышки и у кошки.
Бегут четыре колеса,
Резиною обуты.
Что ты пройдешь за два часа,
Они — за пол минуты.
Учитель – дефектолог: - Какая цифра здесь используется?
- Возьмите из пинала цифру «4» и вспомните, как она выглядит?
- А теперь я вам раздам листочки со знаками, найдите среди этих знаков цифру «4» и обведите ее.
- Скажите мне пожалуйста сколько раз вам встретилась цифра «4». (А 5 В 4 Г Л 4 10 4 П Р Д 4 4)
Учитель – дефектолог: Задание 6.
- А теперь я из конверта достаю самое последнее задание. Чтобы выпустить Буратино нам ребятки, надо еще нарисовать золотые ключики вот я вам раздаю листочки где написаны цифры и нарисованы точки вам нужно соединить эти точки с цифрами и получится ключик.
IV. Рефлексия
Учитель – дефектолог: А теперь Буратино пора домой!
- Сколько заданий мы выполнили?
- Какое было самым интересным?
Коммуникативная игра «Мы с тобой одна семья»
Ты и я, ты и я, (указывают пальчиком друг на друга)
Мы с тобой одна семья, (кладут руки на плечи друг другу)
Вместе читаем, (делают «очки»)
Вместе играем, (подпрыгивают)
Друзьям помогаем. (пожимают друг другу руки)