МААМ-картинки

Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста

Юлия Сафронова
Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

1 слайд.

Вашему вниманию представлен опыт работы ДОУ на тему:

«Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста»

2 слайд.

Много прекрасных слов сказано многими учёными, исследователями, писателями, педагогами и психологами, которые говорили о важности приобщения детей к миру природы.

Как говорил Сухомлинский В. А. :

Публикация «Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными?

Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.

3 слайд.

Приоритетным направлением ДОУ является экологическое развитие воспитанников, тем самым мы ставим цель и задачи, которые необходимо решать в течение всей работы по данному направлению.

Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребё нка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Родине, умение любоваться пейзажами родных мест.

4 слайд.

На данном слайде представлены пути реализации системы экологической работы в ДОУ - это создание условий для решения необходимых задач по формированию экологических представлений детей; повышение экологической грамотности педагогов; обновление содержания, форм и методов работы с детьми; экологическое просвещение родителей (законных представителей воспитанников)

5 слайд.

Для решения задач экологического воспитания мы опираемся на программу: "Юный эколог" С. Н. Николаевой.

В нашем детском саду проводится большая работа по экологическому воспитанию дошкольников.

В достаточном количестве имеется методическая литература, дидактические пособия, плакаты, схемы, таблицы, игры, детская художественная литература для детей экологического содержания.

6 слайд.

В результате научных исследований, многих теоретиков и практиков, таких как П. Г. Саморукова, С. Н. Николаева, Н. Н. Поддъякова, Н. А. Рыжовой и других учёных, пришли к выводу о том, что

Экологическое воспитание дошкольников – это формирование у детей бережного отношения к природным явлениям и объектам, которые их окружают и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает :

– воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);

– развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).

– участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Все составляющие комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязано. Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, уходу за животными.

7 слайд.

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Экологическая культура предполагает наличие у человека определённых знаний и убеждений, готовность к деятельности, а также владение практическими действиями, согласующимися с требованиями разумного. Бережного отношения к природе.

8 слайд.

В работе с детьми по экологическому воспитанию используется интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, чтение художественной литературы, моделирования, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.

9 слайд.

Формирование экологических представлений проходит на протяжении всего дня во всех образовательных областях.

Интеграция разных образовательных областей позволяет формировать у детей первоначальные представления об окружающей действительности.

10 слайд.

В разделе образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» организуем игровые обучающие ситуации, разыгрываем литературные сюжеты с помощью кукол, театра, игрушек. В играх дети закрепляют полученные знания. Например, играя в мяч, дети повторяют «Фрукты», «Овощи», «Домашних и диких животных», дети любят игру «Летает - не летает».

11 слайд. Речевое развитие.

В работе с детьми педагоги используют разнообразную деятельность с литературными произведениями (чтение вслух, инсценировки, заучивание стихотворений, иллюстрирование, загадывание загадок). Важная роль принадлежит сказкам, которые дети составляют сами. На занятиях образовательной деятельности «Родной мой край, любимые места», дети не только знакомятся с достопримечательностями нашего города, а также знакомятся с природой родного края, к тематическим занятиям организуются фотовыставки, на которых дети запечатлены в любимых местах родного края.

12 слайд. Познавательное развитие.

Для формирования экологических представлений большую роль играет сенсорный опыт детей. Обращаем внимание на форму, цвет,размер, запах, характер поверхности и другие особенности объектов природы. Так же «угощаем» животных любимыми лакомствами, стараясь поделить всё поровну.

13 слайд. Физическое развитие.

Дети дошкольного возраста очень подвижны, поэтому активно используются сюжетные подвижные игры. Например, игра «Сороконожка» знакомит детей с особенностями насекомого, как она передвигается, игра учит детей внимательности и согласованности в действиях передвижения. А сколько радости и веселья, когда нужно догнать свой хвостик! Организуем эстафеты на свежем воздухе, напоминая о полезности прогулок на свежем воздухе. Одним из любимых занятий детей является хождение по дорожке здоровья, здесь тоже присутствуют элементы природы, собранный на участке каштан, как оказался, очень полезным для профилактики плоскостопия.

Воспитываем интерес к своему здоровью, желая поддержать его правильным питанием. Любимый персонаж доктор Айболит проводит беседы о полезности здоровой пищи.

14 слайд. Худ-эстетич. развитие.

Свои самые яркие впечатления от явлений и объектов природы, дети стараются отобразить в своих рисунках, аппликациях, лепке.

15 слайд.

На праздник милых мам, дети готовят поделки и открытки своими руками, в которых всегда можно увидеть частички природы, это и нежный тюльпан в чашечке и бабочка на цветочке. В лепке дети передают характерные особенности и строение животных, растений, а также закрепляют их названия.

16 слайд.

Создание условий для экологического воспитания детей можно разделить на 2 составляющие: внутренняя природная зона и внешняя природная зона.

Внутренняя природная зона предполагает уголки природы в каждой группе, уголки экспериментирования с живой и неживой природой, огороды на окне.

Внешняя природная зона – огород, цветник, клумбы на участках, фруктовый сад, экологическую тропу (лиственные и хвойные деревья, муравьиные тропинки, птичья столовая)

17 слайд.

Развивающая предметная среда используется в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников.

Главной особенностью создания определенных условий является внесение объектов живой природы в предметное окружение ребенка, в пространство его жизнедеятельности. Разнообразие растительного и животного мира на участке детского сада, правильная организация зоны природы в помещении дошкольного учреждения составляют развивающую экологическую среду, необходимую для воспитания детей. Создание такой среды, ее поддержание на нужном уровне, усовершенствование и последующее использование в педагогической деятельности могут выступать как метод экологического воспитания детей.

18 слайд.

В группах созданы уголки природы, которые знакомят детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста. Для наблюдений и труда в природе.

Экологически развивающая среда – это место для осуществления детской деятельности экологической направленности. Организуя деятельность в развивающей среде, педагог поощряет инициативу детей.

19 слайд.

По уже сложившейся традиции в конце февраля растёт и колосится огород на окошке каждой группы, сюжетные композиции передают ощущение сказки. Здесь любимые персонажи из сказок, животные, предметы поделок из природного материала и др.

Дети наблюдают за ростом растений, ухаживают, поливают, рыхлят посаженые растения.

20 слайд.

Особую ценность в работе имеют разнообразные коллекции, оформленные детьми и взрослыми в совместной деятельности.

Вместе с педагогами дети на прогулках собирают листья и растения, затем делают гербарии, пополняя уголки новыми развивающими материалами.

21 слайд.

Для развития познавательной сферы ребенка педагогами изготовлены макеты экосистем, цель которых закрепить знания о среде обитания животных и птиц, развивать у детей интерес к живой природе. Воспитывать у детей доброе отношение к животным.

22 слайд.

Большую роль в формировании у дошкольников экологических представлений играют дидактические игры. Педагоги используют в своей работе развивающие игры, с помощью которые формируются умения выделять существенные признаки предметов «Отгадай-ка», «Что предмет расскажет о себе. Игры для развития у детей умения сравнивать, составлять, замечать, делать правильное умозаключение «Похож – непохож», «Что лишнее», «Что изменилось», «Чьи следы?». Игры, которые развивают умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам «Кому что нужно?», «Назови одним словом», Игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления «Летает-не летает», «Испорченный телефон», «Несуществующее животное (растение).

23 слайд.

Педагоги своими руками изготавливают дидактические пособия и игры, в группах имеются картотеки экологических игр, в соответствии с индивидуальными особенностями детей. Изготовление материала в работе по воспитанию экологической культуры детей помогает закреплять и уточнять представления детей, полученные в ходе восприятия природных явлений, с помощью иллюстрационно-наглядного материала удаётся успешно обобщать и систематизировать знания детей.

24 слайд.

В уголках природы имеется детская художественная литература, энциклопедии для детей, журналы про животных, сюжетные картинки экологического содержания, которая постоянно пополняется. Дети с воспитателями изготавливают самодельные экологические книги, содержанием которых входят иллюстрации о различных явлениях природы, рассказы и сказки о природе.

25 слайд

Одним из важных средств ознакомления детей с окружающим миром являются наблюдения.

Любое наблюдение - это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности.

26 слайд.

Наблюдения на прогулке обогащают представления об окружающем мире, формируют доброжелательное отношение к природе. Педагоги учат детей наблюдать за различными объектами и явлениями; при этом не обязательно наблюдать только за теми объектами и явлениями, которые запланированы. Наблюдения за животными и природными явлениями бывают случайными и неожиданными, поэтому не следует упускать такую возможность.

27 слайд.

Педагоги постоянно стимулируют детскую любознательность; формирую умение замечать изменения в природе (С детьми ходим в гости к ёлочке и сосне, наблюдаем за изменениями в росте, уточняем знания детей о хвойных деревьях)

Систематически в повседневной жизни проводятся наблюдения за погодой, - дети ежедневно рассматривают небо, уточняют характер осадков, наличие ветра или его отсутствие, по одежде определяют степень тепла и холода.

28 слайд.

Заполнение календаря природы - еще одно дело повседневной жизни, которое сочетается с наблюдениями. Воспитатель с детьми регулярно фиксирует погоду и состояние живой природы, когда ведутся наблюдения за ней.

Еще один вид календаря - это рисунки, отображающие последовательно рост какого-либо растения. Это могут быть луковица в банке, посаженная в воду для проращивания зелени; ветки дерева, поставленные в конце зимы в вазу для наблюдения за распусканием почек, развертыванием молодых листочков; проращивание семян, рост и развитие какой-либо огородной или цветочной культуры. Во всех случаях рисунки, сделанные через одинаковый интервал времени, отражают последовательность роста и развития растения, его зависимость от внешних условий жизни.

29-30-31 слайд.

Знания, полученные на занятиях в виде игры, дети проверяют в самостоятельной опытно-экспериментальной деятельности. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности.

29. На слайдах представлены опыты с водой, 30. опыты со льдом, 31. –опыты со снегом.

В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.

32 слайд.

Большое образовательное значение для формирования экологической культуры имеет труд детей в природе. Он расширяет кругозор детей, создаёт благоприятные условия для решения различных задач. Дети на практике устанавливают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в природе.

33 слайд.

Самостоятельный или совместный с взрослыми труд в уголке или на участке детского сада по поддержанию необходимых условий для жизни животных и растений позволяет приобрести детям правильные способы и умения взаимодействия с природой, т. е. приобщаться к созидательному процессу. Индивидуальные проявления детей в практической деятельности – это показатель степени их экологической культуры и экологической воспитанности.

34-35.

Дети испытывают чувство радости и гордости, достигнув, положительные результаты своего труда в природе.

36 слайд.

Сравнительно новой формой работы с дошкольниками являются экологические проекты, в рамках которых дети и взрослые проводят исследовательскую работу.

Цель проектов - создать условия для подготовки детей к обучению основам экологии, сформировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности.

Работа по проекту носит интегрированный характер: результаты дети обобщают в виде рисунков, аппликаций участвуют в инсценировках, праздниках.

Педагогами групп разработан ряд проектов «Покормите птиц зимой», «Волшебница – вода». По продолжительности проекты разные - от 1 месяца до года.

37 слайд.

Коллективная работа детей дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

38 слайд.

Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу

личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, важна включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.

39 слайд.

Мы проводим праздники, и развлечения «День Земли», «Праздник цветов», «День птиц», «Давайте беречь природу». Развлечения направлены на обогащение знаний о природе, воспитание у детей бережного и заботливого отношения к ней.

40-41 слайд.

По сложившейся традиции каждый год в детском саду проводятся конкурсы, выставки, фотовыставки творческих работ детей, родителей и педагогов. (Зимушка-хрустальная, Осень золотая, Родной мой край, любимые места, Дети и природа, Осенние фантазии и Чудеса природы)

42 -43 слайд.

В рамках экологического образования наш детский сад сотрудничает с районной библиотекой им. В. В. Вересаева и художественно-краеведческим музеем.

Сотрудники библиотеки и музея проводят мероприятия с детьми экологического характера (викторины, игры, выставки рисунков, конкурсы, знакомят с художественной и познавательной литературой о природе, знакомят с природой и животным миром родного края.

44 слайд.

Одним из важных факторов, влияющих на формирование основ экологического мировоззрения у ребенка, является профессиональная подготовка педагогов.

В ДОУ внедрены в работу разнообразные формы работы с педагогами.

Через консультации, семинары, практикумы воспитатели получают природоведческие, экологические знания, знакомятся с программами, методиками экологического воспитания дошкольников.

45 слайд.

В работу по экологическому воспитанию включены практически все работники ДОУ.

Например, музыкальный руководитель разрабатывает сценарии экологических праздников, подбирает музыкальное оформление для образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы.

46 слайд.

Так, педагог-психолог использует в своей работе различные методики, развивая экологическую культуру ребёнка, используя в работе сюжетную композицию, расположенную на стене, которая меняется в зависимости от поставленных целей и задач.

47 слайд:

На данном слайде представлены различные формы работы с родителями. Это: родительские собрания, консультации, беседы, анкетирование и др.

Решая вопросы экологического воспитания дошкольников, педагоги детского сада понимают, что только в сотрудничестве, взаимопонимании, контакте, содружестве с родителями возможно полноценное, положительное формирование у ребенка начал экологической культуры.

48-49 слайд.

Работа с родителями ведётся постепенно, непрерывно, большое внимание уделяют совместной деятельности детей и взрослых (участие в природоохранных акциях, экскурсиях, развлечениях). В связи с этим, педагоги, разрабатывают рекомендации, направленные на создание условий приобщения детей к природе в семье, консультируют родителей по интересующим их вопросам экологического характера; привлекаем родителей к совместным конкурсам, выставкам, изготовлению поделок, книжек-малышек, созданию коллекций, гербариев, пополнение библиотеки.

50 слайд.

С целью проверки освоения воспитанниками программного материала, педагогами детского сада проводится мониторинг образовательного процесса, который отражает уровень освоения необходимыми умениями и навыками в соответствии с реализуемой образовательной программой.

Считаем, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:

сформированы начала экологической культуры у детей;

сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

– дети учатся практическим действиям по охране природы;

– развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

– у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

51 слайд

Конечно, наша работа по экологическому воспитанию детей далека от завершения, но результаты уже есть. Дети более осознанно стали относиться к окружающей среде. Наряду с традиционными формами работы пытаемся ввести новое: создать экологическую тропу на территории детского сада.

Таким образом, при взаимосвязи всех компонентов системы экологического воспитания детей в ДОУ достигаются наиболее эффективные результаты усвоения экологических знаний дошкольниками.

52 слайд.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Именно в младшем дошкольном возрасте усвоение основ экологических.

Моделирование как средство формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста «Моделирование как средство формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста» Новые федеральные государственные.

Формирование первоначальных экологических знаний об озере Байкал у детей старшего дошкольного возраста Матвеевская Л. М. Формирование первоначальных экологических знаний об озере Байкал у детей старшего дошкольного возраста Аннотация: в статье.

Формирование представлений о множестве у детей дошкольного возраста. Формирование представлений о множестве у детей дошкольного возраста. Множество – это совокупность элементов, которые воспринимаются как.

Формирование сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста Консультация. Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста. Сенсорное развитие - это формирование новых. Несуществующих.

Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании.

Формирование экологических представлений у дошкольников в рамках работы с родителями. «Формирование экологических представлений у дошкольников в рамках работы с родителями» «Может быть, дети еще не могут осмыслить природу.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром (формирование элементарных экологических представлений) Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром (формирование элементарных экологических представлений) Тема занятия: «Пчелкин лес».

Опыт работы «Формирование экологических представлений у дошкольников» Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. /В. А. Сухомлинский/.

Статья «Формирование экономических представлений детей дошкольного возраста» undefined:Актуальна ли тема : «Экономическое воспитание дошкольников»? Да, эта тема актуальна на современном этапе развития экономических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 4 ноября 2016 в 18:37
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Сафронова (УИ 14041) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД