Папки-передвижки

Формирование экологических представлений у дошкольников в рамках работы с родителями.

Неля Кутуева
Формирование экологических представлений у дошкольников в рамках работы с родителями.
▼ Скачать + Заказать документы

«Формирование экологических представлений у дошкольников в рамках работы с родителями»

«Может быть, дети еще не могут осмыслить природу как всенародное достояние, пусть они понимают её как сучок, на котором находится гнездо, где живём мы, птенцы природы».

В. А. Сухомлинский

Человек и природа - одно целое, неделимое. Несмотря на все достижения современной цивилизации, человек не может без природы, в ней есть все для жизни.

Публикация «Формирование экологических представлений у дошкольников в рамках работы с родителями,» размещена в разделах

Природа хранит в себе много тайн, разгадать которые можно, лишь прикоснувшись к ней. Наблюдая за растениями и насекомыми, выполняя посильные поручения по уходу за цветами, отображая все увиденное в продуктивной деятельности, дети получают неоценимый опыт и новые знания. Каждая встреча с природой - всегда новый шаг к познанию окружающего мира.

Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, ее умственное, нравственное, трудовое и физическое развитие, способствует улучшению логического мышления и речи.

В дошкольном детстве закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания. Поэтому очень важно, чтобы дети получали достоверные знания и представления, приобретали навыки доброжелательного отношения к природе.

При исследовании рассматриваемой темы, было обращено внимание на труды С. А. Веретенниковой, С. Н. Николаевой, Н. А. Рыжовой, А. Е. Тихоновой, где тщательно разработаны общие вопросы экологического воспитания и образования.

Показатели диагностики по усвоению раздела «Ознакомление с окружающим» по программе «Развитие» у дошкольников были ниже среднего: 2011-2012 г – высокий – 19%, средний – 36%, низкий – 45%

Получить нужную информацию нам удалось при длительном наблюдении за дошкольниками в условиях воспитательно-образовательного процесса, а также при кратком обследовании с применением ряда игровых заданий, бесед, тестов.

Это заставило нас активизировать свою работу с родителями через:

тематические родительские собрания, экологические утренники, викторины, анкетирование родителей, конкурсы плакатов и поделок из природного и бросового материала, привлечение дошкольников и родителей к природоохранным акциям.

Цель нашей работы: формирование у детей дошкольного возраста осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы через работу с родителями.

Задачи:

• показать родителям необходимость воспитания у детей экологических представлений

• расширить представления родителей о том, что в природе ничего не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить её и уметь охранять

• повысить уровень экологической культуры и информированность родителей о проблеме обращения с отходами с помощью информационных сообщений.

• воспитывать у детей бережное отношение к окружающей нас природе

Виды направлений в экологической деятельности:

• перцептивно-эмоциональный (формирование положительного отношения к природе)

• познавательный (формирование представлений о мире природы)

• практический (формирование склонности к проявлению позитивного взаимодействия)

Мы провели предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем: "Экологическое воспитание в семье"; в своей работе использовали различные формы и методы работы. Родители вместе с детьми:

• участвовали в конкурсах поделок из природного и бросового материала «Сохраним природу»

• оформляли альбомы стихов, загадок, пословиц и поговорок о природе для их последующего использования в работе с детьми

• изготовляли книжки-малышки о природе

• подбирали материал для дальнейшего использования на темы:"Лекарственные растения", "Ядовитые грибы и ягоды", "Правила поведения в лесу", "Вредные насекомые" и т. д.

• участвовали в конкурсах рисунков: "Мы в ответе за тех, кого приручили", "Как сохранить природу?" и т. д.

• проводили акцию: "Помоги птицам зимой».

• участвовали в озеленении и украшении участка и т. д. Большинство родителей с удовольствием включились в работу, что способствовало повышению ее качества и эффективности.

С помощью родителей постоянно оснащается экологический уголок в группе. Здесь находятся книги о природе, альбомы о природе, альбомы с фотографиями и иллюстрациями, карты, глобус, настольные игры. Здесь же находится библиотека произведений о родном крае, самодельные книги, написанные детьми и их родителями, также создали Красную книгу животных и растений нашего края. Экологический уголок выполняет познавательную функцию и воспитывает интерес к родной природе.

Для формирования нравственно-оценочного поведения в природе, обогащения экологических представлений, развития эстетического восприятия природы, закрепления и обобщения знаний в своей работе мы использовали: прогулки, наблюдения, экспериментирование, беседы, чтение рассказов и экологических сказок, а также заучивание стихов, загадок, пословиц и поговорок о природе.

Активное участие родители принимали в природоохранных акциях, субботниках, тематических родительских собраниях.

Для закрепления знаний о правилах поведения на природе использовалась серия запрещающих знаков, которую воспитанники создавали вместе с родителями.

В рамках работы с родителями и воспитанниками проводились экологическая викторина "Счастливый случай" и экологический турнир «На цветочной поляне», была организована выставка книг, энциклопедий, настольных игр о природе. Дети совместно с родителями отвечали на вопросы, принимали активное участие в мероприятиях. Эти способы работы были направлены на интеллектуальное развитие детей, так как они требуют воспроизведения, актуализации представлений о фактах природы, закономерностях, известных детям.

Во время работы творческих мастерских воспитанники и родители создавали коллективные аппликации «Чистые пруды», «На лугу», использовалось музыкальное сопровождение "Звуки природы". Участники с удовольствием слушали щебетание птиц и шум моря, звуки дождя и стрекотание кузнечика.

Таким образом, в результате проделанной нами работы по формированию экологических представлении у детей дошкольного возраста в рамках работы с родителями есть положительные результаты:

– сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

– воспитанники учатся практическим действиям по охране природы;

– развиваются умственные способности воспитанников, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

– у воспитанников появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Если обратиться к диагностике, то высокий уровень увеличился на 11 %.

Закончить нашу работу хотелось бы словами М. Х. Хулиана, кубинского писателя: «Птицам даны крылья, рыбам – плавники, а людям, которые живут в природе, - изучение и познание природы; вот их крылья».

Список используемой литературы

1. Артемьева, Т. И. Развитие личности и ее способностей [Текст] /Т. И. Артемьева. -М. : АСТ, 2011.-346с.

2. Ашиков, В. Семицветик - программа культурно-экологического образования дошкольников [Текст] / В. Ашиков // Дошкольное воспитание. - 2011 .- № 2 .-С. 34-38.

3. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой [Текст] /С. А. Веретенникова. - М. : Академия, 2012.-264с.

4. Виноградова, Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой [Текст] /Н. Ф. Виноградова. -М. : АСТ, 2011.-274с.

5. Градобоева, Т. Создание экологической тропы и методики работы с ней [Текст] / Т. Градобоева // Дошкольное воспитание. - № 1.- 2011.-18-22.

6. Золотова, Е. И. Знакомим старших дошкольников с миром растений [Текст] /Е. И. Золотова. - М. : Логос, 2012.-282с.

7. Золотова, Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных [Текст] /Е. И. Золотова. - М. : Академия, 2012.-256 с.

Кабалевский. -М. : Академия, 2011.-С. 78-94.

8. Кравцова, Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей /Е. Е. Кравцова. -М. : Логос, 2012.-254с.

9. Мифтахова, Л. М. Игры и игровые задания на экологических занятиях [Текст] /Л. М. Мифтахова // Дошкольное воспитание. – 2012.-№6. – С. 39-43.

10. Николаева, С. Н Создание условий для экологического воспитания детей [Текст] /С. Н. Николаева. -М. : Логос, 2011.-362с.

Публикации по теме:

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников в рамках введения ФГОС Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире и представляет серьезную проблему современности. По данным ВОЗ,.

Формирование представлений о растительном мире у старших дошкольников Конспект занятия на тему: «Путешествие по экологической тропе» Цель: Расширить и уточнить знания детей о приспособлении растений и животных.

Формирование пространственных представлений у дошкольников на логоритмических занятиях Проблема пространственной ориентировки и формирования пространственных представлений – одна из наиболее сложных и актуальных проблем, так.

Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании.

Формирование экологических представлений у старших дошкольников через проектную деятельность Формирование экологических представлений у старших дошкольников через проектную деятельность Всё хорошее в людях – из детства! Как истоки.

Конспект НОД по формированию экологических представлений дошкольников с ОВЗ (ЗПР) 5–6 лет на тему «Грибы» КОНСПЕКТ НОД ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 5-6 ЛЕТ. Лексическая тема недели «Грибы». Тема занятия «Грибы.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром (формирование элементарных экологических представлений) Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром (формирование элементарных экологических представлений) Тема занятия: «Пчелкин лес».

Консультация для родителей «Формирование представлений о родном крае у дошкольников» Ознакомление дошкольников с окружающим миром, с родным краем составляющей частью входит во все программы дошкольного образования федерального.

Опыт работы «Формирование экологических представлений у дошкольников» Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. /В. А. Сухомлинский/.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактической игры. Слайд № 1 «Игра-это искра зажигающая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование экологических представлений у дошкольников в рамках работы с родителями.
Опубликовано: 16 августа 2016 в 21:31
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование экологических представлений у дошкольников в рамках работы с родителями.» (включая файлы) размещена пользователем Неля Кутуева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД