Папки-передвижки

Конспект ООД по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе «Насекомые — наши друзья»

Олеся Москаленко
Конспект ООД по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе «Насекомые — наши друзья»
▼ Скачать + Заказать документы

Программные задачи:

1. Формировать представление об особенностях внешнего строения насекомых,

о росте, развитии и размножении пчёл и муравьёв;

2. Сообщить о различии в проявлении жизненных функций у данных насекомых;

3. Дать представление об их образе жизни, подчеркнуть неповторимость данных

существ;

4. Воспитывать любовь к живой природе.

Методы и приемы: проблемная ситуация, показ презентации,

физкультминутка, дидактические игры, рассматривание объекта, вопросы,

поощрения, педагогическая оценка.

Публикация «Конспект ООД по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе „Насекомые — наши друзья“» размещена в разделах

Словарная работа: активизировать и обогащать словарный запас детей по теме

(муравьиная кислота).

Индивидуальная работа: активировать малоактивных детей.

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций, картин по теме;

чтение энциклопедической литературы; заучивание стихов о насекомых;

отгадывание загадок о насекомых; просмотр мультфильмов

Оборудование: мультимедийное оборудование, разрезная картинка божьей

коровки; дидактическая игра «Четвертый лишний»; «Летает, прыгает, ходит»,

«Разрезанные картинки», раскраска с изображением насекомых, Сова, кубики,

ведра.

Ход:

Дети сидят на стульчиках.

Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня отправимся в сказочный лес, где

хозяйничает Мудрая Сова. Итак, закрываем глаза (звучит запись «Звуки

природы»). Вот мы с вами и на месте, а вот и сама Совушка. Смотрите, ребята,

Сова приготовила для нас стихотворение.

Воспитатель:

Весна пришла, всех разбудила

От зимней спячки, холодов.

Душа проснулась и раскрылась

Весну встречать весь мир готов!

Сова: Ребята, чтобы путешествовать по моему лесу вы должны внимательно

рассмотреть знаки и догадаться, что же обозначает каждый знак.

Дети по одному демонстрируют знаки, обозначающие следующее:

1. Не рубить и не резать деревья.

2. Не ловить насекомых и зверей.

3. Не трогать и не разорять птичьи гнёзда.

4. Не топтать грибы. 5. Не топтать цветы и насекомых.

6. Не ломать ветви деревьев.

7. Не разорять муравейники.

Воспитатель: Видите, ребята, оказывается в лесу, мы должны соблюдать

определённые правила. Если вы запомните все эти лесные правила и будете их

соблюдать, лес станет настоящим вашим другом.

Ребята, а вы рады весне? (ответы детей). А кто еще в природе радуется весне?

С появлением первых листочков и цветов появляются и насекомые. Наша

Мудрая Сова приготовила для нас загадки, давайте мы их попробуем отгадать.

Погляди на молодцов:

Веселы и бойки,

Волокут со всех сторон

Материал для стройки.

Вот один споткнулся вдруг

Под тяжёлой ношей,

И спешит на помощь друг.

Тут народ хороший!

Без работы хоть убей,

Жить не может… (муравей)

Воспитатель: Правильно, это муравьи. Посмотрите, какие это необычные

существа (слайд 1)

Рассмотрите внимательно муравья. Какие части тела есть у него? Как вы

думаете, какую пользу приносит муравей? (Муравьи рыхлят и удобряют почву -

питаются соком растений, гусеницами, нектаром цветов, злаковыми). Ещё их

называют санитарами леса, потому что они очищают лес. А кому еще помогают

муравьи? (птицам дроздам) А как? Они чистят им перышки своей кислотой.

Какую кислоту выделяет муравей, которая используется в медицинских целях?

(муравьиную) А как называют их дом? (муравейник).

Ребята, муравьи – чемпионы по уничтожению вредителей. За 1 день обитатели

одного муравейника могут уничтожить несколько тысяч вредных насекомых,

поэтому их называют «санитары леса». Муравьи – долгожители среди

насекомых. Они живут около 20 лет. Муравей – самый сильный на Земле. Да,

да, ведь он переносит тяжести в 10 раз превосходящие его собственный вес. А

ещё муравьи великолепные строители. Какие прекрасные терема-муравейники

они строят (слайд 2). Муравейник – это многоэтажный дом, тёплый, уютный,

многоквартирный, с хорошей вентиляцией, с кладовыми, со спальнями, с

детскими комнатами, с мусоросборником и туалетом. Муравьи содержат свои

дома в идеальной чистоте. Население в одном муравейнике несколько сот тысяч

жителей. Как целый город. Муравьи живут в муравейники одной большой и

дружной семьёй. Правит в муравейнике муравьиная принцесса – царица. В молодости у неё были

не большие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, став матерью

большого семейства, царица отгрызает себе крылья и с этого момента живёт в

муравейнике (слайд 3). Она откладывает яички, из которых позже появляются

личинки. У входа в муравейник несут стражу муравьи-солдаты. Они узнают

обитателей своего муравейника по запаху и не допускают в него чужого.

Обязанностью рабочих муравьёв является добыча корма. Они оставляют позади

себя пахучий след, чтобы затем отыскать обратную дорогу к муравейнику.

Молодые муравьи заботятся о яйцах, чтобы яйца не пересохли, муравьи

постоянно смазывают их оболочку слюной. Царица весь день откладывает яйца.

Молодые муравьи приносят ей пищу. Уборщики – это муравьи, занимающиеся

уборкой. Они выносят мусор наружу. Вот так живут муравьи.

А теперь послушайте ещё одну загадку

Домовитая хозяйка,

Пролетая над лужайкой

Похлопочет над цветком

И поделится медком.

Воспитатель: Правильно – это пчела. Есть цветы, у которых нектар расположен

близко, к ним летят жужи и мушки с коротким хоботком. Если нектар

расположен глубоко, цветок окружают пчёлы, шмели и бабочки. Они

высасывают нектар длинными прозрачными хоботками, словно пьют через

соломинку прозрачный коктейль. Как же насекомые находят нектар?

Оказывается, насекомые видят цветы более пёстрыми и узорчатыми, чем мы

люди. Лучше других насекомых различают окраску лепестков пчелы. Пчёлы

делают из нектара мёд и сами питаются вкусным лакомством.

Послушайте, какой случай на лугу описала поэтесса М. Бородицкая

Меня ужалила пчела,

Я закричала: «Как ты могла?»

Пчела в ответ: «А как ты мог

Сорвать любимый мой цветок?

Ведь он мне был ужасно нужен:

Я берегла его на ужин!»

Рассмотрите внимательно пчелу (слайд 4). Какие части тела есть у нее? Как вы

думаете, какую пользу приносит пчела? А теперь давайте сравним муравья и

пчелу. Что у них общего? (слайд 5)

Физкультминутка в виде игры.

А теперь посмотрите, сколько цветов в нашем лесу и на каждом цветке есть

нектар (кубики жёлтого цвета). Давайте мы тоже попробуем насобирать мёд в

ведёрки. (Дети бегают, жужжат и собирают кубики в ведёрки.)

Воспитатель: Молодцы, собрали полные вёдра мёда прямо как настоящие

пчёлы. Но не только пчёлы нуждаются в цветах, но и цветы нуждаются впчёлах. Оказывается, когда пчёлы пробираются за капелькой нектара, на

брюшко, лапки и спину попадает не большое количество пыльцы. Пыльца

нужна растениям для опыления, чтобы появились семена и плоды. Цветы

привлекают насекомых не только яркой окраской лепестков, но и ароматом. У

пчёл на ногах целый набор инструментов. Здесь и кисточки, которыми пчёлы

собирают цветочную пыльцу и корзиночки, в которых они эту пыльцу

переносят и щёточки для чистки глаз от той же пыльцы.

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Четвертый лишний». Картинки с

насекомыми и птицей, с насекомыми и цветами, с птицами и насекомым, с

зимующими птицами и перелетной.

Воспитатель: Дети, скажите, пожалуйста, смогли бы насекомые прожить без

цветов? А цветы без насекомых? А птицы без насекомых? А насекомые без

птиц?

Послушайте еще одну загадку.

Жук — жужжит, присев на ножки

Спинка — круглая, как ложка

Два крыла — в горошек

И летать, он — может. (Божья коровка)

Воспитатель предлагает детям игру «Разрезанные картинки». Дети собирают

и называют, из каких частей состоит божья коровка (голова, спинка с

крылышками, на которых чёрные пятна, шесть ног). Посмотрите и сосчитайте,

сколько точек на ее крылышках (семь). Такую бабочку называют семиточечная.

Чем же питается божья коровка? (Божья коровка спасает урожай, т. к. поедает

тлю) (слайд 6). А почему её так назвали, божья коровка? Она что, даёт молоко?

Просто во время опасности эти бабочки выделяют оранжевый сок и тем самым

отпугивают своих врагов. А ещё их яркий красный цвет также отпугивает птиц

и других насекомых.

Воспитатель: Вы сейчас увидели множество различных насекомых, что у них

общего? (Голова, грудь, брюшко, шесть ног) (слайд 7). По каким признакам

можно определить, что это насекомое? (У насекомых по три пары ног, три части

тела: голова, грудь и брюшко.) У некоторых есть крылья, а есть еще и такие,

которые умеют плавать и держаться на воде - это жук – плавунец и водомерка.

Почему их так называют - НАСЕКОМЫЕ. От слов насечка, насекать. На

брюшке видны поперечные полоски-насечки. (слайд 8)

Игра «Летает, прыгает, ходит».

Воспитатель: Насекомые - это часть природы, а её надо беречь, любить и

охранять. Находясь на природе - любуйтесь ею, восхищайтесь и заботьтесь о

ней. Вот и подошло наше путешествие к концу. Спасибо тебе Сова за такое

увлекательное путешествие. Нам пора возвращаться в детский сад. Итак,

закрываем глаза (звучит запись «Звуки природы»). Вот мы с вами и на месте.

Ребята, Вам понравилось наше путешествие? А что интересного было для

каждого из вас? (Ответы детей).А мне сегодня понравилось, какие вы были активные, как внимательно меня

слушали. И на память о нашем занятии я хочу подарить вам вот такие

раскраски-бабочки

Публикации по теме:

Интегрированное занятие по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Лунтик и его друзья»Интегрированное занятие по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Лунтик и его друзья» Цель занятия: Вызвать у детей интерес к логическим играм и упражнениям, закрепить элементарные вычислительные навыки. Программное содержание:.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Путешествие с Фиксиком» Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений «Путешествие с Фиксиком».

Конспект НОД по формированию элементарных экологических представлений для детей второй младшей группы «Дары осени» ТЕМА «ДАРЫ ОСЕНИ» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» Автор: Красноперская Елена Петровна Воспитатель МБДОУ ДСКВ № 14.

«Число 10». Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема: Число 10. Запись числа 10. Цель: 1) сформировать умение считать до 10, различать запись числа 10 и соотносить её с десятью предметами;.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группеКонспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей гру пе Тема: «Космическое путешествие» Цель: Формирование.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе с использованием интерактивной доски Образовательные области: познавательная; речевая; социально-коммуникативная. Цель: закрепление математических знаний, умений и навыков посредством.

Конспект НОД во второй младшей группе по формированию элементарных экологических представлений «Прогулка в весенний лес» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №43 Муниципального образования Кореновский район Конспект.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: -Познакомить детей с образованием числа 7, учить вести счет и отсчет предметов в пределах семи; -Закреплять умение детей.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Потерянная цифра» Цель: закрепить знание о числе и цифре пять. Задачи: - закреплять количественный и порядковый счет; - закреплять знания понятий – форма,.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе с использованием ИКТ Цель: закреплять знания о геометрических фигурах и счет до 10. Задачи: Образовательные: совершенствовать навык счета в пределах 10 в прямом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе «Насекомые — наши друзья»
Опубликовано: 1 октября 2016 в 19:52
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект ООД по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе «Насекомые — наши друзья»» (включая файлы) размещена пользователем Олеся Москаленко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД