Неля Кутуева
Формирование экологических представлений у дошкольников в рамках работы с родителями.
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование экологических представлений у дошкольников в рамках работы с родителями»
«Может быть, дети еще не могут осмыслить природу как всенародное достояние, пусть они понимают её как сучок, на котором находится гнездо, где живём мы, птенцы природы».
В. А. Сухомлинский
Человек и природа - одно целое, неделимое. Несмотря на все достижения современной цивилизации, человек не может без природы, в ней есть все для жизни.
Публикация «Формирование экологических представлений у дошкольников в рамках работы с родителями,» размещена в разделах
Природа хранит в себе много тайн, разгадать которые можно, лишь прикоснувшись к ней. Наблюдая за растениями и насекомыми, выполняя посильные поручения по уходу за цветами, отображая все увиденное в продуктивной деятельности, дети получают неоценимый опыт и новые знания. Каждая встреча с природой - всегда новый шаг к познанию окружающего мира.
Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, ее умственное, нравственное, трудовое и физическое развитие, способствует улучшению логического мышления и речи.
В дошкольном детстве закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания. Поэтому очень важно, чтобы дети получали достоверные знания и представления, приобретали навыки доброжелательного отношения к природе.
При исследовании рассматриваемой темы, было обращено внимание на труды С. А. Веретенниковой, С. Н. Николаевой, Н. А. Рыжовой, А. Е. Тихоновой, где тщательно разработаны общие вопросы экологического воспитания и образования.
Показатели диагностики по усвоению раздела «Ознакомление с окружающим» по программе «Развитие» у дошкольников были ниже среднего: 2011-2012 г – высокий – 19%, средний – 36%, низкий – 45%
Получить нужную информацию нам удалось при длительном наблюдении за дошкольниками в условиях воспитательно-образовательного процесса, а также при кратком обследовании с применением ряда игровых заданий, бесед, тестов.
Это заставило нас активизировать свою работу с родителями через:
тематические родительские собрания, экологические утренники, викторины, анкетирование родителей, конкурсы плакатов и поделок из природного и бросового материала, привлечение дошкольников и родителей к природоохранным акциям.
Цель нашей работы: формирование у детей дошкольного возраста осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы через работу с родителями.
Задачи:
• показать родителям необходимость воспитания у детей экологических представлений
• расширить представления родителей о том, что в природе ничего не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить её и уметь охранять
• повысить уровень экологической культуры и информированность родителей о проблеме обращения с отходами с помощью информационных сообщений.
• воспитывать у детей бережное отношение к окружающей нас природе
Виды направлений в экологической деятельности:
• перцептивно-эмоциональный (формирование положительного отношения к природе)
• познавательный (формирование представлений о мире природы)
• практический (формирование склонности к проявлению позитивного взаимодействия)
Мы провели предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем: "Экологическое воспитание в семье"; в своей работе использовали различные формы и методы работы. Родители вместе с детьми:
• участвовали в конкурсах поделок из природного и бросового материала «Сохраним природу»
• оформляли альбомы стихов, загадок, пословиц и поговорок о природе для их последующего использования в работе с детьми
• изготовляли книжки-малышки о природе
• подбирали материал для дальнейшего использования на темы:"Лекарственные растения", "Ядовитые грибы и ягоды", "Правила поведения в лесу", "Вредные насекомые" и т. д.
• участвовали в конкурсах рисунков: "Мы в ответе за тех, кого приручили", "Как сохранить природу?" и т. д.
• проводили акцию: "Помоги птицам зимой».
• участвовали в озеленении и украшении участка и т. д. Большинство родителей с удовольствием включились в работу, что способствовало повышению ее качества и эффективности.
С помощью родителей постоянно оснащается экологический уголок в группе. Здесь находятся книги о природе, альбомы о природе, альбомы с фотографиями и иллюстрациями, карты, глобус, настольные игры. Здесь же находится библиотека произведений о родном крае, самодельные книги, написанные детьми и их родителями, также создали Красную книгу животных и растений нашего края. Экологический уголок выполняет познавательную функцию и воспитывает интерес к родной природе.
Для формирования нравственно-оценочного поведения в природе, обогащения экологических представлений, развития эстетического восприятия природы, закрепления и обобщения знаний в своей работе мы использовали: прогулки, наблюдения, экспериментирование, беседы, чтение рассказов и экологических сказок, а также заучивание стихов, загадок, пословиц и поговорок о природе.
Активное участие родители принимали в природоохранных акциях, субботниках, тематических родительских собраниях.
Для закрепления знаний о правилах поведения на природе использовалась серия запрещающих знаков, которую воспитанники создавали вместе с родителями.
В рамках работы с родителями и воспитанниками проводились экологическая викторина "Счастливый случай" и экологический турнир «На цветочной поляне», была организована выставка книг, энциклопедий, настольных игр о природе. Дети совместно с родителями отвечали на вопросы, принимали активное участие в мероприятиях. Эти способы работы были направлены на интеллектуальное развитие детей, так как они требуют воспроизведения, актуализации представлений о фактах природы, закономерностях, известных детям.
Во время работы творческих мастерских воспитанники и родители создавали коллективные аппликации «Чистые пруды», «На лугу», использовалось музыкальное сопровождение "Звуки природы". Участники с удовольствием слушали щебетание птиц и шум моря, звуки дождя и стрекотание кузнечика.
Таким образом, в результате проделанной нами работы по формированию экологических представлении у детей дошкольного возраста в рамках работы с родителями есть положительные результаты:
– сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
– воспитанники учатся практическим действиям по охране природы;
– развиваются умственные способности воспитанников, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
– у воспитанников появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Если обратиться к диагностике, то высокий уровень увеличился на 11 %.
Закончить нашу работу хотелось бы словами М. Х. Хулиана, кубинского писателя: «Птицам даны крылья, рыбам – плавники, а людям, которые живут в природе, - изучение и познание природы; вот их крылья».
Список используемой литературы
1. Артемьева, Т. И. Развитие личности и ее способностей [Текст] /Т. И. Артемьева. -М. : АСТ, 2011.-346с.
2. Ашиков, В. Семицветик - программа культурно-экологического образования дошкольников [Текст] / В. Ашиков // Дошкольное воспитание. - 2011 .- № 2 .-С. 34-38.
3. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой [Текст] /С. А. Веретенникова. - М. : Академия, 2012.-264с.
4. Виноградова, Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой [Текст] /Н. Ф. Виноградова. -М. : АСТ, 2011.-274с.
5. Градобоева, Т. Создание экологической тропы и методики работы с ней [Текст] / Т. Градобоева // Дошкольное воспитание. - № 1.- 2011.-18-22.
6. Золотова, Е. И. Знакомим старших дошкольников с миром растений [Текст] /Е. И. Золотова. - М. : Логос, 2012.-282с.
7. Золотова, Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных [Текст] /Е. И. Золотова. - М. : Академия, 2012.-256 с.
Кабалевский. -М. : Академия, 2011.-С. 78-94.
8. Кравцова, Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей /Е. Е. Кравцова. -М. : Логос, 2012.-254с.
9. Мифтахова, Л. М. Игры и игровые задания на экологических занятиях [Текст] /Л. М. Мифтахова // Дошкольное воспитание. – 2012.-№6. – С. 39-43.
10. Николаева, С. Н Создание условий для экологического воспитания детей [Текст] /С. Н. Николаева. -М. : Логос, 2011.-362с.