Ольга Кемаева
Консультация дл педагогов «Музыка в системе патриотического воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыка в системе патриотического воспитания
В чем же состоит своеобразие воздействия искусства на человека? Ответ на этот вопрос связан с аспектом переживания при восприятии художественного произведения. Ведь каждое произведение искусства, как эстетическая реальность, имеет смысловую и эмоционально-ценностную значимость. Каждый человек как эмоционально чувствующее существо понимает и принимает жизнь на основе собственного ее ощущения. В реальном потоке человеческой жизни происходят разные события, поступки, явления. Однако каждый человек испытывает разные ощущения от их воздействия. Это зависит от его человеческих качеств, желаний, стремлений, интересов. Следовательно, разные события, предметы, люди с их помыслами и судьбами переживаются воспринимающим их человеком по-разному. Воспринимая общую гармонию природы, человек поэтично называет это чувством красоты.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Темочки
Исключительное значение имеет то, что в искусстве человек предстает не бесстрастным индивидом, а эмоционально - переживательным субъектом-личностью. Личностно-целостное раскрытие человека и происходит в искусстве. Воздействие произведения искусства на духовный мир человека, на человеческую жизнь, в ее аспекте переживания, является могущественным средством для обогащения и совершенствования эстетической культуры человека. Все сущее в этом мире: жизнь, вещи, природа предстают в искусстве через отношение к ним человека. В природе художественной культуры человека заключается ее огромная сила.
Никакой интеллектуальный прогресс человечества не в состоянии остудить эмоциональной температуры музыки. Она (музыка, имея множество духовно-жизненных основ, периодически меняя свой конкретный вид и формы выявления; остается вернейшей и необходимейшей спутницей человека и человечества на протяжении всей истории их существования. К каким бы векам, эпохам, народам, расам мы не обратились – живительное искусство музыки стоит на первом месте, или в ряду самых дорогих человеку искусств.
Музыка несет общественные функции, что и искусство в целом, как специфический род человеческого мышления и деятельности. Главное ее значение – в человеческом общении (собственно коммуникативная функция). Особенность музыкального общения состоит в единении людей вокруг ярко позитивного идеала. Это свойство музыки было замечено еще в глубочайшей древности. По мнению В. Н. Холоповой, наряду с собственно коммуникативной функцией, по существу сверхфункцией, музыка несет функцию, рассматриваемую в качестве краеугольной в эстетике – отражения действительности [57].
Многие ученые – эстеты: Ю. Б. Борев, Е. С. Громов, Ю. В. Давыдов, А. Я. Зись, А. И. Еремеев, М. С. Каган, М. Н. Марков, Э. В. Соколов, Л. Н. Столович, В. Н. Холопова и др. – предлагали свои варианты социальных функций искусства, музыки в том числе. И все они в обязательном порядке выделяли функцию этическую.
Этическое содержание музыки – важнейший вопрос, в целом обойденный теорией музыки. Недостаточно, на наш взгляд, занималась проблемой этики в искусстве и современная эстетика, взявшая на себя роль обобщающего учения об искусстве.
В музыке как виде искусства общая этическая задача – приносить добро – выражена особенно полно. В ее шедеврах гиперболизирован позитивный полюс главной этической дихотомии добро – зло, которая сформирована вокруг представлений о благе, добре, утешении, счастье. Умноженные искусством добро, благо, счастье обступают человека, очеловечивают мир его существования. Музыкально искусство располагает действенными способами этического воздействия. Прежде всего, оно использует эмоциональное сопереживание. А сопереживание, то есть идентификация эмоционального настроя, воспринимающего со смысловым развертыванием произведения, сродни состраданию, категории едва ли не центральной в этике. Этос сострадания, любви прошел сквозь века истории русской музыки до сегодняшних дней.
Художественное произведение не выступает перед младшим школьником с самого начала как эстетический объект. Раньше, чем стать таковым, оно должно уже быть для него осмысленным. Содержательным, а, следовательно, в самом прямом смысле слова «понятным» объектом. Прежде чем стать для ребенка эстетическим предметом, объектом эстетического восприятия и эстетических эмоций, музыка должна стать для него осмысленным объектом, объектом, имеющим смысловое содержание, которое можно воспринять и понять. Отсюда возникает вопрос: что является содержанием музыки и как это содержание воспринимается и понимается?
Вопрос о содержании музыки всегда был одним из самых запутанных и спорных вопросов эстетики. Эдуард Ганслик, самый яркий представитель формализма в музыкальной эстетике сделал своим знаменем следующий тезис: «Музыка состоит из звуковых последований, звуковых форм, не имеющих содержания, отличного от них самих… Пусть всякий по-своему называет и ценит действие на него музыкальной пьесы – содержания в ней нет, кроме слышимых нами звуковых форм, ибо музыка не только говорит звуками, она говорит одни звуки».
По мнению Б. М. Теплова [52], специфическим для музыкального переживания является переживание звуковой ткани как выражение некоторого содержания. Этот критерий является главным и основным для отличия «музыкального переживания» от «внемузыкального» переживания музыки.
Что же является содержанием музыки? В наиболее прямом и непосредственном смысле содержанием музыки являются чувства, эмоции, настроения. Это положение с давних времен рассматривалось как самоочевидное всеми, кроме представителей формалистической эстетики. Еще Аристотелем оно было выдвинуто с полной ясностью: «ритм и мелодия содержат в себе ближе всего приближающиеся к реальной действительности отображения гнева и кротости, мужества и умеренности и всех противоположных им свойств, а также и прочих нравственных качеств. Это ясно из опыта: когда мы воспринимаем нашим ухом ритм и мелодию, у нас изменятся душевное настроение».
В высказываниях больших музыкантов можно найти множеств доказательств того, что они смотрели на музыку, как на выражение чувств. Например, Антон Рубинштейн писал, что он убежден в том, что любой сочинитель пишет не только в каком-нибудь тоне, в каком-нибудь размере и в каком-нибудь ритме ноты, но вкладывает известное душевное настроение, т. е. программу в свое сочинение с уверенностью, что исполнитель и слушатель сумеют ее угадать. Н. А. Римский-Корсаков отмечал, что настроения являются главной сущностью музыкальных впечатлений.
Достаточно обратиться к художественной литературе и перечитать страницы, посвященные описанию музыки и впечатлениям от нее, чтобы увидеть, что в огромном большинстве случаев они сводятся к попытке передать те чувства, эмоции, настроения, которые выражаются музыкой. Вспомнить хотя бы «Певцов» И. С. Тургенева и его же описание музыки Лемма в «Дворянском гнезде»; многочисленные «музыкальные места» у Л. Н. Толстого («Альберт», 11 глава «Детства», «Люцерн», ряд мест в «Войне и мире», «Семейном счастье», «Крейцеровой сонате» и др.).
С большой простотой и искренностью говорил об эмоциональном содержании музыки Николай Островский: «Знаешь, почему я так люблю музыку? Я видел в жизни много крови и страданий. Расти мне пришлось в тяжелое время… И вот, Чайковский открывает в моей души такие интимные чувства, вызывает во мне такие нежные мысли, о существовании которых я раньше даже и не подозревал».
Музыка, прежде всего, есть путь к познанию огромного и содержательного мира человеческих чувств. Лишенная своего эмоционального содержания, музыка перестает быть искусством. Признавая музыку «языком чувств», мы, прежде всего, исходим из факта качественного многообразия человеческих эмоциональных переживаний.