Олеся Москаленко
Конспект ООД по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе «Насекомые — наши друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
1. Формировать представление об особенностях внешнего строения насекомых,
о росте, развитии и размножении пчёл и муравьёв;
2. Сообщить о различии в проявлении жизненных функций у данных насекомых;
3. Дать представление об их образе жизни, подчеркнуть неповторимость данных
существ;
4. Воспитывать любовь к живой природе.
Методы и приемы: проблемная ситуация, показ презентации,
физкультминутка, дидактические игры, рассматривание объекта, вопросы,
поощрения, педагогическая оценка.
Публикация «Конспект ООД по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе „Насекомые — наши друзья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Словарная работа: активизировать и обогащать словарный запас детей по теме
(муравьиная кислота).
Индивидуальная работа: активировать малоактивных детей.
Предварительная работа : рассматривание иллюстраций, картин по теме;
чтение энциклопедической литературы; заучивание стихов о насекомых;
отгадывание загадок о насекомых; просмотр мультфильмов
Оборудование: мультимедийное оборудование, разрезная картинка божьей
коровки; дидактическая игра «Четвертый лишний»; «Летает, прыгает, ходит»,
«Разрезанные картинки», раскраска с изображением насекомых, Сова, кубики,
ведра.
Ход:
Дети сидят на стульчиках.
Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня отправимся в сказочный лес, где
хозяйничает Мудрая Сова. Итак, закрываем глаза (звучит запись «Звуки
природы»). Вот мы с вами и на месте, а вот и сама Совушка. Смотрите, ребята,
Сова приготовила для нас стихотворение.
Воспитатель:
Весна пришла, всех разбудила
От зимней спячки, холодов.
Душа проснулась и раскрылась
Весну встречать весь мир готов!
Сова: Ребята, чтобы путешествовать по моему лесу вы должны внимательно
рассмотреть знаки и догадаться, что же обозначает каждый знак.
Дети по одному демонстрируют знаки, обозначающие следующее:
1. Не рубить и не резать деревья.
2. Не ловить насекомых и зверей.
3. Не трогать и не разорять птичьи гнёзда.
4. Не топтать грибы. 5. Не топтать цветы и насекомых.
6. Не ломать ветви деревьев.
7. Не разорять муравейники.
Воспитатель: Видите, ребята, оказывается в лесу, мы должны соблюдать
определённые правила. Если вы запомните все эти лесные правила и будете их
соблюдать, лес станет настоящим вашим другом.
Ребята, а вы рады весне? (ответы детей). А кто еще в природе радуется весне?
С появлением первых листочков и цветов появляются и насекомые. Наша
Мудрая Сова приготовила для нас загадки, давайте мы их попробуем отгадать.
Погляди на молодцов:
Веселы и бойки,
Волокут со всех сторон
Материал для стройки.
Вот один споткнулся вдруг
Под тяжёлой ношей,
И спешит на помощь друг.
Тут народ хороший!
Без работы хоть убей,
Жить не может… (муравей)
Воспитатель: Правильно, это муравьи. Посмотрите, какие это необычные
существа (слайд 1)
Рассмотрите внимательно муравья. Какие части тела есть у него? Как вы
думаете, какую пользу приносит муравей? (Муравьи рыхлят и удобряют почву -
питаются соком растений, гусеницами, нектаром цветов, злаковыми). Ещё их
называют санитарами леса, потому что они очищают лес. А кому еще помогают
муравьи? (птицам дроздам) А как? Они чистят им перышки своей кислотой.
Какую кислоту выделяет муравей, которая используется в медицинских целях?
(муравьиную) А как называют их дом? (муравейник).
Ребята, муравьи – чемпионы по уничтожению вредителей. За 1 день обитатели
одного муравейника могут уничтожить несколько тысяч вредных насекомых,
поэтому их называют «санитары леса». Муравьи – долгожители среди
насекомых. Они живут около 20 лет. Муравей – самый сильный на Земле. Да,
да, ведь он переносит тяжести в 10 раз превосходящие его собственный вес. А
ещё муравьи великолепные строители. Какие прекрасные терема-муравейники
они строят (слайд 2). Муравейник – это многоэтажный дом, тёплый, уютный,
многоквартирный, с хорошей вентиляцией, с кладовыми, со спальнями, с
детскими комнатами, с мусоросборником и туалетом. Муравьи содержат свои
дома в идеальной чистоте. Население в одном муравейнике несколько сот тысяч
жителей. Как целый город. Муравьи живут в муравейники одной большой и
дружной семьёй. Правит в муравейнике муравьиная принцесса – царица. В молодости у неё были
не большие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, став матерью
большого семейства, царица отгрызает себе крылья и с этого момента живёт в
муравейнике (слайд 3). Она откладывает яички, из которых позже появляются
личинки. У входа в муравейник несут стражу муравьи-солдаты. Они узнают
обитателей своего муравейника по запаху и не допускают в него чужого.
Обязанностью рабочих муравьёв является добыча корма. Они оставляют позади
себя пахучий след, чтобы затем отыскать обратную дорогу к муравейнику.
Молодые муравьи заботятся о яйцах, чтобы яйца не пересохли, муравьи
постоянно смазывают их оболочку слюной. Царица весь день откладывает яйца.
Молодые муравьи приносят ей пищу. Уборщики – это муравьи, занимающиеся
уборкой. Они выносят мусор наружу. Вот так живут муравьи.
А теперь послушайте ещё одну загадку
Домовитая хозяйка,
Пролетая над лужайкой
Похлопочет над цветком
И поделится медком.
Воспитатель: Правильно – это пчела. Есть цветы, у которых нектар расположен
близко, к ним летят жужи и мушки с коротким хоботком. Если нектар
расположен глубоко, цветок окружают пчёлы, шмели и бабочки. Они
высасывают нектар длинными прозрачными хоботками, словно пьют через
соломинку прозрачный коктейль. Как же насекомые находят нектар?
Оказывается, насекомые видят цветы более пёстрыми и узорчатыми, чем мы
люди. Лучше других насекомых различают окраску лепестков пчелы. Пчёлы
делают из нектара мёд и сами питаются вкусным лакомством.
Послушайте, какой случай на лугу описала поэтесса М. Бородицкая
Меня ужалила пчела,
Я закричала: «Как ты могла?»
Пчела в ответ: «А как ты мог
Сорвать любимый мой цветок?
Ведь он мне был ужасно нужен:
Я берегла его на ужин!»
Рассмотрите внимательно пчелу (слайд 4). Какие части тела есть у нее? Как вы
думаете, какую пользу приносит пчела? А теперь давайте сравним муравья и
пчелу. Что у них общего? (слайд 5)
Физкультминутка в виде игры.
А теперь посмотрите, сколько цветов в нашем лесу и на каждом цветке есть
нектар (кубики жёлтого цвета). Давайте мы тоже попробуем насобирать мёд в
ведёрки. (Дети бегают, жужжат и собирают кубики в ведёрки.)
Воспитатель: Молодцы, собрали полные вёдра мёда прямо как настоящие
пчёлы. Но не только пчёлы нуждаются в цветах, но и цветы нуждаются впчёлах. Оказывается, когда пчёлы пробираются за капелькой нектара, на
брюшко, лапки и спину попадает не большое количество пыльцы. Пыльца
нужна растениям для опыления, чтобы появились семена и плоды. Цветы
привлекают насекомых не только яркой окраской лепестков, но и ароматом. У
пчёл на ногах целый набор инструментов. Здесь и кисточки, которыми пчёлы
собирают цветочную пыльцу и корзиночки, в которых они эту пыльцу
переносят и щёточки для чистки глаз от той же пыльцы.
А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Четвертый лишний». Картинки с
насекомыми и птицей, с насекомыми и цветами, с птицами и насекомым, с
зимующими птицами и перелетной.
Воспитатель: Дети, скажите, пожалуйста, смогли бы насекомые прожить без
цветов? А цветы без насекомых? А птицы без насекомых? А насекомые без
птиц?
Послушайте еще одну загадку.
Жук — жужжит, присев на ножки
Спинка — круглая, как ложка
Два крыла — в горошек
И летать, он — может. (Божья коровка)
Воспитатель предлагает детям игру «Разрезанные картинки». Дети собирают
и называют, из каких частей состоит божья коровка (голова, спинка с
крылышками, на которых чёрные пятна, шесть ног). Посмотрите и сосчитайте,
сколько точек на ее крылышках (семь). Такую бабочку называют семиточечная.
Чем же питается божья коровка? (Божья коровка спасает урожай, т. к. поедает
тлю) (слайд 6). А почему её так назвали, божья коровка? Она что, даёт молоко?
Просто во время опасности эти бабочки выделяют оранжевый сок и тем самым
отпугивают своих врагов. А ещё их яркий красный цвет также отпугивает птиц
и других насекомых.
Воспитатель: Вы сейчас увидели множество различных насекомых, что у них
общего? (Голова, грудь, брюшко, шесть ног) (слайд 7). По каким признакам
можно определить, что это насекомое? (У насекомых по три пары ног, три части
тела: голова, грудь и брюшко.) У некоторых есть крылья, а есть еще и такие,
которые умеют плавать и держаться на воде - это жук – плавунец и водомерка.
Почему их так называют - НАСЕКОМЫЕ. От слов насечка, насекать. На
брюшке видны поперечные полоски-насечки. (слайд 8)
Игра «Летает, прыгает, ходит».
Воспитатель: Насекомые - это часть природы, а её надо беречь, любить и
охранять. Находясь на природе - любуйтесь ею, восхищайтесь и заботьтесь о
ней. Вот и подошло наше путешествие к концу. Спасибо тебе Сова за такое
увлекательное путешествие. Нам пора возвращаться в детский сад. Итак,
закрываем глаза (звучит запись «Звуки природы»). Вот мы с вами и на месте.
Ребята, Вам понравилось наше путешествие? А что интересного было для
каждого из вас? (Ответы детей).А мне сегодня понравилось, какие вы были активные, как внимательно меня
слушали. И на память о нашем занятии я хочу подарить вам вот такие
раскраски-бабочки